Захотелось постараться изложить 40 страниц борьбы с пробками кратко и ёмко.
Цель - уложится не более чем в 2 страницы легкого повествования.
Итак.
ДПС и ПДД
Очевидный парадокс - ДПС должны следить за соблюдением ПДД (хотя, на самом деле - за безопасностью движения), однако - большинство нарушений ПДД происходят в местах, где патруля ДПС просто нет.
Отсутствие неизбежного наказания порождает безнаказанность и количество нарушений увеличивается в геометрической прогрессии.
ПДД - как устав, его правила чаще всего написаны "на крови". Невыполнение правил с большой долей вероятности ведет к ДТП. Однако, если вы развернулись через 2 сплошные на пустом участке трассы - приведет ли этот маневр к ДТП? ПДД требуют в этом случае наказания, хотя фактически, ПДД описывают ситуации взаимодействия участников дорожного движения. В отсутствии взаимодействия возможные последствия минимальны и наказание - сугубо ритуально. Соблюдение подобных ритуалов - основное направление работы ДПС.
При этом, регистрируются единицы подобных случаев и результат от такой профилактики - математически незначителен. Поэтому - наиболее оптимальное решение - отстранить ДПС от процесса фиксации "на месте" и перенести его в более взяткобезопасное место.
Кто же тогда будет идентифицировать и фиксировать нарушения правил? Те, кому эти нарушения больше всего мешают - водители, участники движения (взаимодействия на дороге). К ним могут присоединиться невидимые бойцы - видеорегистраторы нарушений, установленные повсеместно сотрудниками ДПС.
Вместе они образуют распределенную сеть регистрации нарушений ПДД. Результат видео-регистраций публикуется в интернете, в специальной социальной сети, где группа доверенных участников, заработавших безупречную репутацию, фильтрует реальные нарушения от мусора и необъективных суждений. Результат фильтрации - штрафы нарушителям с отчислением небольшого процента регистраторам и фильтрующим.
Что получилось? ДПС отстранена от потенциального вымогательства и занимается задачами безопасности дорожного движения. Вместо нее, регистрацией и осуществлением наказания занимается распределенная социальная сеть заинтересованных участников движения. С ростом числа участников этой сети, каждый потенциальный нарушитель вправе ожидать, что кто-то рядом с ним ведет регистрацию и обязательно опубликует это нарушение. Это ожидание не стимулирует на выполнение подобных маневров. Не уничтожает их полностью, но существенно снижает их количество.
При этом, участники социальной сети имеют сильную мотивацию - это и "борьба за равноправие", и облегчение себе жизни на дороге и все-таки заработок.
Милая картина, не находите? Особенно если не верить в манипуляции типа "без ДПС нельзя!".
Теперь о пробках.
Кратко. Причина возникновения пробок - изменение пропускной способности дороги, следствием которого является беспорядочный набор перестроений транспорта, выполняемых с помехой окружающим участникам движения, заставляя их менять направление своего движения или его скорость.
Следствием этого краеугольного заявления является простая формализация ключевых направлений борьбы с пробками. Это:
1. Бороться с изменениями пропускной способности, вызванными человеческим воздействием - неправильная парковка, неправильное выполнение маневров типа проезд перекрестка в заторе и прочие.
2. Бороться с неправильной парковкой, катастрофически снижающей пропускную способность дорог при помощи фоторегистраторов, запоминающих место и время нарушения. Повторяюсь, потому что парковки - ;№ 1 по причинам возникновения пробок.
3. Максимально быстро устранять неожиданные изменения пропускной способности дороги - ДТП, поломки транспорта и аналогичные.
4. Избегать искусственных изменений пропускной способности, связанных с плохим дизайном перекрестков, развязок и прочих элементов дороги.
5. Минимизировать перестроения транспорта в потоке - вплоть до запрета невынужденных перестроений, выполненных с помехой. Совершенно незачем лезть напролом в крайний левый ряд.
6. Систематизировать вынужденные перестроения - объезды препятствий и вливания в поток, введя набор правил, регламентирующих наиболее оптимальное выполнение подобных маневров.
7. Работать точечно по ключевым проблемным местам города, исправляя ошибки проектирования и шаблоны поведения.
По шестому пункту есть набор предложений, которые решают (снижают влияние) той или иной проблемы в городе, и которые были изложены ранее. Мне больше всего нравятся Савеловская эстакада (предложение по которой смогло получить практическое подтверждение), выезд на Ленинградку с Третьего кольца, Бутырская улица. Это не единственные предложения, но потенциально весьма эффективные с точки зрения влияния на всю картину движения в городе.
Кроме борьбы с перестроениями, необходимо решать и другие задачи - снижать влияние железных дорог, стягивающих город, оптимизировать работу светофоров, строить новые дороги, мосты и тоннели. За более детальной информацией можно обратиться к оригинальному документу.
Но главное во всей этой борьбе с пробками - не отмены мигалок, не требования к властям построить новые дороги и расширить старые, ни вообще какие бы то ни было действия и "кардинальные меры" со стороны властей.
Главное - это поведение на дороге и около нее самих участников движения. Это они паркуются где попало, это они подрезают, перестраиваются, едут на красный и совершают тысячи других маневров, часть которых приводит к ДТП, а часть - к возникновению и расширению ненавистных всем пробок.
Единственный действенный способ борьбы с пробками - изменение модели поведения участников движения.
А все, что описано выше - это попытка достичь того же, но используя механизмы материальной мотивации.
Но пока, при текущей ситуации в стране, запуск предлагаемых мер - практически не реален, посему бороться с пробками должен каждый из нас, соблюдая набор простых правил:
1. Стремиться парковаться правильно, не мешая остальным - и водителям и пешеходам.
2. Стремиться снижать мешающие перестроения
a. Не пытаться объезжать поток по вдруг "появившимся" свободным полосам - они закончатся этой же пробкой, но вы будете мешать всем
b. Не пытаться "втиснуться" в тоннели и повороты через островки безопасности и бордюры
c. Использовать для вливания в загруженный артериальный поток только одну полосу (самую правую) вне зависимости от знаков.
d. Пропускать вливающихся и объезжающих, стремясь сохранить единый ритм движения
3. Стремиться не нарушать правила, что потенциально может вызвать или спровоцировать перестроения и ДТП
a. Как минимум - соблюдать подачи световых сигналов, правила сплошных полос и движение в тоннелях.
b. Как максимум - вспомнить все правила, они большие - там есть что почитать.
И пока такая смена поведения не произойдет - любые внешние меры в борьбе с пробками обречены на провал. Как и мэры, впрочем.
А тех, кто не захочет меняться - мы будем наказывать неотвратимой машиной социальной сети :)