Сыщик по имени Джонатан

Jun 21, 2013 15:07



Сэр Артур Конан Дойл не был бы в восторге.

То есть он, скорей всего, вообще не обратил бы внимание на этот сериал, потому что давно махнул рукой на своего гениального детектива, отдав его на растерзание публике. Чем она второй век охотно и занимается в лице представителей кино- и шоу-бизнеса, литературной и промышленной сфер, а также тех зрителей, которые красноречиво именуют себя фэндомом.
К счастью, формулы удачного сюжета пока не вывели. И если объяснить постфактум популярность того или иного героя ещё можно, то предсказать её практически нереально. Поэтому и велик соблазн оттолкнуться от уже проверенного временем создания, чтобы, используя некоторые его характеристики, добавить в бесконечный ряд близнецов-монстров последователей и своё нетленное творение.
Приятно, что не все блины оказываются комом. Есть экранизации крышесносные удачные, в других случаях Шерлок Холмс скрашивает сюжет лишь только своим именем. А бывает так, что на основе нескольких черт классического персонажа создается оригинальный герой и произведение, которые публика воспринимает на ура. В таких случаях клеймо «плагиат» неуместно, а термин «аллюзия» добавляет новому образу дополнительные очки.
Когда за дело берутся таланты, не уступающие по уровню самому мэтру, они придумывают свой сюжет и по мере его развития оставляют едва заметные штрихи-намеки на первоисточник и изящные придумки своих предшественников, которые в свое время тоже оттолкнулись от канона. Эти пометки - будто приподнимание в знак уважения шляпы: ваш прием изящен, коллега, наши поздравления! Зритель, замечая подобные сигналы во времени, приходит в восторг. И к одному полюбившемуся фильму добавляется второй. А за ним и третий. Так они нанизываются как бусины на нитку, которые фанаты во время хиатуса перебирают подобно четкам, находя все новые и новые детали, преисполненные сакрального смысла…



Вот парень, которого зовут Джонатан Крик. Он придумывает фокусы.



А это иллюзионист Адам Клаус, который с успехом выступает с номерами, которые придумывает Джонатан Крик.



А это девица писательница «с повышенным чувством социальной ответственности» - Маделин Магеллан, которая ваяет книги по следам небрежно раскрытых преступлений и совершенно не следит за творчеством иллюзиониста Адама Клауса, фокусы которому придумывает Джонатан Крик.
Как и всякий оригинал (а для создания иллюзии необходим талант смотреть на вещи под иным углом), Джонатан выделяется из толпы. Он живет на мельнице (welcome to Sussex!), пчел не разводит, но с большим интересом ведет ночные наблюдения за барсуками. Не играет на скрипке, но иногда не прочь посетить концертный зал.



А еще Джонатан постоянно используется иллюзионистом в корыстных целях: создает алиби в его сомнительных любовных предприятиях.
С Адамом Клаусом не соскучишься - он старается за двоих ведет насыщенную жизнь звезды со всеми вытекающими последствиями. Помогает быть в тонусе и Маделин, с изяществом танка устраивающая свою судьбу и активно втягивающая в этот процесс главного героя сериала.
На этом о сюжетной линии все. Переходим к создателям.
Дэвид Ренвик на протяжении нескольких сезонов изящно сочетает запутанную детективную линию с черным тонким национальным юмором. Поэтому зритель не только ломает голову над хитроумным преступлением, но и получает возможность не раз улыбнуться. А также оценить художественный вкус оператора.



И композитора Джулиана Линдси, который аранжировал небогатое оптимизмом произведение Камиля Сен-Санса в довольно милый лейтмотив.

Характерная черта сериала - ломка стереотипов: в комнату входят, но это совершенно не тот персонаж, которого ожидают увидеть, героиня оказывается не той, за кого себя выдает, а вот кем она является на самом деле, догадаться без наводки невозможно. Единственное, в чем не ошибается зритель, это суть финала: Джонатан обязательно вычислит настоящего убийцу. Все остальное время любители детективного жанра находятся в легком состоянии фрустрации, от чего получают большое удовольствие.
Как хорошее вино определяется букетом, так и удачный сериал можно распознать многослойностью: чем больше в него заложено, тем больше хочется пересматривать. «Джонатан Крик» - удачный тому пример.
Для поклонников детектива предлагается загадочное убийство в лучших традициях иллюзии - ясно, что, но абсолютно не понятно, как (‘It`s not who, it`s how’).
Для поклонников мелодрам есть очаровательно-интригующая линия взаимоотношений главного героя со слабым полом: ведь не может быть, чтобы у молодого мужчины не было романа - что-то тут не то! Благо сам Джонатан регулярно дает повод для разговоров.
Интересующимся закулисной жизнью звезд приоткрывается занавес: есть возможность заглянуть на «кухню», где готовят фокусы. Здесь все под девизом ‘you`re looking, but not seeing’ («смотришь, но не видишь»). И не жалуйтесь после раскрытия секрета на то, что теперь чувствуете себя обманутыми и оскорбленными.
Для изучающих английский предлагаются очаровательные диалоги в лучших британских традициях: непереводимая игра слов с шикарным шлейфом самоиронии.

- У Норманна это почти клинический невроз. Он не может расслабиться, ощущая, как минуты и секунды тикают вокруг. Болезненное напоминание, что время жизни медленно уходит.
- У меня такое же чувство, когда смотрю видеозаписи бильярдных турниров.

- Знаете, она очень любила шоу-бизнес. И, думаю, что именно таким способом хотела бы покинуть этот мир.
- Угодить в ловушку под сценой и быть там по колено в собственном дерьме?
- Привнести немного волшебства в наши жизни, мистер Крик.
(О неудачном номере со слонихой, страдающей расстройством кишечника).

Джонатан Крик Алана Дейвиса - душка. Он скромен, тактичен и не любит быть в центре внимания. Поэтому когда на него сваливается популярность, чувствует себя неловко. У публики свой вариант шока: от растерянного «Джонатан Крик действительно существует?» до массового помешательства.



Далеко не последнее место в его усугублении играют СМИ.



В свойственной им манере.



Тем не менее, для многих Джонатан - фрик, «магический придурок со шваброй на голове». Даже близкие в момент раздражения одергивают: «О, нет, опять этот взгляд!». А Крик просто любит загадки. Не бросается очертя голову их решать, потому что прекрасно осознает опасность, но если уж взялся за дело, окунается в проблему с головой. Попутно не брезгуя мелочами вроде взламывания замков на время.



Или подсчета собственного пульса в различных жизненных ситуациях.



Да, иногда он вынужден рыться в мусорных баках, чтобы найти недостающую улику.



Но если говорить о темпераменте, то он у Джонатана ближе к доктору Ватсону, чем к Шерлоку Холмсу. Тем забавнее наблюдать, как у героя время от времени проявляются черты то гениального сыщика, то его «заурядного» друга.
Годы сказываются и на сериалах - меняет облик коллега, уходят напарницы. Постоянным как елка остается только Джонатан в своем дафлкоте цвета теплого болота (который иногда помогает в критических ситуациях).



И в заключение несколько приятных мелочей для эстетов:



Нет, эта женщина не проводит психотерапевтических сеансов.



В данном случае примечательна не внешность, а имя.



И то, что она сотрудничает если не с МИ-5, то определенно с каким-то МИ.



Здесь над обратить внимание на вид из окна. Падающее тело ждать не будет.



Не только Джонатан нашел свое призвание. У Китти Райли, Никола, к примеру, детективы давно вызывают «живой интерес».

В сериале есть два падения с большой высоты. Механизм одного может быть полезен энтузиастам, коротающим время до зимы, другое поражает своим хладнокровным расчетом.

«Джонатан Крик» сохраняет традиции, одновременно с этим добавляя новые детали в популярный жанр. Неудивительно, что сериал стал значимым телесобытием в конце 90-х. В 1998-м это подтвердила и премия БАФТА, присужденная создателям в категории «Лучший драматический сериал». Творческая группа не растеряла запала до сих пор и в этом году порадовала зрителей пасхальным выпуском. Радует, что не за горами новые истории. Потому что с героями, к которым привязался, не хочется расставаться. Потому что интересно, что талантливые авторы придумают еще.

Потому что в 2010-м на экраны вышел «Шерлок».

P.S. Спасибо Вере за повод, а Виктору Михайловичу - за лингвистическую консультацию.

cinema, sherlocked

Previous post Next post
Up