Шломо Шамир

May 20, 2009 15:40



Шломо Шамир (Рабинович) родился в 1915 в России, в 1925 приехал в Палестину. В 1929 вступил в организацию Хагана, в начале 30-ых работал на подпольном заводе боеприпасов, специалист по взрывчатым веществам. Во время арабского восстания 1936-1939 служил в "полевых ротах", командовал операциями против арабских формирований, затем командовал батальоном "полевых войск" в Иерусалиме. Также принимал участие в нелегальной доставке оружия и репатриантов.

В апреле 1940 закончил курс гражданских пилотов компании "Авирон". В сентябре 1940 записался в британскую армию, прошел первый офицерский курс для добровольцев еврейского ишува. Служил в 8-ой роте Buffs и 2-ом батальоне Палестинского полка, несшего охранные функции в Палестине, с середины 1943 - в Ливии. С созданием Еврейской бригады в сентябре 1944 батальон вошел в ее состав и был отправлен в Италию, на фронте с марта 1945. Шамир был назначен командиром от имени Хаганы в Еврейской бригаде. После окончания войны 2-ой батальон был расквартирован в Бельгии, затем в Голландии. Шамир возглавлял и координировал работу по нелегальной переброске репатриантов из Европы в Палестину.

Весной 1946 демобилизовался в звании майора, вернулся в Палестину и присоединился к штабному аппарату Хаганы. В начале 1947 Бен-Гурион рассматривал возможность назначить его начальником генерального штаба, но этот шаг не был принят руководством Хаганы. Яаков Дори, занимавший этот пост в 1939-45 и возглавлявший на тот момент миссию Хаганы в США, был вызван в Палестину и снова занял пост начальника генштаба, а Шамир был отправлен вместо него в США. С июня 1947 Шамир руководил работой по закупке и отправке в Палестину вооружения, в первую очередь самолетов, а также вербовкой необходимых специалистов, таких как Эл Швиммер, авиаинженер и будущий основатель "Таасия авирит", и полковник армии США Дэвид Маркус, будущий командующий иерусалимским фронтом.

В феврале 1948 Бен-Гурион вызвал Шамира в Палестину. Его назначение командиром бригады Негев не состоялось из-за противодействия командования ПАЛЬМАХа, затем Шамир принимал участие в операции "Нахшон" в апреле 1948, а в мае он получил приказ в течение нескольких дней сформировать новую бригаду. Так он стал первым командиром 7-ой бригады, которая понесла тяжелые потери в двух неудачных штурмах Латруна, и пробила "бирманскую дорогу" в осажденный Иерусалим. В конце июня он должен был занять пост начальника управления кадров генштаба, но это назначение тоже не состоялось, и после передачи командования 7-ой бригадой Бену Дункельману Шамир был назначен в августе 1948 начальником штабного отдела генштаба с присвоением звания "алуф". В ноябре он был назначен командующим Срединным фронтом ("хазит тихон"), на участке Рош-а-Аин - Вади-Ара.

В начале 1949 встал вопрос о необходимом реформировании флота, и в мае 1949 Шамир, как опытный организатор, был назначен командующим ВМС. Одновременно с этим Срединный фронт был ликвидирован, а его сектор присоединен к Центральному фронту, впоследствии Центральному округу. На посту командующего ВМС Шамир в первую очередь централизовал функции, до того распределенные между начштаба ВМС и отделом флота в министерстве обороны. ВМС стали видом вооруженных сил, подчиненным единому армейскому командованию. Шамир провел широкую программу реорганизации кадров, профессиональных курсов, установления штатов подразделений, был начат прием новых плавсредств.

В конце 1950 обострились отношения между командующим ВВС Аароном Ремезом и начальником генштаба Игаэлем Ядином. Ядин настаивал, что ВВС должны подчиняться единому штабу АОИ, Ремез считал, что ВВС должны быть независимыми. В результате в декабре 1950 Ремез подал в отставку, и Шамир получил предложение в 24 часа занять его должность. Шамир принял командование еще до того, как передал пост командующего ВМС Мордехаю Лимону. Первой задачей, как и в случае с флотом, было превращение авиации в часть армии. Шамир перевел штаб ВВС из Яффо в Рамле, создал новую авиабазу в Хацоре, определил нормы командного подчинения, в период его командования начались закупки самолетов "Москито" во Франции, а зенитные подразделения артиллерийских войск поступили в оперативное подчинение ВВС (полный переход ПВО в ВВС затянулся до 70-ых годов).

В августе 1951 Шамир попал в больницу из-за перенапряжения сил. Кроме того, врачи подозревали туберкулез, и срочно отправили его в отпуск в Италию. Временно исполняющим обязанности командующего ВВС был назначен Хаим Ласков, тоже сухопутный офицер, как и Шамир. Спустя несколько недель Шамир вернулся в Израиль, и решил, что будет лучше, если Ласков продолжит командование. Ласков не возражал. Бен-Гурион предложил Шамиру пост начальника управления кадров либо интендантского управления, с возможностью потом стать начальником генштаба, но Шамир отказался. Он решил, что военную карьеру он уже закончил.

В начале 1952 Шамир уволился из армии и стал директором компании по добыче фосфатов в Негеве. Он управлял компанией до 1963, одновременно с этим был членом технологической комиссии министерства развития и директором государственных компаний по добыче полезных ископаемых. Шамир возглавлял авиационный клуб, представлял Израиль в международной федерации аэронавтики, в 1962 стал председателем национального совета по гражданской авиации, с 1964 по 1967 был директором Земельного управления Израиля, с 1966 по 1973 - членом совета директоров "Таасия авирит", в течение десяти лет управлял компанией "Пазгаз". В 1968 он поехал учиться в Гарвард, в 1973 получил первую, а в 1980 - вторую степень в Тель-Авивском университете.

Шамир был членом обществ ветеранов 7-ой бригады, танковых войск, ВМС и ВВС. В 1994 вышла его книга "Любой ценой - в Иерусалим", о боях 7-ой бригады в Латруне. До последних дней он сохранял бодрость и ясность мысли.

17 мая 2009 ему внезапно стало плохо, он был госпитализирован, и 19 мая скончался в больнице в Тель-Авиве.
Previous post Next post
Up