Все-таки мне больше нравится вариант перевода "Жили-были... в Голливуде"
«Однажды... в Голливуде» не отпускает после просмотра уже несколько дней. К счастью, я где-то успела увидеть, что перед просмотром стоит ознакомиться с историей убийства Шэрон Тейт, но не прочла ни одной рецензии, поэтому была в оптимальном состоянии для этого фильма.
Дальше буду дико спойлерить, поэтому если это кто-то вдруг случайно читает, не читайте.
Фильм насыщен типичными для Тарантино естественными диалогами, прекрасными актерскими работами, но нетипично для режиссера спокоен и размерен. И я считаю, что это уже серьезный спойлер. Потому что автор в фильме играет на ожиданиях зрителя. С одной стороны, можно ждать кровавой развязки, потому что реальная история закончилась именно так. С другой стороны, ждешь кровавого и жестокого действия, потому что это фильм Тарантино.
Ра-та-та-та-та-та-та!
Причем из-за того, что это фильм Тарантино, вообще сложно предсказать, каким будет это действие. В «Бесславных ублюдках» режиссер четко показал, что если ему не по душе реальная история, он ее исправит так, как ему нравится, поэтому в принципе того, что милая жена Полански выживет, я подозревала. Но вот что за весь фильм будет всего один мордобой с кровью в середине, и комедийная сцена расправы над сектантами в конце, стало неожиданностью. Причем я успела только прочитать непосредственно про убийство Тейт, а про жизнь секты на ранчо Спэна не читала, поэтому сцену там смотрела как какой-нибудь фильм Дэвида Линча. И весь фильм сидела в напряжении, поэтому спокойное и задушевное течение фильма воспринималось особенно остро.
Мастерство Тарантино, конечно, в том, что у него нет не важных для сюжета сцен. Он не будет давать пейзажи по пятнадцать минут, чтобы заполнить хронометраж. Все кажущиеся затянутыми и проходными эпизоды фильма в конце для меня получили смысл, при этом я подозреваю, что могла еще много смыслов упустить - в конце концов, мир голливудского кино 60-70-х для меня темный лес.
Шэрон Тейт такая беззащитно-беспечная, что просто щемит сердце.
Вечеринка в особняке Playboy, прогулка Шэрон по городу с заходом в библиотеку и просмотром фильма - я воспринимала как способ показать наполненную радостью и надеждами на будущее жизнь, которая вот-вот будет жестоко оборвана. Сцена в библиотеке - это еще и отсылка к будущему фильму Полански «Тэсс», в котором могла бы сыграть его жена, если б не преждевременная смерть.
Степенная подготовка к ужину Клиффа и его диалог с собакой служат раскрытию характера героя, конечно же, но еще - это демонстрация выдержки питбульши, которая сыграет важную роль в финальной драке.
за собачку, как водится, переживала больше всего
И из-за плотности смыслов и отсылок на квадратный сантиметр фильма мне кажется странным, что никто почти не упоминает, по крайней мере, в тех рецензиях, что я читала, о роли кислотной сигареты. На сигарету уделяется время в двух сценах, и дважды показывается флешбек о том, при каких обстоятельствах Клифф покупает эту сигарету. А потом он закуривает, показывают пару гэгов, когда он возвращается с собакой… и все! Дальше драться она ему никак не мешает. Употребляет он ее ровно перед тем, как на улице остановится автомобиль убийц. Я не хочу сказать, что это сто процентов означает, что удачная развязка - галлюцинация главного героя. Но даже в своей счастливой вселенной Тарантино оставляет финал открытым, как мне кажется, из уважения к реальной трагедии.
Как важен контекст: актер на экране несколько секунд, ничего страшного не делает, но оставляет жуткое впечатление, если знать, кого он играет.
Забавно смотрятся отсылки внутри фильма на старые работы самого Квентина. Например, старого каскадера Рэнди и его жену играют те же актеры, что и каскадера-маньяка и его каскадершу-жертву из «Доказательства смерти». Или Рик Далтон блестяще играет злодея в вестерне, а Леонардо Ди Каприо блестяще сыграл злодея в седьмом фильме Тарантино, также снятого в виде вестерна. Или, конечно, сцена сожжения фашистов в «Четырнадцать кулаков Маккласки» - аллюзия на финал «Бесславных Ублюдков». Такие внутренние шутки для фанатов и актеров.
."Доказательство смерти" определенно снимали в этой вселенной Тарантино.
Просто отличная сцена - общение вышедшего в тираж Рика Далтона с девчушкой. Мне понравилась подсмотренная в каком-то комментарии мысль, что Тарантино показал четыре состояния актерской карьеры - маленькая, но очень серьезно относящаяся к своей роли актриса, молодая актриса, пожинающая первые лавры, актер в кризисе, и актер на дне - опустившийся старик на ранчо. Этакие весна, лето, осень и зима Голливуда.
Классно сделан флирт между хиппующей Киской и Клиффом. Девушка очаровательна и неприятна одновременно, Клифф скуп на жесты и эмоции, но завораживает харизмой. Вообще, тут очень естественно показаны красавицы - они храпят, светят небритыми подмышками и голыми пятками, и кажется, что для Тарантино это способ подать их не просто куколками, а настоящими живыми женщинами. Хотя мужикам виднее, любуется этими чертами режиссер, или смеется над ними. Дружба между главными героями тоже смотрится очень естественно, без пафоса и гей-намеков, но невероятно душевно. За счет большого времени, уделенного на показ отношений, возник эффект погружения, который и зацепил меня больше всего. Словно я не фильм два часа посмотрела, а прожила в Голливуде 60-х полгодика.
сектанты на ранчо жуткие, а в финале - глупые. Будто из разных фильмов.
Финальная драка фильма раздражает мельтешением и фарсовой подачей. Я понимаю, что это, возможно, попытка высмеять то, что годами внушало страх, но как-то несолидно, что ли. Хотя сама идея весьма интересна. Историческую достоверность постоянно нарушают при любых съемках как документальных, так и художественных фильмов. Каждый режиссер показывает ту правду, какую ему хочется, но обычно это пытаются выдать за единственно верную трактовку. Тарантино - первый из тех, кого я знаю, который открыто переписывает историю по своему вкусу. И если в «Бесславных ублюдках» это было еще скрыто за общей нереалистичностью фильма - этакое американское комиксовое прочтение событий Второй Мировой, то здесь уже откровенная позиция автора по конкретному эпизоду: мне нравится история в целом, а вот эта часть мне совсем не нравится, хочу, чтобы было по-другому. Этакое интерактивное кино с выбором концовки самим режиссером. Интересно, как будет развиваться тема в следующих фильмах мэтра. Я в любом случае пойду смотреть.