Веложизнь #21

Jul 17, 2019 11:06

КБ им. Кулибина: энергия без трения

С появлением в моей жизни автомобиля стало не до велосипеда…Но я к нему иногда еще возвращаюсь... чаще в мыслях...




В данный момент полным ходом [1] идут работы по изготовлению велодинамомашины бесконтактного типа. Роторную часть - точнее часть роторной части - я показывал в одной из предыдущих записей. Она практически готова к установке, осталось сделать кое-какие антикоррозийные приготовления - я где-то читал, что неодимовые магниты очень боятся сырости [2].

В настоящее время идет разработка статорной части. На этом пути я уже перепробовал массу катушек, и получил-таки стабильный ток, напряжением около 3 вольт с помощью одного из новых компонентов, о которых речь пойдет ниже. Технически - это победа. Следующие этапы - подбор/подстройка компонентов статора с целью получения нужных мне вольт-ампер-ваттных характеристик, а нужно мне хотя бы около 6V и 3W, и надо придумать в чем и как закрепить статор на корпусе машины. Схемы готового устройства будут добавлены в свое время.

И, кстати, раз уж речь зашла о схемах… Я хотел бы извиниться перед всеми за то, что по неопытности в этом вопросе, допустил в представленных мной ранее схемах массу неточностей. Они, правда, не должны критично отразиться на работе устройства, поскольку устройство само по себе довольно простое, но все-таки это непорядок. Поэтому, в рамках исправления бардака я представляю вашему вниманию актуальную на сегодняшний день схему



По сравнению с другими схемами, на ней, наконец-то, отмечены резисторы и транзисторы. Правда не все, и номиналы их я определить затрудняюсь, но все стабильно работает, а светодиоды в индикации и поворотниках обыкновенные - полуторавольтовые. Из этого следует, что по своим характеристикам подобранные мной - как обычно методом г-на Тыка и из подручных средств - компоненты вполне справляются с возложенной на них задачей. Зная номинал светодиода рассчитать сопротивление не составит труда, если вы умеет это делать… я вот не умею…

Второе важное новшество связано с планами подключения к системе бесконтактной динамки. Специально для нее был разработан компонент, служащий для индикации работы динамо-машины. Принцип его работы основан на том, что в некоторых схемах диодных мостов в качестве одного из диодов выступает светодиод. Но там он, во-первых, стоит именно вместо диода, а у меня - параллельно. Впрочем, как показала практика, такая схема подключения не оказывает на систему негативного влияния. Во-вторых, этот диод, как правило, отводят на задний световой сигнал, а я сделал индикацию работы в одном случае диодного моста для «бутылочки», а во втором - для бесконтактной динамки. Необходимость в этом назрела по причине, описанной в следующем пункте.

Третье - в рамках эксперимента в схему будет внедрен компонент, призванный трансформировать получаемый ток - преобразователь напряжения. Именно с его помощью я уже получил ток напряжением 3V в процессе стендовых испытаний прототипа бесконтактной динамо-машины. Схема в принципе работоспособна, осталось лишь довести ее до ума и… на данный момент, фактически воссоздать, так как компонент слегка развалился, потому что заниматься им мне сейчас некогда.

И, наконец, четвертое - самое сложное новшество - сделало актуальными сигналы поворота. Дело в том, что подключенные по старой схеме - через моргающий диод - они горели очень тускло. Теперь проблема решена с помощью маленькой микросхемы - таймера NE555. С ним вышла забавная история. Многие его рекомендуют, указывая на простоту решения, но никто, почему-то не говорит, сколько и каких нужно компонентов, чтобы ее запустить! А это уже не так-то просто, если у вас нет под рукой магазина радиодеталей. Лично мне для этого потребовались два резистора (именно они на схеме и не обозначены, кстати) и еще транзистор, чтобы ограничить входной ток. Повезло, что имеющиеся у меня компоненты подошли. Как бы там ни было, используя вышеозначенный метод, мне удалось подключить таймер, и теперь мои «поворотники» горят и моргают гораздо лучше.

Кроме всего перечисленного, в будущем есть намерение переделать головной свет - вместо пусть и "заводской", но шестивольтовой лампы можно собрать - в ее же корпусе - менее энергоемкий, но, как ни странно, более эффективный осветительный компонент. Работы в этом направлении пока даже не начинались, хотя работоспособность идеи проверена на практике. Примерно такие же планы на поворотники - есть мысль собрать передние сигналы. Материалы для их создания имеются. Задний фонарь в принципе уже оптимизирован и работает нормально, но можно добраться и до него тоже, добавив, например, больше диодов.

Только вот я опасаюсь, что к тому времени, когда я смогу этим заняться, мне это будет уже совсем не нужно.

[1] Со скоростью впавшей в спячку черепахи, но, тем не менее…
[2] Чушь… уже второй год в гараже лежат - и хоть бы что им…

ИсточникЪ

жизнь, дурная голова рукам покоя не дает, лисапедное

Previous post Next post
Up