Пленочный ренессанс
Обработка фотографии начинается с подбора оптики…
…и техники.
Часть 18: Смена
Глава III: цветной мультиэксп
Пленочная фотография должна была умереть. Это было неизбежно. Именно со Сменой в руках это понимаешь яснее и отчетливее. Выходишь в поле… Солнца нет, оно за плотным слоем облаков, добираешься до точки, достаешь экспонометр, и понимаешь, что все зря. Ближайшая экспопара - 1/500 и f22, а у тебя максимум доступной выдержки 1/200, и быстрее твой затвор просто не может. В общем, заправить Смену пленкой ISO 200, и идти на улицу было неудачным решением. Для нее гораздо лучше подошла бы ISO 100, а лучше ISO 50… Кстати, в марте был забавный случай: еду за детьми к своим родителям и думаю, где бы взять «пятидесятки» для съемок. Угадайте, что отец нашел у себя в гараже?
Даже цветная… Только вот беда: ее срок годности вышел еще в 1991 году… Последний раз такой пленкой снимали в 2010 - 15х, экспонируя ее как сотку… А сейчас на дворе весна 21-го, и пользы с нее - разве что разборные катушки…
Как в таких условиях не мечтать об универсальной пленке с изменяемой чувствительностью? Оно и произошло в виде цифровых матриц, позволяющих менять ISO в таких широких пределах, о которых пленочники даже и мечтать не могли: ISO 3200
[1] была и остается для пленки максимальным пределом.
Что касается мультиэкспа со Сменой… сам процесс мне нравится, но его сильно ограничивают оптико-технические особенности камеры Сорокамиллиметровый дальномер с МДФ 1,3 метра - не самое удачное решение для крупных планов, и тут, как показала практика, даже гиперфокал не помогает… А еще - у нас тут практически нечего снимать… впрочем, я об этом постоянно говорю.
Тем не менее, спустя примерно год, после вышенаписанного, я все же взял в руки себя, Смену и катушку цветной Kodak ProImage 100 (слева). А чтобы было веселее - взял свой адаптированный под E-mount
T-22 и сделал цифровые дубли всех снятых Сменой кадров (справа).
Ночная съемка не задалась... должно было быть как-то так...
Во всей этой истории был один неприятный момент: вводя значения экспонометра Ленинград-4 в цифровую камеру, я видел недоэкспонированный кадр, причем сильно. Поэтому, чаще всего корректировал его показания по цифровой тушке. Хотя, надо отметить, что пленка имеет характерные особенности восприятия света, которые я пока (а может и вовсе) учесть не в состоянии.
Из приятного: соотношение «видоискатель-кадр» у Смены стопроцентное. По крайней мере у моего экземпляра.
Смена мне вообще-то нравится, но верхняя выдержка 1/200 и отсутствие 135-й пленки хотя бы под ISO 50 начисто отбивает охоту ей снимать. Так что, несмотря на центральный затвор, ее судьба, по всей видимости - экспонат на полке, с редкими выходами по настроению.
А вот мультиэкспа как такового что-то не вышло… всего один кадр, но, по правде сказать, что цвет, что
ч\б - в данном случае будет почти без разницы… Как-то так.
Спасибо за внимание.
[1] Для общедоступной, гражданской, если можно так выразиться, универсальной пленки. Если верить Википедии, «Тасма» Изопанхром тип-24 имеет ISO 5000. Поларойды - до 10-20 тысяч, но это другая история.
ИсточникЪ