Магия голоса

Jan 02, 2014 02:09




В своё время текст в журнал не прошел по причине неформатности.

Перечитала после недавнего концерта - ощущения те же. Потому привожу без изменений, но с небольшим дополнением.

Экологически чистое пение - понятие редкое, но все еще существующее.

Ее знают все. Кто в свое время смотрел «Спокойной ночи, малыши!», а потом - «Ералаш». Дети старшего поколения воспитаны на «Приключениях Электроника», в которых она исполняла песни Сыроежкина. Многие считают, что «Любовь и разлука» звучит по-настоящему только в ее исполнении. Кто-то полагает, что «Маленького принца» поет только она. Ее знают и не знают…

Елена Камбурова принадлежит к тем немногочисленным исполнителям, которые одним своим выступлением могут перевернуть восприятие мира. Не помню, когда услышала ее первый раз. Возможно, это произошло в возрасте трех или четырех лет. В песне из мультфильма «Пони бегает по кругу» есть слова: «Я дедушкой стал бы, а с ним не расстался». Слыша их, на глазах почему-то наворачивались слезы и в душу закрадывалось неясное ощущение тотальной несправедливости.

А может быть, первым был телефильм «Клоун», который показал цирк с обратной стороны. Наивно-прогрессивно, как часто снимали у нас в 80-х, зато теперь многие из тех лент стали раритетом, потому что запечатлели нечастых гостей экрана. Кто знает, запомнилась бы эта картина, не окажись там песен, исполняемых Камбуровой. Кроме того, «Клоун» - редкий случай идентичности певицы и актрисы в кадре.

Актерство и клоунада тесно взаимосвязаны. Первое не всегда драматично, второе - не всегда смешно. Когда видишь Камбурову на сцене, перед глазами предстает настоящий театр. Один енгибаровский жест - и появляется характер, который дополняет музыка и голос. Или это движения завершают образ - сложно сказать, потому что на сцене все выглядит очень гармонично.

Голос Камбуровой не спутаешь ни с чьим. Разный в зависимости от исполняемого текста, но, тем не менее, узнаваемый, он заставляет грустить, смеяться, думать, плакать. Надо обладать огромным талантом, чтобы, меняя голос, жанр песни, оставаться неизменной себе.
«За что ж вы Ваньку-то Морозова?» - по-простому сокрушается соседка по двору. «Старая лестница, что ты не спишь?» - спрашивает маленький мальчик. Раненый солдат вспоминает, что сказал медсестре Марии, девушка из харчевни - о своей единственной любви…
Камбурова умеет преподносить истории. Потому-то они и получаются у нее такие трогательные. Поэтому и слушают их так внимательно. И дело здесь даже не в голосе, хотя он уникальный. Помимо истории, в песне есть судьба. Будь то женщина, пережившая войну, которой мелодия «Рио Риты» напоминает о самых лучших ее годах, или девочка и мальчик, пришедшие в балаганчик посмотреть «на дам, королей и чертей».
Обычно авторские песни в чужом исполнении публика принимает осторожно, но   Камбурова - случай особенный. Такого Вертинского, Окужавы, Высоцкого, Матвеевой, Никитина вряд ли где-то услышишь еще. Они настолько другие (для кого-то - необычные), настоящие и искренние, что поражаешься тому, каким многогранным может быть привычный, казалось бы, текст.

Романсы и баллады, шансон и народные песни. На русском, польском, французском, английском, иврите, греческом… Камбурова настолько многонациональна, что, кажется, нет языка, на котором она не смогла бы петь.

Придя на концерт впервые, зрителя поражает манера его ведения: тихо и задумчиво объявляются авторы слов и музыки. Часто название песни даже не упоминается - слушатели скорей всего его знают, потому что публика на концертах Камбуровой не случайная. Это люди, которые однажды услышали нечто и не смогли это забыть. Разного возраста, образования, уровня достатка и социального положения, они объединены одним голосом, которым обладает эта невысокого роста женщина. Нарочито театральные позы в «Балаганчике», страшная игра света и теней плюс «адская» музыка и, конечно, голос производят потрясающий эффект. Волшебная пастернаковская «Елка», уводящая в кружащийся танец, надрывный и полный грусти «Ерушалаим», слыша который, к горлу подступает ком. Весенняя, легкая и едва уловимая «Зеленая карета». Разбитная и ошарашивающая своей обреченностью песня о времени на стихи Хармса…
Камбуровой очень повезло с музыкантами. И Олег Синкин, и Вячеслав Голиков, играя то на рояле (или ситезаторе), то на гитаре (или скрипке) создают единый образ песни, который Камбурова соединяет своим голосом, а мастер по свету, Вадим Медведев, довершает эффектным освещением.

Открытием лично для меня стала песня «Эх, дороги!», которую слышала в разном исполнении, и была убеждена, что после Дмитрия Хворостовского уже никто не сможет ею поразить. Ошиблась. Переход с детства знакомой мелодии Анатолия Новикова к Аве Марии Джулио Каччини был настолько неожиданным и гармоничным, что поразил своей естественностью. При этом Камбурова стояла на сцене, чуть склоня голову и по-крестьянски устало опустив руки. Одиноко падающий луч света делал ее похожей на икону.
Одна моя знакомая считает, что Бродского петь нельзя. Камбурова поет и делает это так проникновенно, что его стихи, кажется, обретают еще большую силу. Как можно голосом показать трепетное дрожание крыльев мотылька, стремительно плывущие по небу облака, свадебную атмосферу зимой? У Камбуровой это происходит очень естественно и искренне. Вообще, искренность - ключевое слово к творчеству этой певицы и актрисы. Отношение к стихам и музыке как к живым организмам создают экологически чистое пение: живое, не испорченное техникой и модным сценическим антуражем.
Прелесть концертов Камбуровой в том, что на них возникает невероятная атмосфера духовного единства сцены и зала, которая существует только в этот момент. Аромат таланта можно почувствовать лишь здесь. Слушая исполнение в записи, пережить подобное ощущение, к сожалению, невозможно.

У каждого в жизни наступает момент, когда появляется потребность в настоящей музыке - не модной, но истинной. Именно в таких случаях многое становится на свои места и происходит переоценка ценностей. Тогда зачастую возникает обращение к Камбуровой, а от нее - к гениальным поэтам и музыкантам, которые были и есть. Пока земля еще вертится…

[После концерта 18 декабря]
После концерта 18 декабря

Елена Антоновна верна себе: выходит на сцену и без прелюдий начинает «После дождичка небеса просторны». Как обычно исполняет любимые старые, впечатляющие новые и песни на других языках. В этот раз ожидаемо завершила выступление «Елкой».

Каждый концерт Камбуровой для меня как мешок с подарками: хочется, чтобы содержимое никогда не заканчивалось. Прекрасно осознаешь, что время встречи лимитировано, но после середины второго отделения начинаешь загадывать: только бы эта песня - не последняя, еще бы одну!

На каждом концерте есть мелодия, которая пробирает больше других. Она может быть уже известной, просто давно ее не слышала, или новой, удачно попавшей на волну моего настроя. В этот раз накрыло знакомой «Не о любви прошу». Настолько глубоко попала, что звучала в голове около недели, не отпускала.

Упаси бог навязывать свою точку зрения (для меня талант Елены Камбуровой - аксиома, лаконичностью и изяществом которой не перестаю восхищаться), просто предлагаю послушать ее песни. Да, качество записей не всегда высокое, но эффект воздействия велик даже при таких условиях. Если вы прошли хотя бы по одной ссылке, могу считать, что пост написан не зря. Если просмотрели и прослушали все - мне приятно ваше внимание к настоящему искусству. Если пойдете на концерт Елены Камбуровой, буду несказанно рада, что испытаете то чудо, которое произойдет на этой встрече. Потому что потом такие свидания для вас станут предсказуемо волшебны, но первое знакомство - это магия, которую невозможно объяснить. Не лишайте себя возможности к ней прикоснуться. В жизни осталось не так много чудес.

С Новым годом!!!


music

Previous post Next post
Up