Великий Новгород, июнь 2023

Feb 09, 2024 09:43

Еще немножко лета, солнца, синего неба, трав, цветов и рек - на память из Новгородского края. Очень нам там понравилось, один из тех городов, куда хочется вернуться.

С погодой в день небольшого путешествия из Подмосковья в Великий Новгород нам не очень повезло. Я-то планировала по пути заехать в разные интересные места, вроде музея-заповедника Василево, или Торжка, но дождь лил, не переставая, всю дорогу до Новгорода, не оставляя шансов. Мне очень понравились названия речек, которые мы проезжали: Хуба, Хубка, Веребушка, Олешня и Лягушка )
Первым нас встретил в Новгороде книжный шкаф )
ул. Белова, 5

И ладья, плывущая кому-то в окошко
ул. Мерецкова-Волосова, 1
Это я, как обычно в новом городе, наметила себе небольшой арт-маршрут, и когда мы оказывались неподалеку от какого-нибудь объекта, забегала посмотреть-полюбоваться.

В номере, конечно, не сиделось, мы только кинули вещи и пошли гулять по центру. Правда то и дело начинал накрапывать дождик, но у меня был на этот случай план - музей изобразительных искусств )
Очень удачно попали на выставку книжной графики 1910-20-х годов. Город меня явно ждал )
Если кто-то думает, что Кустодиев рисовал только Венер и купчих, то нет. Вот, например, обложки к замятинской "Блохе" и к Песням деревни, 1927 года - тоже авторства Бориса Кустодиева.

И это тоже Кустодиев.

Самое для меня необычное, пожалуй - союз Уэллса и Кустодиева (1924)

Просто типичные обложки середины 1920-х гг, П.А.Алякринского ("Нефть") и Н.П.Акимова ("Сестра Керри")

Эти обложки понравились, нарисованы В.Д.Замирайло (1868-1939), талантливым художником с репутацией чудаковатого человека. Он был очень востребованным мастером, оформил много книг и журналов, занимался монументальной росписью (например, расписывал панно для Казанского вокзала), был близок с Врубелем и Васнецовым. И такой грустный конец - одиночество, инсульт, слепота, дом престарелых...

А это - мой любимый Владимир Конашевич, видите его монограмму на обложке "Сада"?

Лев Бакст, похожий на Бердслея (1908)

Дмитрий Митрохин (1916)

Дождь всё шел и шел ) Поэтому заглянули на выставку "Рахманинов. Колыбель гения", к 150-летию со дня рождения. Детство композитора прошло в Новгороде. Честно признаюсь - заманили меня на выставку только игрушки )) Например, вот этот кот в сапогах чудесный.

И кукольный домик (даже представить себе не могу, как это - не любоваться на такой из-за стекла, а играть, будучи ребенком)

Ой, а такую штуку даже не знаю, видела ли я когда-нибудь раньше. Очень меня впечатлила! Полифон - музыкальная шкатулка с дисками. Был изобретен в 1870-х.

Основная экспозиция Новгородского музея очень хорошая - тут и Айвазовский, и Брюллов, и Репин, и Левитан, и Врубель, и Рерих, и Коровин, и Петров-Водкин, и мн. другие.

Покажу совсем чуть-чуть из понравившегося.
Это Поленов "Осень" (1912)

Е.Е.Волков "Гуляние в Летнем саду" (1890-е). Такие шары-фонари над аллеей чудесные!

К.Коровин "Терраса" (1917)

Л.Мирам, портреты женщины и девочки из семейства князей Горчаковых (1900-е)

Ура! Небо расчистилось, и мы, наконец-то, выходим в этот летний вечер, гулять-бродить по новому городу! Центр Великого Новгорода относительно небольшой. Вот сделали два шага из музея - и уже в кремле.

Территория новгородского кремля очень приятная, зеленая, нам тут было спокойно и хорошо.

Пройдя кремль насквозь, вышли к Волхову, перешли по мосту на другую сторону - к парку и набережной. Мне так понравилась эта пожилая пара, оставила себе на память хотя бы со спины, очень они были славные и хочется так же )

Аркада Гостиного двора (18 в.), которая построена была на месте еще более древнего Торга.

В парке у меня возникло ощущение, как будто я фильме "Гостья из будущего", вот когда Коля Герасимов в будущее попадает. Такое всё какое-то... Не знаю, люди никуда не спешат, улыбаются все, что-то интересное и с удовольствием делают - кто-то пои крутит, кто-то исторические танцы танцует, кто-то йогой занимается, кто-то рисует, кто-то на флейте играет (просто так, для себя)...

Приятным завершением дня был обед в кафе "Дом коромыслом" - находится где-то на выселках, в промзоне, целых 12 минут от кремля на машине :) Но отзывы были такими хорошими, что не поленились доехать ) Вкусно, симпатично, а цены просто удивительные, я таких не встречала уже лет десять, наверное. Главное - не попадать туда в выходные дни - место ооочень популярное для проведения свадеб, корпоративов и пр. праздников )

Мини-отель наш находился в симпатичном райончике частных коттеджей - http://www.65home.ru/. От центра, опять же, минут 10-15 пешком, но ощущаешь себя как будто за городом. Мы такое очень любим. Место понравилось, так что вполне рекомендую )

Второй день было решено провести в окрестностях Новгорода. Первым делом поехали в Витославлицы - музей деревянного зодчества. Расстояния смешные - минут 6 на машине от нашего отеля (который как бы практически в центре города), и ты среди полей, рек и вообще - красоты и спокойствия.
Мы приехали к самому открытию, и это было верное решение, потому что мы успели вдоволь набродиться в относительном малолюдии без экскурсионных групп.

Музей большой, интересный, в каждый почти домик можно заходить, тетушки (в исторических народных костюмах) всё расскажут-покажут по запросу - чей это дом был, как всё устроено, для чего та или иная штуковина )

Комната для первой брачной ночи. После всё убиралось и она служила каким-то хозяйственным помещением.

"Типовая планировка" избы ) Эх, света вот мне только в этих избушках не хватает, маленькие окошечки - это не для меня.

Вполне себе вариант для малогабаритных квартир ) Полочки-полочки кругом - это мне знакомо ) Но вообще, если не ошибаюсь, эти брусы на высоте человеческого роста называются воронцы. Они делили помещение на жилую часть, кухню и прихожую. Вот на этот чуланный воронец ставили остывать хлеба и использовали как полку для утвари.

А полатный воронец служил опорой для полатей, на нем же какую-то одежду сушили, вроде шапок и рукавиц.

А это явно моя комнатка из прошлой жизни ) Всё тут мне любо - светло и уютно.

Зашли в церковь середины 18 в. из деревни Высокий Остров. Очень просторная и светлая (по фото не скажешь, но это так :) - окошки где-то на крыше и солнечный свет сверху падает. Росписи помогают восстанавливать студенты из академии Штиглица.

Герани на окнах избы зажиточной крестьянки Екимовой (1882) живется очень хорошо!

Лето!

От любых полевых цветов становлюсь немножко счастливее

И когда рядышком с полем-лугом есть вода

Сколько же красоты на белом свете!

Какая-то идеальная картинка для меня. Неужели тут кто-то взаправду жил? Счастливые люди...

А мы так, на минутку присели в этой красоте ) Матвей еще такой смешной, чубатый ) Сейчас уже совсем другой.

Просто любоваться. Мне тут очень, очень было хорошо.

А ещё же липы цвели! А липы - это, наверное, мои самые любимые деревья.

Тут уже солнце стало припекать, и мы, бросив прощальный взгляд на деревянные церкви, избушки и мельницы, переместились в сторону Свято-Юрьева монастыря.

Потому что под стенами монастыря находится замечательный пляж ) Несколько часов водных процедур в этот жаркий день нам были необходимы )

Пляж на самом деле большой, оборудованный всякими грибками от солнца, раздевалками. Мы остались в его самой живописной части, с краешка.

Волхов тут впадает в озеро Ильмень - такие просторы!

А в монастыре цветники прекрасные и пирожки вкусные )

Чтобы попасть на другой берег Волхова, вернулись обратно в город и снова погуляли по центру. По пути нам встретились:
задумчивая рыба (ул. Великая, 5/2),

балкон человека, который умеет получать удовольствие от жизни,

Сергей Рахманинов (ул. Большая Московская, 86),

и Анна Ахматова (ул. Рахманинова, 6).

На другом берегу Волхова на нас налетели ветры буйные - прямо на подступах к Рюриковому городищу. Помню, что мне было отчаянно весело от разгулявшейся стихии )

Буря прошла стороной, и даже здорово, что мы попали в это место именно в этот час - с небесными контрастами и рябью золотой.

На другой стороне - Свято-Юрьев монастырь, под стенами которого мы днем купались.

А берег тут весь изрезан множеством небольших речек: Плотница, Гнилка, Мста, Перерва, Рог... Очень красиво!

Вечером Матвей остался в номере, а мы с Антоном решили еще прогуляться напоследок. Хотя, честно говоря, ноги отваливались ) Но когда еще мы будем в Новгороде? Всё-таки путь неблизкий.
Прямо под кремлевскими стенами - пляж и волейбольные площадки.

Кусочек набережной Александра Невского на ремонте. Мальчик вот сидит только, рисует (Новгород, вообще, город художников, по-моему). И мы вот нечаянно забрели )

Одна из самых приятных прогулочных набережных из тех, где я была.

Заглянули в Центр современного искусства. Там, насколько я поняла, много любопытного и внутри, но мы ограничились прогулкой вокруг )
Флейты водосточных труб

Даже не знаю, к Фриде бы, наверное, подсела поболтать )

А и Б сидели на трубе...

По ночам сюда, на Новмартр, за уличные столики, приходят маленькие человечки и пьют из маленьких рюмок портвейн или абсент )

Закат и Софийская набережная (по-моему, более новая и популярная, чем Невского), на которую нас уже не хватило.

Прощаемся с городом-курортом Великим Новгородом.

На другой день по дороге домой заехали навестить Миклухо-Маклая (ул. Нехинская, 30/32 и 32 к. 1)

Въезд/выезд из Новгорода очень живописный - через липовую аллею.

По пути заехали в Валдай - искупаться, перекусить и посмотреть на местный арт.

Валдайское озеро чистое-чистое. Вдалеке виден Иверский монастырь.

Мама с малышом

Облагороженный кусочек набережной и прогулочной зоны

Дом 1903 года (ул.Суворова, 1А) - культурное пространство, созданное одной супружеской парой.

Валдайский общественный пляж. Дни стояли такие жаркие, что мы просто не могли проехать мимо )

Вот такое маленькое и насыщенное путешествие получилось.

Культпоход, Иллюстраторы и художники, Поездки, Великий Новгород, Валдай, На машине, Новгородская область, 92 дня - лето