Ода компьютерным играм

Jan 08, 2019 11:05


«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», сказал один лысый картавый мужик в начале прошлого века, и по сей день этот тезис вполне обоснован. Как обыватель обращусь к Википедии (сноб внутри меня требует ссылки на научную литературу, но вот еще я буду его слушать), и посмотрю, что же такое киноискусство. Википедия угодливо подсказывает, что это «вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений». И сразу же вспоминаются великие ленты, которые рассказывают удивительные атмосферные истории посредством визуального языка. Да, фильм действительно может быть настоящим произведением искусства.



хичкок гарантирует это



Но примерю-ка я на себя роль, которая ждет меня в уже не столь далеком будущем, и как настоящая бабка на лавочке, выскажусь по поводу того кино, что идет сейчас в кинотеатрах по всему миру. Ленин бы, конечно, все равно высоко его бы заценил, так как мозги зомбирует оно будь здоров, но можно ли считать его искусством? Эм, вот уж сомневаюсь. Не, ну конечно, процент картин, где автору было чего сказать, и он знал, как это показать, по-прежнему имеется. Но количество таких работ все меньше, а главное, эта сфера искусства, как и литература, как и традиционное изобразительное искусство, полно штампов и сложившихся традиций, сказать новое слово там становится все сложнее, и все чаще режиссеры занимаются постмодернистскими играми с уже сложившимися схемами, разрушая их и тасуя. В остальном фильмы сейчас все больше уходят в сторону развеселого аттракциона в стиле американских горок, со спецэффектами и абсолютно дистиллированным сюжетом, чтобы ничто не отвлекало зрителя от получения удовольствия.



"Идиократия" неплохо показывает перспективы такого подхода

Но как всегда, если где-то убыло, значит, где-то прибыло, и славу умных и глубоких произведений киноискусства, настоящих бриллиантов творческой мысли начинают завоевывать сериалы. А также, в некоторой степени, видеоклипы. Но тут мало кто спорит, сериалы обрастают фанбазой даже побольше, чем фильмы, и сотни критиков обсуждают сюжетные ходы и новые художественные приемы, философские вопросы и неожиданные прочтения классических сюжетов. Потому что новая форма художественного произведения неизбежно дает новые возможности для того, чтобы интересно рассказать историю. Ну так, чтоб не быть голословной - показать духовный рост киногероя теперь можно гораздо плавнее и постепеннее, привет сериалу «Во все тяжкие», например.



духовный рост, духовная деградация, вообще любые изменения на ваш вкус

О, в качестве лирического отступления - в «Трех мушкетерах» меня всегда восхищало медленное и расчётливое соблазнение Миледи своего тюремщика Фельтона. И не одна полнометражная экранизация не показывала этого в должной мере просто в силу ограниченного времени. А вот в сериале времени как раз бы хватило, чтоб провести героя по всем кругам любовного ада.



а то в нашем фильме из этой истории сделали лютейшее позорище, тьфу

Но вот какая несправедливость, впрочем, конечно, временная, но раз уж я такая внимательная, то вытащу ее на всеобщее обозрение. С сюжетной точки оценивают книги, фильмы, сериалы, мультфильмы… но не компьютерные игры. А определению киноискусства они тоже вполне соответствуют, см. начало этой статьи.

Роль игр в организации досуга молодежи (эх, ну когда я перестану изъясняться канцеляризмами…) так велика, что частенько уделывает все прочие виды искусства. А еще игры создают новые художественные возможности, которыми не смогут воспользоваться творцы в других жанрах, и эти приемы, конечно, завязаны на том, что зритель здесь активный участник сюжета, а не пассивный наблюдатель. А также на способе подачи информации.

В начале своей истории компьютерные игры были весьма примитивны и по своему виду, и по своему сценарию. Впрочем, братья Люмьеры вообще сначала сняли фильм, как приехал паровоз, так что братья Марио на их фоне смотрятся даже очень круто. Но в любом случае, о сложностях речи не шло, главное достоинство и суть игры были в ее игровой механике. С историями никто особо не заморачивался, особенно в каких-нибудь шутерах или гоночках.



правда, безумные игроки вам и по братьям марио и фанфик напишут, и фильм снимут

Хотя с играми тут в принципе все не так просто - так как игрок взаимодействует с игровым окружением, любой игровой сет - это уже история, или победы, или поражения, будет ли это сказка про сказочного везунчика или трагедия про неудачника, или скучная история про игровую рутину, зависит от степени вовлеченности игрока, его азарта, скорости его реакции и возможностей его мелкой моторики. Так, знаете ли, и из сеанса игры в тетрис можно греческую трагедию получить.

image Click to view



Но как только возможности программистов возросли, улучшилось качество графики, и авторы игр начали рассказывать свои истории в дополнение к тем, что пишет сам игрок. Некоторые игры, на мой вкус, это не особо украшало. Например, в Героях Меча и Магии можно было играть с сюжетом, но те истории, которые я могла сделать сам для себя, казались мне куда увлекательнее, чем те, что предлагают авторы. Хотя, конечно, кат-сцен я себе сама не могла наснимать. Вроде, даже, в гоночках Need for Speed, было какое-то подобие общего сюжета, хотя мы любим их вовсе не за это. Однако в ряде игр, например, в квестах, сюжет и диалоги были одним из главных факторов, из-за которых игры выбирались покупателями. Серия квестов по приключениям Петьки и Василия Ивановича Чапаева перевернули мой детский мозг, и я полгода разговаривала почти исключительно цитатами из игры, да и по сей день периодически выплывает что-то из глубин подсознания.



смотри, Петька, смотри - обезьяна дрессированная. Эх, неполиткорректно.

А теперь, когда возможности 3д графики продвинулись до такой степени, что почти нивелирован эффект зловещей долины и постеры с компьютерными персонажами можно вешать на стену или смотреть в эротических снах, когда игроки искушены в разных игровых техниках, и их не заманишь просто возможностью пострелять из разных видов оружия, когда возможности софта позволяют прописать невероятное количество диалогов, кат-сцен, добавить кучу деталек и крупных планов, практически каждая выходящая игра, особенно из дорогих, стремиться рассказать свою историю, и сделать свой рассказ максимально интересным.



еще и мемчики иногда хорошие получаются

Сейчас многие люди, из тех, кто не имеет много времени на прохождение игры или денег на приставку, смотрят прохождения на ютубе просто как фильм, и вполне этим счастливы. Недаром стримеры получают неплохие деньги за свои труды. Нет особой нужды перечислять такие игры, но навскидку приходят на ум Red Dead Redemption, God of War, Ведьмак, Last of Us, ой, да тысячи их.

В общем, я считаю, что уже пора расширить оценочные категории по играм, и составлять топ-листы не только по жанрам игровой техники, но и оценивать качество рассказываемой истории. Мне нужна премия Оскара для игроиндустрии. Потому что если механика игры мне не понравится, не беда, я возможно, вообще играть в нее не буду, а так, на ютубчике посмотрю. Но я хотела бы узнать о новом необычном художественном произведении, которое заставит меня сопереживать герою, задуматься о мироустройстве или своем месте в мире. Короче, поставит передо мной те же вопросы, что и любое хорошее произведение искусства.



вот Detroit: become human я безоговорочно отдам победу за самое успешное преодоление эффекта зловещей долины, а также еще парочку тысяч разных побед. И не только по субъективным причинам, есть и вполне объективные.

detroit: become human, про популярное, Детройт: стать человеком

Previous post Next post
Up