На родину Андерсона Андерсена рванули спонтанно, поэтому датских крон было немного. А когда проездом не то что в городе - стране, - ценишь не только время и деньги, но и сервис. "Макдональдс" кинет нас позже, в Гамбурге, запросив смс с немецкого номера, но в Дании о таком финте мы еще не знали, так что радостно использовали бесплатную возможность сходить в туалет помыть руки в ресторане американской корпорации.
Въезд в Гавань торговцев явил взору безумные впечатляющие архитектурные строения. Прямые углы, смелые сочетания цветов (серо-черно-желтый, коричнево-оранжевый) авангардные формы, которые, кажется, объединили в себе камень, стекло и металл (впечатление обманчивое, но на ум приходят именно такие материалы) и все это под серо-мышиным небом. И вроде кажется, что жить в таких домах неуютно, а глаз оторвать нельзя. И хочется посмотреть, насколько неадекватнообычно внутри.
Центр же Копенгагена - ожидаемая старинность. Не такая древняя, как хотелось бы (в 1728-м пожар четверть возведенного ликвидировал), но и не так шокирующая глаз.
Например, Новая глиптотека пивовара Карлсберга - XIX век. Зато одна из самых полных этрусских коллекций за пределами Италии, самая мощная по количеству скульптур Родена за пределами Франции и галерея портретов выдающихся деятелей Древнего мира: Александра Македонского, Гомера, Калигулы и др., выполненных их современниками. В день нашего пребывания здесь продолжалась выставка, посвященная художественным приемам Эдгара Дега.
Чуть дальше парк Тиволи - третий (после французского Диснейленда и немецкого Европа-парка) по посещаемости в Европе. Аттракционы на любой вестибулярный аппарат, представления на каждом углу, озеро, в котором можно кормить рыб, театр пантомимы, концертный зал… но нам туда не надо.
Мы все еще на Ратушной площади. В гостинице не останавливались, просто здесь хорошо видны белые бруски из непонятного материала. Сначала подумали, что это отголоски ремонта, но по ходу прогулки оказалось, что все куда интересней.
Стрёгет - самая длинная пешеходная улица в мире, где смешалось все. Например, по соседству с китайской кухней датская сеть Rajissimo предлагает испанские churros (вафли на палочке). Стрёгет объединяет пять маленьких улиц и три площади. Мы тогда еще не знали, что она почти полтора километра, поэтому шли себе и шли. Дело у нас было. А вокруг не менее целенаправленно сновали, прогуливались и тупили отдыхали люди.
Независимо от местонахождения белые бруски нам попадались регулярно. Чтобы вы прониклись атмосферой, их разгадку, как случилось и в действительности, дам в конце.
В Церкви Святого Духа, которая почти дотла сгорела в XVIII веке, и сейчас идут службы. Тут же выставки и разные культурные мероприятия. И уже знакомые всем белые бруски.
Обнаруживались они и в людных местах. Но передвижениям не мешали.
В 1917-м церковь Святого Николая реконструировали, и теперь здесь Центр современного искусства Kunsthallen Nikolaj. Комментарии излишни.
С какого года висит полотно, напоминающее, что это не церковь, не знаю. Зато в курсе, что на площади рядом со зданием каждое лето проходит джазовый фестиваль. Ну а нас преследуют белые брусочки.
После калейдоскопа Стрёгет (там, кстати, находится фирменный магазин Lego) до глубины души тронул незамысловатый датский аттракцион. Как в это играть Что он символизирует, теряюсь в догадках. Хозяйка сандалий отводила душу неподалеку, на качелях.
В городе очень много ставен, приветов из Средневековья
и велосипедов. Хозяева двух из них вежливо ждали, когда наиграюсь с фотоаппаратом. Приятно смутили.
Неудачная попытка объединить велосипедную дорожку и Кристиансборг (замок, королевский дворец, а теперь место парламента, Фолькетинга). Перед ним находится памятник самому раздолбайскому любимому королю датчан - Фредерику VII.
Его популярность вполне объяснима: не выпендривался, запросто общался с народом, создал парламент, отменил барщину, не был фанат образования, но питал слабость к археологии и выпивке. Был трижды женат (последний раз - на танцовщице). Вероятно, монарх осознавал свою популярность, потому что его выбитый на постаменте девиз гласит: «Сила моя - в любви народа».
А еще в Копенгагене много воды.
И фонтанов.
В парке Лангелиние, рядом с крепостью Кастеллет, находится подарок пивоваров городу самый мощный фонтан Копенгагена - Гефион. Кто читал Эдду, знает, что это та самая скандинавская богиня плодородия, которая на четырех сыновьях быках пахала на благо Дании.
А рядом с фонтаном стоит церковь Святого Албана. Неоготическая. Англиканская. Возведенная по случаю сочетания браком дочери датского короля Кристиана IX и принца Уэльского, ставшего впоследствии королем Англии Эдуардом VII.
Приветы из Туманного Альбиона в Копенгагене встречаются довольно часто.
И даже форма королевских гвардейцев в Амалиенборге (шапки из медвежьего меха и синие туники, в особых случаях - красные) напоминает британскую.
Вообще Копенгаген этим летом рулил: вдобавок к впечатлениям от поездки была пьеса Майкла Фрейна и органный концерт (очень хотела послушать Букстехуде, но в тот день играли больше датчан, творивших на родине: Хартмана, Гаде, Ланггора). Слишком много, чтобы считаться простым совпадением, слишком мало, чтобы увидеть здесь какую-то закономерность понять тайный смысл. Так или иначе, но недосказанность датской столицы мне симпатична. По возможности надо познакомиться поближе.
[И о белых брусках] И о белых брусках (если кого заинтересовали только они). Если целью нашей прогулки была Русалочка, которой через 23 дня стукнуло сто лет, то интригой променада, безусловно, стали эти непонятные штуковины, разбросанные по всему городу.
Если бы не платная ограниченная по времени парковка, через час мы могли бы стать свидетелями эффектного события - открытия «Метрополиса», фестиваля уличного театра, искусств и представлений. Семь тысяч белых брусочков оказались на поверку костяшками домино, которые в течение полутора часов вели зрителей на Ратушную площадь, чтобы там рухнуть феерично дать начало месяцу художественного безумия творчества и оригинального взгляда на городскую среду.
66 художников со всего мира, представивших 12 проектов на 23 площадках Копенгагена. 114 участников, свыше 200 волонтеров и более 30 тысяч зрителей. Извалянные в мусоре клоуны, огромный пузырь, занимающий 100 м2, полиэтиленовые балерины, парящие в воздухе… Как отметила датская ежедневная «Политикен», «фестиваль подобно цунами обрушил на город массу вдохновения».
Приобщиться к датскому чувству прекрасного советую категорически, потому что события такого рода дают ощущение духа города. Версия для тормозов стайеров и неврастеников спринтеров.
Для тех, кто проникся, в мае обещают Metropolis Laboratory - мастер-классы по организации всяких городских затей.