Оригинал взят у
lekso79 в
БатумиОригинал взят у
asosnin в
БатумиБатуми - красивый курортный город на Черном море.
Из Тбилиси в Батуми удобно добираться на поезде. Есть ночной поезд с купейными и плацкартными вагонами, но если вы хотите посмотреть Грузию из окна вагона, то лучше всего воспользоваться дневным скоростным поездом, который выходит из Тбилиси в 8 утра. Электронные билеты на грузинские поезда можно приобрести
на сайте Грузинских железных дорог.
Скоростной поезд представляет собой состав ВМК-003 (сделан в Китае в 2010 году) из четырех вагонов. Он развивает скорость до 120 километров в час. Время поездки от Тбилиси до Батуми составляет 4 часа 45 минут. В пути поезд делает несколько коротких остановок.
Снимать из вагона быстро идущего поезда - дело неблагодарное. Но могу сказать, что дневной поезд Тбилиси - Батуми - это отличный способ увидеть западную часть Грузии.
Особенно красив участок железной дороги, идущей через Сурамский перевал.
Железная дорога протяженностью 400 километров не совсем приспособлена для скоростного движения: идущий со скоростью более ста километров в час поезд временами здорово трясет. Но есть планы построить на этой дороге ряд спрямлений, за счет чего поезд от Тбилиси до Батуми будет добегать всего за три часа.
Вторая часть дороги - равнинная. Ближе к Батуми ощущается дыхание солнечной Аджарии.
Последний участок пути проложен прямо по берегу Черного моря. Когда-то здесь ходили дальние поезда из Москвы, и даже с прицепными вагонами из Ленинграда. По воспоминаниям тех, кто ездил на курорт в Батуми в 1950-е годы, во время одной из остановок на этом участке люди успевали искупаться в море.
Точно по расписанию, в 12.45, поезд прибывает на конечную станцию. Отсюда - четыре километра до Батуми. Когда-то поезда приходили в самый центр города. Поезд шел, как трамвай, по центральным улицам. По словам одного из местных жителей: "Люди, машины, лошади, поезд - все было вместе". В 1996 году вокзал в центре Батуми закрыли, а пути разобрали. С тех пор пассажирские поезда ходят только до станции Махинджаури, расположенной в одноименном курортном пригороде. Отсюда до города можно добраться на маршрутном или обычном такси.
Издали Батуми выглядит интригующе.
Интригующий облик города формируют несколько высотных зданий, одно из которых - "Башня грузинского алфавита", на верхнем этаже которой скоро откроются обсерватория, телестудия и ресторан.
На много километров к югу протянулся Бульвар, идущий параллельно широкому морскому пляжу. Бульвар в Батуми существует давно, но большая его часть построена в последние годы, причем строительство продолжается.
А начинается Бульвар здесь, рядом с морским портом. Пока что этот участок не закончен: здесь строятся высотные здания, в том числе начинается возведение 47-этажной башни Трампа. Совместные фотографии американского миллионера Трампа и грузинского президента Саакашвили можно увидеть во многих местах города.
Бульвар благоустроен; есть даже велосипедная дорожка (как и вдоль некоторых батумских улиц), но велосипеды в городах Грузии пока мало распространены: движение автомобилей здесь довольно агрессивное, и быть велосипедистом небезопасно.
Кстати, насчет вождения в Грузии: водители здесь до сих пор ездят примерно так, как было принято в Советском Союзе, то есть пешеходов никто не пропускает. Попытка по привычке перейти дорогу по "зебре", не обращая внимания на автомобили, с большой долей вероятности приведет человека в больницу или на кладбище. Неписанное правило говорит об однозначном приоритете автомобилей перед пешеходами - как когда-то было и у нас.
Пляж в Батуми галечный. Он общедоступный: никаких закрытых частных участков, как в Крыму, здесь нет.
В начале Бульвара стоит здание морского вокзала. Морские линии представлены отправляющейся раз в неделю "Кометой" до Сочи (в понедельник - туда, во вторник - обратно). Время в пути по расписанию составляет пять часов, но фактически обычно получается гораздо дольше, иногда в два раза.
К причалу, где стоят буксиры, в советское время швартовались крупные пассажирские суда линии Одесса - Батуми. В летнее время линия была ежедневной. Оборот составлял семь-восемь суток, теплоходы останавливались в городах Крыма и Кавказа. На линии периодически работали такие знаменитые лайнеры, как "Украина", "Шота Руставели", "Тарас Шевченко", но основу линии составляли более скромные "рабочие лошадки" черноморского флота. На этой же линии работал и печально известный пароход "Адмирал Нахимов".
Для ностальгирующих по временам, когда советские люди ездили в морские круизы - небольшой отрывок из воспоминаний капитана "Адмирала Нахимова" 1960-х годов Николая Антоновича Соболева:
К концу первой половины рейса, при подходе к порту Батуми, пассажиры были озабочены тем, чтобы не остаться без каюты на обратный путь, ведь билеты продавались только в одном направлении. Поэтому еще до ошвартовки в порту Батуми в вестибюлях у трапов собиралась толпа, и как только трап опускался, пассажиры стремглав наперегонки неслись к кассе морского вокзала, чтобы приобрести обратный билет. Но не всем сопутствовало счастье. Опоздавшие довольствовались палубными местами, чтобы не остаться в чужом городе, а на судне старались захватить шезлонг, дабы прокоротать ночь. Днем атаковывали пассажирского помощника в надежде, что в очередном порту освободится койка в каюте.
Жизнь советского человека во многом состояла из таких вещей (с безусловным чувством удовлетворения от добытого дефицита в конце). Хотя на Крымско-Кавказской линии со временем, конечно, смогли организовать предварительную продажу билетов в оба конца. Для этого пришлось "всего лишь" добиться отмены устаревшей инструкции, что в те времена чаще всего было непросто.
Линию Батуми - Сочи обслуживают две "Кометы", одна из которых, правда, сейчас стоит на берегу. Но для одного рейса в неделю хватает и оставшейся "Кометы".
В летнее время организуются прогулки на морском прогулочном теплоходе "Батуми".
Чуть дальше от центра находится грузовой порт, куда в том числе приходят и железнодорожно-пассажирские паромы из Варны и Ильичевска. Обслуживает эту паромную линию компания "Укрферри". Некоторые паромы ходят до Батуми, а некоторые - до Поти (это 70 километров к северу от Батуми).
Самый доступный для всех желающих паром, под названием "Грейсвальд", обслуживает линию Поти - Ильичевск, и ходит раз в неделю. Этот паром занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый большой железнодорожно-пассажирский паром в мире. Он вмещает 150 человек в каютах со всеми удобствами, и билеты на него практически всегда есть в свободной продаже. На его борту имеются ресторан, бар, салон отдыха и даже детская игровая комната. Время в пути от Поти до Ильичевска составляет примерно 60 часов.
Другие паромы компании гораздо скормнее, и не все берут пассажиров. Так, находящийся в аренде у "Укрферри" болгарский паром "Герои Одессы", пришедший при мне из Варны через Ильичевск, пассажиров не брал. Иначе бы я обязательно на нем уехал - когда еще будет возможность прокатиться по черноморской транспортной линии?
Рядом с портом строится нижняя станция канатной дороги, которая свяжет город с будущим развлекательным комплексом "Арго" на Батумской горе.
Старый Батуми начинается от самого моря. Большая часть исторической застройки здесь относится к XIX веку - впрочем, в городе в последние годы строятся и новые здания, которые очень трудно отличить от исторических.
Украшением центра города является площадь Пьяцца, в которой есть что-то венецианское.
Старый город большей частью приведен в порядок: где-то отреставрированы фасады, где-то проведен капитальный ремонт зданий. Кое-что возводится заново, но настолько хорошо вписывается в архитектурный стиль города, что, как я уже говорил, понять, где тут новое, а где старое, бывает сложно.
На следующей фотографии - пример капитального ремонта, когда от старого здания остаются только стены. Здесь, правда, еще будут надстроены верхние этажи.
Дома советского времени, примыкающие к старому городу, тоже большей частью облагорожены. Иногда довольно необычным способом:
А здание Оперного театра, по словам местных жителей, еще недавно предсталяло собой типовую советскую коробку:
На просторной площади Европы установлена статуя Медеи.
Здесь же расположено здание драматического театра имени Ильи Чавчавадзе.
Музей искусств Аджарии очень богат экспонатами, и является предметом законной гордости жителей города.
Ну а вот, для разнообразия, типичный батумский двор с многоэтажками чуть в стороне от центра.
Все известные гостиничные цепи строят в Батуми гостиницы. Над Бульваром возвышается башня "Шератона".
А это - старая (но достойно реконструированная) гостиница "Интурист":
Батуми - город, в котором без видимых противоречий сосуществуют разные религии. Здесь есть мечеть, синагога, армянская, католическая и православные церкви. Больше всего мне понравилась относительно небольшая греческая церковь Святого Николая, возведенная в 1865 году.
Интересен Богородице-рождественский собор, который был изначально построен как римско-католический костел (1903 год). В советское время храм чудом избежал уничтожения, а в 1980-е годы был передан православной церкви.
Армянская Церковь Святого Христа Всеспасителя построена в 1887 году. В советское время использовалась как склад, затем - как обсерватория. Это очень спокойная и уютная церковь. Я вообще не чувствую никакой разницы между храмами разных религий, и не считаю какую-то из них единственно истинной. В конце концов, разные религии - это просто разные пути к Богу. Поэтому одинаково комфортно чувствую себя и в мечети, и в православном храме. Если мне понравилось в католической церкви, я поставлю в ней свечи так же, как и в православной. Поэтому соседство в центре Батуми таких разных храмов меня весьма порадовало.
А на следующей фотографии - здание синагоги, построенное в 1904 году. В советское время здесь размещалось спортивное общество "Спартак".
Расположенный в самом центре города парк 6 мая - хорошее место для отдыха и прогулок. Помимо прочего, летом здесь не так жарко, как везде.
Для прогулок по Пионерскому озеру можно арендовать лодку.
В двенадцати километрах к югу от Батуми, совсем рядом с турецкой границей, расположено местечко Гонио (до которого через некоторое время планируется довести Бульвар). Здесь сохранились остатки римской крепости, существовавшей уже в первом веке до нашей эры.
По территории крепости проложена аллея для посетителей. Здесь можно осмотреть место раскопок римской бани, зайти в местный музей и даже полазить по крепостным стенам.
Предполагается, что именно здесь похоронен апостол Матвей, который по жребию заменил выбывшего Иуду Искариота.
К северу от Батуми на огромной площади раскинулся Ботанический сад, один из самых больших в мире. Его уникальность состоит в том, что местный климат позволяет содержать здесь растения из разных уголков мира - в саду их собрано более пяти тысяч. Сад разбит по принципу садов Семирамиды: он спускается ярусами с горы к морю, соответственно меняется и флора.
Но даже тем, кто не интересуется растениями, стоит сюда приехать: в саду хорошо просто гулять. Уединенная тишина, тропинки, скамейки, а где-то внизу - море. Здесь чудесная энергетика.
А теперь давайте вернемся в Батуми, но на этот раз - поздним вечером, когда уже темно. Вечерами в Батуми работают светомузыкальные фонтаны. Их здесь два. Один - недавно открытый, французский фонтан, находящийся в новой части Бульвара. Фонтаны расположены посреди водоема, по берегам которого размещаются зрители.
Французский фонтан безусловно впечатляет, но мне по душе больше пришелся светомузыкальный фонтан, расположенный рядом со старой частью Бульвара. Здесь нет большого водоема, и при желании можно подойти совсем близко к водяным струям. А можно просто сидеть на скамейке, слушать музыку и любоваться игрой света и воды.
Музыкальные произведения подобраны, на мой взгляд, с большим вкусом. Здесь есть место и классике, и джазу, и популярным зарубежным мелодиям. Представляете, в этом городе вечером звучит прекрасная музыка. Во многих ли городах ее можно услышать вечерами?
Как и Тбилиси, город прекрасно иллюминирован. Но стиль иллюминации в Батуми другой: здесь много разного цвета и эклектики. Кто-то скажет, что город подсвечен слишком легкомысленно, но не стоит забывать, что Тбилиси и Батуми - города совершенно разных жанров. Батуми - это в первую очередь курорт, и его ночная иллюминация этому соответствует.
В Батуми есть аэропорт. Самолеты взлетают чаще всего в сторону моря, потому что с другой стороны - гора. После взлета под крылом быстро промелькнет строящийся Бульвар, некоторое время будет виден город, а потом самолет уйдет далеко в море, и, как говорится, прощай, Грузия.
Вот таким получился мой визит в Грузию. После десятков стран, где я побывал, мое восприятие несколько притупилось. Но тут, честно, тронуло. Страна на самом деле замечательная и искренняя. Советую в ней побывать: будет много позитивных эмоций, и не останется места равнодушию.
Другие рассказы из этой поездки:
Тбилиси Мцхета и Джвари Военно-Грузинская дорога и Казбек Кахетия: Сигнахи и Мирзаани