Россия - страна контрастов, это уж точно. На бумаге для каждого нового строящегося и любого реконструируемого объекта очень строго проверяется возможность доступа на объект маломобильных групп населения, в первую очередь, инвалидов, но к этим же группам населения относятся и мамы с колясками, например. И если у вас перепад между уровнем тротуара перед домом и полом парадной двадцать сантиметров, например, вам уже потребуется по нормам четырехметровый пандус. А если первый этаж здания расположен повыше, то пандусы рядом с лестницей на планах будут змеиться как сытые удавы, потому что нельзя делать участок пандуса, поднимающийся выше полуметра без разделительной площадки, а каждая площадка еще полтора метра длиной, да еще площадочка сверху и снизу, и все, нет конца этому безумию.
А также обязательно используются нескользящие материалы, двери, которые легко открыть (нормы прописывают допустимое усилие при открытии двери), всякие тактильные плиточки, цветные полосочки, специальные кнопочки и удобные перильца. И вот сначала я в составе проектной группы рисую все эти пандусы, удобные проходы по участку с минимальным уклоном, прописываю материалы отделки и высоту порожков.
А потом в составе маломобильной группы населения отправляюсь покорять снежные просторы за окном. И как-то сразу бросается в глаза, как написано в одном отчете, условный характер мероприятий для доступа инвалидов. Зато прокачиваются мускулы на руках и тренируется психика. Из шести сетевых магазинов в шаговой доступности я могу без проблем попасть только в один, пандус есть перед двумя, но во втором на входе вертушка. Трамвайные рельсы явно недавно подрывали, чтоб фашисты не захватили Ленинград, так что за один прием дорогу не перейти, а стоять посередине слегка неуютно, потому что на разделительный островок наша маломобильная группа полностью не помещается. Пандусы в виде двух металлических профилей делались под какую-то мифическую коляску, которую никто пока не встречал, у остальных не совпадает с ними ширина между колес, а иногда и ширина самих колес. Двери получается удержать открытыми только с посторонней помощью, без помощи коляска намертво застревает в них. В общем, при реализации красивой согласованной документации ненароком создается увлекательнейший квест для той части населения, которая вылетела из рабочей обоймы, и теперь явно скучает.
Для меня кульминацией стала попытка проехать на трамвае с детской коляской (ну тупая идея, признаю). К взятию метровой высоты я была готова, но в трамвай не дал попасть разделительный поручень посередине прохода. Но пока я выжимала двадцатикилограмовый вес на руках, мои старания заприметили два галантных молодых человека, и подняли коляску над поручнем на руках. И вышли на следующей остановке… А больше в вагоне мужчин не было. Ловушка захлопнулась.