![](http://ic.pics.livejournal.com/dasha_metronom/52581879/25444/25444_600.jpg)
Так же как все, я родом из детства.
А в детстве у меня было много хорошего кино. Его отличить от плохого очень легко: настоящее кино вызывает сопереживание. Потому многие фильмы, которые не оставляли равнодушными тогда, с удовольствием пересматриваю и сейчас.
В детстве со страшной силой сочувствуешь положительным героям и всей душой ненавидишь отрицательных. Постепенно, взрослея, обнаруживаешь парадокс: если «плохой» персонаж сыгран «правильно», то теперь, глядя на него, невольно вырывается восхищённое: «Что творит!» А потом пробуждается спортивный интерес: как он это делает?
Далее идёт список злодеев, которым я обязана всем лучшим в себе, проверенных временем. Чтобы не терзаться, кто круче, перечисляю в хронологическом порядке появления на экране. Кстати, приблизительно в такой последовательности с ними и знакомилась (говорю же, повезло с детством).
1936 г. Франц фон Кнейшиц
В насквозь пронизанном идеологией «Цирке» сразу ясно, какие персонажи положительные, какой - отрицательный. Однако карикатурный на первый взгляд предприниматель в исполнении Павла Владимировича Массальского не так прост. А от его финальной фразы: «Почему вы смеетесь, господа?» и сейчас мурашки пробегают. МХАТовская школа. И после такой блестящей роли всего два эпизода в кино…
1944 г. Кащей Бессмертный
![](http://ic.pics.livejournal.com/dasha_metronom/52581879/26302/26302_600.png)
То, что сделал для нашего кинематографа Георгий Францевич Милляр, до сих пор не оценено по заслугам. Талантливейший актер, чьи роли - безусловная классика. Он задал тон воплощения нечистой силы на экране на много десятилетий вперед. Георгий Францевич относится к тем актерам, которым не обязательно появляться в кадре - их узнают по голосу. В случае с Кащеем и последствия малярии сыграли на руку: тощий злодей повергает детей в ужас, взрослым не позволяет оторвать от него глаз. И дело здесь не только в гриме.
1968 г. Атаман Бурнаш
Когда стихают эмоции по поводу удачных уходов от погони неуловимых мстителей, на первый план выходят антагонисты. В детстве не могла поверить, что голос за кадром в «Семнадцати мгновениях весны» принадлежит коварному атаману. Теперь этот факт восхищает. У Ефима Захаровича Копеляна есть еще один колоритный душегуб - Михайло Лукич Кафтанов из «Вечного зова». До сих пор сцены забав хозяина жизни ужасают своей жестокостью. Но как сыграно!
1973 г. Группенфюрер СС Генрих Мюллер
Леонид Броневой в моем дошкольном кинообразовании сознании совершил переворот: Мюллер внешне не был похож на злодея (экранный образ далек и от прототипа, но это для рядового зрителя и вовсе не принципиально). Несоответствие облика характеру персонажа вызывало панический ужас в детстве. Теперь-то понимаешь, что такая роль - подарок для актера. И для зрителя. Потому что цитируемых персонажей в нашем кино с каждым годом становится все меньше.
1979 г. Ник Николс, он же Клетчатый
Героя Донатаса Баниониса можно отнести к мерзавцам неявным: под маской добропорядочных граждан они скрывают свою кровожадную сущность. Хотя владелец «Клуба самоубийц» как раз крови и не терпел. Безусловным шармом «Приключений принца Флоризеля» можно считать диалоги Олега Даля и Александра Демьяненко, чьим голосом говорит в кадре Председатель.
1982 г. Джон Сильвер
В детстве же читала восторженный отзыв кого-то из коллег об Олеге Борисове: он и гейшу сыграет. Так я узнала о воплощении японской женственности. Спасибо удачно проведенной рекламной кампании Билли Бонса: появления одноногого моряка читатели и зрители «Острова сокровищ» ожидают с трепетом. В нашей экранизации кок-манипулятор - фигура житейская и даже трагическая. Мало кто из кинозлодеев может вызвать к себе жалость. Олег Иванович Борисов делает куда больше: к Джону Сильверу испытываешь сострадание.
1983 г. Червень
Шарм Регимантаса Адомайтиса безусловно добавлял образу бывшего адвоката Александра Дмитриевича Ермакова обаяния. Есть в этом и заслуга Алексея Золотницкого, который озвучивал главного антагониста в «Зеленом фургоне». И в который раз нежная детская душа поражалась многогранности человеческой природы, видя, как воплощение элегантности на экране не противоречит авторскому тексту: «Червень стрелял из карманов в живот врагу. Еще ни один человек не успел сказать ему
«руки вверх».
1997 г. Кастор Трой
Конечно, Джону Траволте очень даже неплохо в родном кинематографе, но как подумаешь, что бы он мог сыграть в хорошей британской драматургии… «Без лица» - тот случай, когда есть возможность сравнивать актера в двух ролях на протяжении одного фильма. И при всей хорошести полицейского Шона Арчера лично я отдаю предпочтение негодяю Трою. Потому что он сыгран великолепно омерзительно.
1998 г. Дерек Виньярд
«Американскую историю Х» смотреть не хотела и долго сопротивлялась. Теперь не устаю повторять, что это одна из лучших ролей Эдварда Нортона. Актер настолько эффектен в образе нациста, что в итоге цель достигнута: у зрителя во время просмотра замешивается коктейль из ненависти, отвращения, страха, возмущения и ужаса. И тем интересней наблюдать за деформацией героя. Высший пилотаж!
2010 г. Джим Мориарти
![](http://ic.pics.livejournal.com/dasha_metronom/52581879/28179/28179_600.jpg)
Благодаря сценаристам «Шерлока» и мастерству Эндрю Скотта главный враг консультирующего детектива на протяжении двух сезонов держит в тонусе всех по разные стороны экрана. Талантливый ирландец не так долго находится в кадре, однако за это время он умудряется выдать весь репертуар областного театра и любительской студии при ДК. Широчайший диапазон от императора до юродивого. Минимум движения, максимум информации. Браво!
Попасть в мой рейтинг злодеев сложно, потому что слишком высок уровень тех, кто там обосновался, а накал страстей с каждым годом растет. «Стар трека» ждала со смешанными чувствами.
Бенедикт Камбербэтч в тире под названием «актерская карьера» на протяжении последних лет стабильно выбивает «десятку». Как и в любом предприятии, здесь есть риск в один прекрасный момент разочаровать публику и критиков, но нынешний драйв пока вселяет только оптимизм. Поэтому
2013 г. Бенедикт Камбербэтч Джон Харрисон Хан
![](http://ic.pics.livejournal.com/dasha_metronom/52581879/28565/28565_600.jpg)
У всех названных выше актеров помимо таланта (что для этой профессии, к счастью, важнее родственных связей), есть кураж. С ним в кадре одаренный артист творит чудеса. Да, нет плохих ролей - есть роли отрицательные. Перечисленные образы сыграны со вкусом, поэтому и остаются в памяти зрителя.
К «Стар треку» никаких претензий. Да, не Шекспир, но Спок был бы доволен - фильм снят по правилам популярного американского кинопроизводства: спасение Земли (и мира) со слезами на глазах. Грамотное использование новейших технических средств дает правдоподобный визуальный ряд. Вот если бы не спецэффекты, на которые невольно отвлекается искушенный зритель, тогда бы фильму пришлось туго, потому что центром его стал бы антагонист.
Бенедикт Камбербэтч сделал все правильно: он принял условия игры и не тянул одеяло на себя. И даже если бы молчал весь фильм, это не помешало бы ему создать эффектный образ злодейского зла. К счастью, в сценарии были диалоги.
Рискну предположить, что для представителей сильной половины человечества «Стар трек. Путь во тьму» интересен в первую очередь техническими новациями. Многолетняя популярность сериала объясняется отчасти и этим. Но почти уверена, что как минимум половина зрительного зала на каждом киносеансе - это фанатки поклонницы «Шерлока».
Менеджер Абрамс достоин аплодисментов: так продуманно в течение почти двух лет вести зрителя в зал (заметьте: возвращая туда своего и одновременно уводя значительную часть почитателей британского кинематографа). Режиссер Абрамс заслуживает похвалы еще и за то, что реакцию зрительниц на явление Джона Харрисона в «Стар треке» (при всем уважении к остальным исполнителям героям) можно выразить
одной фразой.
И Бенедикт Камбербэтч достойно держит их в тонусе: Хан - невероятный и намеренно сдерживаемый потенциал. Малейшее ослабление контроля - и вокруг останутся руины. Британский энерджайзер ни в чем себе не отказывает, охотно используя все предложенные возможности и очертя голову бросаясь в любые авантюры.
Englishman in Hollywood - отдельная песня. Интересная, оригинальная и, как правило, попадающая в историю кинематографа. Несомненно, Бенедикт Камбербэтч достоин в ней персональной страницы, которая через несколько лет перерастет в главу. Если американцы не снизят уровень предложений.
Даже если мой список злодеев больше не пополнится, у него очень эффектный и достойный финальный аккорд. К тому же у британского дарования наметилась тенденция воплощения персонажей, явно не стоящих на стороне ангелов (а если и ангел, то - падший). Осенью появится шанс посмотреть на его интерпретацию человека, который продал мир, зимой - насладиться летающим ящером и черным магом.
Автора тезиса, вынесенного в заголовок, в голословности не обвинишь - иначе не было бы здесь такого шикарного списка. Студии вкладывают солидные (зарубежный вариант) и не очень (отечественный) средства в создание образа и антуража главного антагониста. Пока исполнители положительных ролей мечутся в заданных сценаристами рамках позитивного героя, их коллеги, играющие оппонента, наслаждаются подаренной свободой и безнаказанно творят. И себе, и зрителям на радость.
Одно только наивно-детское пожелание, one more miracle: пусть бы все злодеи оставались в кино. В реальной жизни надо спешить добро делать.
P.S. В «Неуловимых» был еще один злодей, о котором нельзя не сказать. Герой Владимира Трещалова сыгран чудно! И если бы не жесткая конкуренция, упомянула бы о нем раньше. Но справедливость восторжествовала: первое появление Сидора Лютого в кадре теперь у меня вызывает прочную ассоциацию.
Извините, навеяло.
![](http://ic.pics.livejournal.com/dasha_metronom/52581879/29154/29154_600.jpg)
P.P.S. Спасибо
nongreen за правильное ведение беседы, а
hospis и Вере - за видеоконсультацию.