Мне повезло быть рядом с уникальным человеком. Да, кому-то он может казаться сложным, а я странной и непонятной... Но... Кто еще за 1 день будет рядом в таких разных ситуациях, в каких мы оказались вчера?
Все началось позавчера вечером, когда в Мадабе пошел дождь. «У,- подумали мы одновременно,- завтра погоды не жди.» и легли спать.
Настало утро. Завтракали мы часа полтора. Но не от хорошей вольной жизни, а от того, что это был «совет в Филях», а не завтрак. Поскольку одни и те же названия на арабском языке транскрибируются (на латинице) в разных системах координат (например, GoogleMaps, бумажная туристическая карта местности и навигатор) по-разному, мы столкнулись с практически 100% невозможностью найти нужную точку на карте, если только это не столица.
СОВЕТ: ищите место? Узнавайте любыми правдами и неправдами координаты по широте и долготе, иначе не исключено, что вы исколесите местность вдоль и поперек, так и не обнаружите искомой точки. Парадокс: на карте точка есть, а в реальности нет в помине, и никто ничего не знает, а по-английски, кроме «халллоооо, вэлкаааам, вэраюфром? Арабик?» ни бельмеса!
Итак, простроив маршрут поездки от Мадабы до Петры (г. Вади Муса - вот нас занесло-то) через горячие источники Хаммамат Маин, г. Небо и Мертвое море, мы отправились в путь. Сказать, что все 3 используемые нами карты (GoogleMaps, бумажная туристическая карта местности и навигатор) отличались друг от друга - не сказать ничего. Более того... Точка на карте на Booking.com, дающая понимание о местоположении отеля, сильно отличалась от «той же» точки на Google.maps. Мы, по счастью, решили отдаться во власть координат типа «ширина-долгота» и, как после выяснилось, были радикально правы - эта мелочь была решающей в конце пути. К слову, арендованя машина - Kia Picanto с АКПП. Но об этом чуть позже.
Вернемся в наше замечательное утро! Дождя ни следа, в воздухе теплая испарина, даже почти жарко на солнце. Упаковавшись в машину, преисполненные предвкушения солнечного дня, мы отправились навстречу приключениям!
Первым пунктом развлекательной программы стала гора Небо. Именно здесь, по преданию, Моисею был указан путь к земле обетованной! Место поистине прекрасно: потрясающие виды, удивительные мозаики, археологический парк, запах разогретой на солнце сосновой смолы, чарующее сочетание палящего солнца и пара изо рта - настолько свеж воздух.... А эти дали - все в голубой дымке!... Просто неописуемо! И вот нет-нет, да и проскользнет мысль, что поистине есть что-то удивительное в этих землях. Разлиты здесь повсюду умиротворение и благодать, красотой пропитан каждый камушек. Кстати, горы достойны отдельного описания - такой поражающей воображение пестроты грунта я не встречала ни разу в жизни!
Итак, усладивши взоры и душу, мы снова сели в нашу машинку и отправились на горячие источники ублажать тело. По пути остановились на Мертвом море, я собрала кристаллов соли размером с куриное яйцо, пополоскала ноги и руки в воде,
и мы отправились дальше. Преодолев некоторое количество перевалов по серпантинной - БЕЗУМНО КРАСИВОЙ - дороге, мы достигли КПП. Купив входные билеты, спустились вниз и пошли купаться. Ощущения, конечно, сказочные! Ни разу до сих пор не пробовав термальных бассейнов, мы оба стали враз их преданными поклонниками!
Температура воды в купальнях 38-39 градусов. В той части, что именуется сауной (это естественное, полное пара, углубление в скале), в ручей на полу лучше не ступать - можно обжечься! Итак: пар, ароматы вокруг, горячий поток, шум водопада, тепло - то и дело в голове сверкает мысль: «Господи, благослови же Иорданию!». И это со всей глубиной осознания и возможной серьезностью - ни тени шутки или наигранности - от всего сердца!
Пару раз прогревшись и остыв, мы решили перекусить. Зона публичная, где нет ни одного кафе, граничит с зоной 5-звездочного отеля. Сама гостиница издали похожа на простецкий дом отдыха 40-летней давности где-то под Сочи. Но делать нечего - поехали обедать туда.
И каково было удивление, когда мы попали в удивительно гармоничное, оформленное в Тайском стиле, помещение! И чем дольше мы гуляли по территории и самому зданию, тем сильнее было восхищение им! Обед был великолепен, персонал был улыбчив, спокоен и очень гостеприимен, интерьеры ласкали взор.
В общем... Поооооолная гармония души и тела!
Пока мы кушали, на улице стемнело. Полностью удовлетворенные тем как складывается день, мы вышли с территории «рая», сели в машину и.... На удивление, навигатор погнал нас не через сушу - вперед -, а «попросил на выход» к морю - то есть назад. После некоторой сравнительной обработки всех карт, этот путь не казался таким уж нелепым: «Сейчас выйдем по серпантину к берегу, а там уж по ровной поверхности - и почти до конца. Все ж лучше, чем все 190 км. по серпантину».
Решено - сделано!
Вот уже и море, вот дорога - вот прямой, как стрела, обозначенный отражателями путь. Если бы еще не слепящие встречные фары, совсем было бы хоршо. Об одном следует помнить особо - верблюды, собаки, бедуины, овцы, козы, дети бедуинов - все означенные социальные слои населения Иордании могут в любой момент и без предупреждения оказаться перед машиной среди дороги! Глядим в 4 глаза - пока все хоршо.
Отдельная тема - местные «check point». Снаружи все, как надо: застава, солдатня, джип с пулеметчиком на всякий случай. Но проверка происходит по следующей схеме:
- ты притормаживаешь перед постом;
- с тобой очень вежливо здороваются, с любопытством заглядывают в машину через опущеное стекло водительского окна;
- вэраюгоинг?
- вэраюфром?
- аааа!!!! Расссья!!! Бютифул кантри!!!!
- гудлак! Окей!
Опционально - для налаживания контакта - можно поинтересоваться верно ли мы едем до заявленного пункта. В таком случае солдаты начинают наперебой тыкать пальцами в карту, вспоминая по одному английские слова и ооооочень стараясь донести до нас глубокую мысль. И это правильно! Быть путеводной звездой - дело ответственное!
Потом попалась на дороге сильно сбитая кем-то до нас большая собака. Объехали. Стась успел сориентироваться.
Проехали указатель на Петру. Остановились, достали все карты, сравнили, теперь уже ничего не поняли, решили, что навигатор... Ну.... Навигатор же.... Наверное знает, о чем говорит. Поехали дальше. Свернули, где велено.
А вот теперь настал черед объясниться - почему же мне повезло быть рядом с уникальным человеком!
Поворт означал начало дороги без фонарей, без отражателей, но все-таки пока в полторы полосы. Потом был еще один поворот. Дорога стала неприлично (для полной темноты вокруг) извилистой и в-небо-направленной. Стась еще сильнее сосредоточился, а у меня ком к горлу подступил.
Это все пол-беды, как стало ясно километра через 2-3!
После прохождения означенного отрезка пути внезапно перед нами закончился асфальт!!!! То есть совсем!
НОЧЬ! НИ ВИДАТЬ НИ ЗГИ!
KIA PICANTO С АКПП!
ШАРАХАЮЩИЕСЯ ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ, ЧТОБ НЕ СКУЧНО БЫЛО!
иииии ВНЕБОНАПРАВЛЕННАЯ ГРУНТОВАЯ ДОРОГА! (пока еще не серпантин, но уже сильно под углом)
Просто божественно!!!! Кто бы знал ГДЕ экстрим нас ждет!
И вдруг - о чудо!- мы догоняем нечто типа ЗИЛа!
Останавливаемся, выходим, притормаживаем самосвал, показываем по ходу дороги:
- Петра?
Там сидят 4-5 работяг:
- Петра? - ржут и машут руками, - Петра! Петра! - утвердительно качают головами и машут руками в нужном нам направлении.
- Роад? - спрашивает Стась и показывает на дорогу, дает понять жестами, что она неровная и вообще «некондиционная».
- роад - ок!!! - снова галдят наперебой работяги.
Мы решили довериться - ну знают же, что говорят. Сели в машину, поехали.
И вот тут-то организм стал выплескивать на меня адреналин ведрами. А все потому что полторы полосы грунтовой дороги через 200м. превратились в пол-полосы грунтовой дороги с хаотично набросанными кучами песка. Видать, дорогу строят.... Побултыхались между кучами и только Стсь молвил: «Может ну его? Может по указателям на дороге?». А это, к слову сказать, назад около 20-ти км. А осталось нам 30. Но есть ли дальше дорога вообще - вот в чем вопрос! И тут, как по мановению волшебной палочки, перед нами так же внезапно из темноты вырисовывается асфальтовая, с разметкой, однополосная ровненькая новенькая дорога!
Выдохнули, перекрестились, расслабились, глотнули водички, стали шутить- едем.
Но шутки закончились так же скоро, сколь счастье было недолгим.... Ровно так же внезапно наша дорога как-то чуток подрастворилась, и мы оказались на перекрестке ДВУХ размазанных по поверхности пустыни грунтовых дорог! Крышеснос полный: с одной стороны пустыня, ночь, перекресток двух грунтовок; с другой - GPS, твердящий, что тут ДОРОГА и что-то типа: «через 800м. поверните направо». Перед нами 30 км абсолютного, ни с чем несравнимого счастья среди гор из песчанника (еще вопрос - а до отеля ли оно - это счастье), позади 160 км. пути и неизвестность, а что же там была за дорога по указателю на шоссе? Отступать некуда: «за нами Москва».
Дальше мы действовали напролом - просто поехали вперед по осыпному горному серпантину, сверяясь с GPS в штурманском режиме: я диктую повороты, а Стась протаскивает нашу машинку сквозь разбитую, как после обвала, дорогу.
Жуть полная:
- ямы на дороге до 30-40 см. в глубину,
- видимость «до поворота», т.е. метров 5, а за ним, кажется, обрыв. И каждый поворот ты немножко прощаешься с жизнью и надеешься, что все-таки есть справедливость на этом свете и там просто спуск,
- на дороге острые камни - покрышки держитесь крепче!
- темнота хоть глаз коли,
- с одного - а то и с двух - боков непременный обсыпной обрыв,
- брошеные на полпути машины - собственность чуть менее удачливых путешественников, чем мы
И в заключение слова метрдотеля: «Да не могли вы оттуда приехать! Там только редкие полноприводные машины и иногда джипы проезжают. Вы просто не могли оттуда приехать!»
В общем, КАК МЫ ЭТО ПРЕОДОЛЕЛИ, я НННЕЕЕЕЕ ПОНИМАЮ ВООБЩЕ! Пожалуй, этот час войдет в тройку самых экстремальных в моей жизни и уж точно я НЕ ЗАБУДУ ЕГО НИКОГДА!
Только благодаря Стаськиному умению водить и спокойствию мы миновали перевал и выехали снова на асфальтовую дорогу! Как только это произошло, у меня началась истерика: я затараторила, как сорока (собсссно этот подробный рассказ - жалкое подобие моего адреналинового передоза), заерзала на месте, стала дышать. О том, что ладони мои были покрыты холодным потом и упоминать не стоит. А он и говорит: «А я люблю такие дороги». И тут у меня чуть не обморок!
Вышли на дорогу, увидели первый же магазин, остановились, я пошла купить воды. Продавец в магазине:
- аюдранк?
- вот?
- ю, - показывает будто берет бутылку и пьет, - дранк?
У меня нервный смех. Поняла, что меня, правда, штормит, как будто, на самом деле пьяная в дупелину. Вертикаль не держу вообще.
- нееее, - говорю, - джоукер. Ви ве райдинг сру зе маунтинс райт нау он киапиканто виз автоматик гир.
- аюкрэзи?
- ноу, бат щит хэппэнс. Энд ит хэд джаст хэпэнд виз ас. Бат ви ар элайв, анд насинг мор импортант нау. Хау мач?
- ван динар.
- шукран. бай.
- хафан. сию туморроу.
Мой психованый смешок и удаляющаяся шатающаяся походка.
Отель нашли сразу (слава координатам), заселились и, первым делом, тяпнули по 30грамм горячительного. Потому как честно заработали.....