Минские соглашения.
В настоящее время официально (на уровне СБ ООН) утверждены в редакции Минск-2.
http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/043/74/PDF/N1504374.pdf?OpenElementОбщий смысл соглашений:
1. Нужно остановить гражданскую войну;
2. ЛДНР это Украина;
3. Нужно договориться о мире (на переговорах с ЛДНР).
Во многих пунктах Минска-2 прямо сказано, что вопрос будет решён позже по согласованию сторон, и сам Минск-2 ничего прямо не устанавливает.
Прекращение огня очень важно, но не является сутью Минска-2. Такое условие было бы и будет в любом мирном соглашении.
Суть Минска-2 в последнем по хронологии пункте - конституционной реформе.
Из общего смысла следует, что вопрос о границе между ЛДНР и Украиной второстепенен и отпадёт сам собой при выполнении Минска-2.
Граница между ЛДНР и Украиной определяется как "линия соприкосновения" и в Минске-1, и в п.2 Меморандума от 19.09.14, и в Минске-2.
Эти три линии на разные даты могут отличаться, как отличалась линия соприкосновения каждый новый день лета 2014. Естественно, что практический смысл имеет только актуальная сегодняшняя.
Территория ЛДНР доложна быть определена постановлением ВРУ (что немного странно, поскольку ВРУ воюет с ЛДНР и теоретически может вписать туда что угодно, хоть свой контроль над Донецком).
Да, сейчас в постановлении сказано, что на Дебальцево не распространяется особый режим, но главное то, что будет сказано в конституционной реформе.
Дебальцево.
На момент подписания Минска-2 линия соприкосновения пролегала севернее Дебальцево.
Этот факт был известен, озвучен и не мог не обсуждаться в Минске. Подписание соглашения (в т.ч. Украиной) не только утвердило (в п.2) отличие линии соприкосновения от сентябрьской, а и прямо дало ещё два дня на завершение военной операции.
После установления контроля над Дебальцево все стороны подтвердили (и продолжают подтверждать сейчас) сохранение договорённостей Минска-2.
Был ли Минск-2 нарушен?
Минские соглашения - это общий мирный процесс, единственный, действующий в настоящее время, альтернативы сегодня нет.
Это подтверждалось всеми его участниками всё время его действия с сентября 2014.
В частности, подтверждалось, что хотя обе стороны выполняют соглашения не полностью, тяжесть противостояния снизилась в разы.
Несмотря на невыполнение даже превого пункта - полного прекращения огня - стороны заявляют о своей приверженности, а международные посредники требуют выполнения всех пунктов соглашений.
Граница.
Контроль над границей со стороны РФ никак не относится к мирным соглашениям.
Контроль над границей со стороны Украины определён в П.9 Минска-2:
1. Восстановление контроля начнётся после выборов;
2. Будет полностью восстановлен после общего урегулирования, т.е. конституционной реформы;
3. Крайний срок полного восстановления не указан;
4. Всё это по согласованию с ЛДНР.
Требование восстановить контроль в определённый срок (прямо сейчас) или как условие выполнения других пунктов - это нарушение Минска-2.
Кто может прекратить войну?
Остановить войну означает перестать стрелять, прекратить войну означает договориться о мире.
На начальном этапе войны власти Украины могли своими действиями и остановить, и прекратить войну.
Прекратить в том смысле, что полноценной армии ополчения ещё не существовало и общевойсковые операции проводили только ВСУ, а ополчение вынужденно вело оборонительную партизанскую войну.
В это время урегулировать конфликт переговорами (различными способами, включая соответствующие положения Минска-2) можно было в любое время, наиболее удобными были три момента:
1. 21.02.14 на основании соглашения о конституционной реформе.
Ответом стал государственный переворот самопровозглашённой власти.
2. После референдума о создании ЛДНР, когда уже было точно известно, что Россия их не присоединит.
Ответом стало применени армии в АТО и начало тем самым гражданской войны.
3. После выборов президента, которые Россия признала, отозвала разрешение на применение армии, а Порошенко объявил перемирие.
Ответом стало полномасштабное наступление ВСУ, принесшее десять тысяч смертей и все ужасы войны.
Во всех случаях прямым инициатором не только продолжения конфликта, а многократного его ухудшения, становились нынешние украинские власти.
Июньское перемирие Порошенко было объявлено как одностороннее и прямо доказывает существовавшую тогда ещё возможность остановить войну украинскими властями.
После этого в течение лета 2014 война стала широкомасштабной и уже для её остановки требовались переговоры с ЛДНР, пойти на которые удалось заставить украинские власти только к Минску-1.
В настоящее время прекращение войны возможно только в результате переговоров с ЛДНР. Именно это поддерживают все международные посредники в нормандской группе и СБ ООН.
Декларирование отказа от переговоров с ЛДНР является нарушением Минска-2 и преступлением против мира в Украине.
О наступлениях ЛДНР.
Ополчение практически не проводило наступательных операций, действуя в обороне против превосходящего противника.
Причины очевидны - критическая нехватка всего, что необходимо для наступления, общее тяжёлое положение ЛДНР, численное превосходство ВСУ.
Не существует никаких русских танковых армад, победоносно шествующих по украинской земле - их действий просто не видно от слова вообще.
Изменение линии соприкосновения в обе стороны происходило в результате наступлений и прорывов ВСУ и последующих отступлений из котлов.
Наиболее заметное увеличение по площади - продвижение к Азовскому морю - произошло в результате распада фронта после Илловайского котла. Ополченцы просто проехали по трассе в направлении Мариуполя до новых рубежей ВСУ.
Все остальные относительно крупные успехи ополчения - это окружения.
Взятие аэропорта Донецка было медийно раскручено, но фактически не являлось наступлением, а только зачисткой уже разрушенного объекта, хоть и крупного.
Дебальцевская операция - это исключение, подтверждающее правило, как уже сказано выше, операция была согласована в мирных соглашениях.
Всё, сказанное выше - ответы на заданные мне в разное время вопросы.
Значительная часть сказанного очевидна, но, к сожалению, приходится объяснять, почему из А следует Б.
Далее - моё собственное мнение.
Как прекратить обстрелы?
Все концентрируются на случаях нарушения режима прекращения огня, обвиняя обе стороны в провокациях и выясняя, кто первый стрелял.
Для того, чтобы понять, что нужно делать для прекращения обстрелов, нужно посмотреть на участки границы, которые в сводках не фигурируют, и понять, чем они отличаются.
Например:
1. В ходе летней кампании 2014 положение Луганска было значительно хуже, чем Донецка.
Луганск был в окружении, блокаде, под обстрелами, бомбёжками и с вызванной наступлением ВСУ гуманитарной катастрофой.
Сегодня в Луганске спокойно, а жилые кварталы Донецка продолжают обстреливать из Песок и Авдеевки.
Почему так, в чём разница?
Только в том, что ВСУ отступили из пригородов Луганска до естественного рубежа по реке, а близ Донецка продолжают удерживать пункты для обстрела города.
Именно это и было причиной боёв за аэропорт - наблюдательные пункты для коррекции огня, а вовсе не разрушенные здания.
Из-за непрекращающихся обстрелов Донецка район аэропорта и сегодня самая горячая точка на границе.
Рецепт деэскалации по примеру Луганска очевиден - отступить, по меньшей мере, отвести артиллерию.
2. В этом же смысле показательна разница между аэропортами Луганска и Донецка.
Из луганского ВСУ просто отступили, не став бессмысленно терять людей, совершив довольно продолжительный марш, вышли из глубины территории ЛНР.
В донецке разрушенный комплекс зачем-то объявили стратегическим объектом и потерпели болезненное поражение с ненужными потерями.
(а в луганске отступление объясняли даже ядерным ударом)
3. Дебальцево тогда и сейчас.
Минск-1 был подписан при некотором ситуативно сложившемся положении линии соприкосновения.
Сам факт того, что перемирие подписали в тот момент, когда теоретически появилась возможность наступления ЛДНР, показывает, кто в действительности хочет мира и готов к прекращению войны.
Одного взгляда на карту того времени достаточно, чтобы указать наиболее проблемное место - Дебальцевский карман. Возможность наступления из него и разрыв в коммуникациях ЛДНР делали невозможным прочное перемирие.
Сегодня Дебальцево фактически отсутствует в сводках, только при упоминании восстановления ЖД сообщения Донецка и Луганска.
Результаты такого способа "принуждения к перемирию" однозначно заслуживают рассмотрения возможности распространения позитивного опыта на другие проблемные области.
Граница должна быть выровнена с исключением удобных для наступления сторон выступов и опорных пунктов.
4. Штурм Луганска и Мариуполя.
Главное отличие - окружения, блокады, гуманитарной катастрофы и штурма Мариуполя не было. Это сравнение говорит о степени гуманности сторон и технических возможностях по наступлению.
Ополчение, понимая, что сил взять город у них просто нет, не стало бессмысленно обстреливать город, а граница была установлена в отдалении по небольшим сёлам.
Если бы не провокации неонацистов из Азова, этот участок был бы мирным.
Общие выводы:
1. Никакого отступления ВСУ до Киева для мира не требуется;
2. ВСУ отступали раньше и будут впредь, ничего страшного в этом нет, на войне войска движутся вперёд-назад по необходимости, в частности, когда этого требует необходимость установления мира;
3. По каким конкретно полям проходит линия соприкосновения в данный момент имеет мало значения, важен только переговорный процесс о конституционной реформе.