Как обычно в марте уже нет никакого терпения, нет сил ждать - так хочется, чтобы скорее наступила весна. Как в детстве считаешь дни Нового года, так и сейчас хочется, чтобы кто-то зажёг маячок - смотри, вот в этот день придет первое настоящее тепло. И снег больше не будет падать, сколько уже можно! Я уже вижу во снах сухой серый асфальт, и как наяву чувствую лёгкость кед на ногах. Знаю, что будет, будет обязательно, но как же непросто даётся март. Ощущаю себя Моррой - тяжелой, насупленной, медленно ползущей по каким-то своим морровым делам.
То ли в марте дел действительно прибавляется, то ли просто энергии маловато и быстро устаешь, но дни заполнены чем-то насущным, а по вечерам меня только и хватает, что на свой английский-испанский и на чтение книги Матвею (сейчас читаем с ним Гржимека про животных Африки), а потом я только успеваю подумать, что надо бы открыть свой дневничок или книжку... и засыпаю. Без букв же я сразу теряюсь. Без чтения, без обдумывания и записывания сразу становится пусто. Мне нужно много времени и спокойный ритм, чтобы не терять себя. У Лидии Чуковской встретила: "...и чтобы во мне стало что-то расти, мне нужен отстоявшийся быт, дни, похожие один на другой; мне нужно как молоку, стоять неподвижно, чтобы на мне выросла сметана". Что-то похожее чувствую и я. Правда для "сметаны" ещё не всякая среда годится ) В городе при всех требуемых исходных из меня в лучшем случае получается простокваша )
Для дружественного блога пишу время от времени про художников-иллюстраторов - Пивоварова, Калиновского, Диодорова и др. И везде красной нитью - погружение в работу с головой, создание какой-то своей, альтернативной реальности. И у той же Лидии Чуковской: "Сегодняшний день погиб - весь ушел на магазин, обед, и пр. Завтра наверно погибнет тоже, потому что мне нужно добыть справку из Домоуправления".
Несколько раз за этот март пересматривала фото и маленькие видео каких-то наших других мартов - на море. Вспоминала, как в прошлом году мы ездили в марте на дачку, и там вылезли из земли тюльпаны и гиацинты, как проснулся большой муравейник у тропинки, и 9 марта мы видели бабочек - крушинницу и крапивницу. А в позапрошлом году в начале марта ещё было снежно, но в Аптекарском огороде под ёлками уже распускались подснежники, а в 2016 я 9 марта сняла шапку, и мы катались по парковым лужам на самокатах... Сейчас я никак не могу расстаться с тёплой курткой, и каждый раз, выходя на улицу, радуюсь, что не оставила легкомысленно шапку дома, соблазнившись голубым небом.
В марте Матвей закрывает 6 класс, параллельно с февраля учится на вечернем отделении в другой школе, с совершенно нешкольной программой, началась пора ВПР - в общем, март был очень про учёбу, про моё кураторство и тьюторство. Понимаю, что это такой период, и всё к лучшему и не просто так, но мысли только об апреле, в котором будет больше времени, больше прогулок, больше просыпающейся природы, больше дачки, больше наполненности, а ещё - того радостного порыва, из которого у меня получаются картинки, вышивки и буквы.
Фильмы: "Романтики 303" (симпатичное, лёгкое роуд-муви с неглупыми разговорами и приятными главными героями - живо вспоминаешь свою юность :), "Райя и последний дракон" (красивый мультфильм, да ещё и любимая Азия в каждом кадре), маленький сериал "Заколдованное королевство" (всего 3 серии, больше нам и не надо, подходит для семейного просмотра, фэнтези, фантастика) и очень хорошее кино - "Ещё по одной". Отличная игра всех актёров, интересно посмотреть на жизнь в Дании (и на домики, и на виды из окон :), немножко грустно, но больше смешно, жизненно, Мадс Миккельсен прекрасен. Какое-то доброе кино с неизбитым сюжетом и приятным послевкусием.
Книги: Лидия Чуковская "Дневник - большое подспорье". Удивительный человек, человек чести и совести, много пережившая, дружившая с Ахматовой, Солженицыным, Сахаровым. Большая радость - читать всё, что она написала, дорожу её книгами, которые есть у меня в домашней библиотеке. Все её мысли об обществе, о культуре - все мне созвучны. А каким она была читателем! Хотела бы я так читать книги, как она...
"Думаю, что нельзя и не надо писать для всех. Пишешь для себя; говоришь как сама с собой шепотом в темноте, потом пустишь свое слово в океан людской - и вдруг оно отзывается в сердцах - в сердцах братьев. Они отвечают. Это единение, это любовь, это счастье. Блок недаром говорит, что дело поэзии: отбирать. И дело любви - то же".
Матвею дочитала "Динку", и что-то совсем, конечно, иначе она сейчас читается, не как в детстве. Матвей же сразу заметил, что так хорошо, когда Осеева уходит от революционной темы, рассказывает просто про жизнь - получается и увлекательно, и весело, и уютно. А когда начинается это "и попов не будет, и торговок, и лавочников, а каши у каждого вдоволь будет, и вообще, такая, брат, жизнь начнется!" или "какого человека? это же был предатель! таких всегда убивать нужно!", какая-то искусственность чувствуется, персонажи из живых превращаются в плоских, и сразу неловко делается. А начинается оно там часто, особенно к концу книги. Так что продолжение Матвей пока не горит читать.
Начала "Ковалиную книгу" и сразу снова такой интерес к Ковалю с первых страниц - хочется его узнать получше. Посмотрела фрагменты из фильма "Улица Ньютона, дом один", где они с Юлием Кимом играют на гитарах и поют (надо целиком посмотреть, мои любимые 60-е). Прослушала радиоэфиры Жанны Переляевой с его детьми - дочерью Юлией и сыном Алексеем. Его записи - как читает рассказ, как поет песенку "То в дырочку, то в щелочку" ) Предвкушаю чтение.
Проживать февраль и март мне обычно помогают поездки. Но так как в этом году мы весной "невыездные" куда-то далеко, а недалеко - категорически не хочется, потому что там те же снега и холода, а у меня уже на них аллергия, подбадривала себя культпоходами. Это, конечно, так себе замена цветущим деревьям и набегающим на берег волнам, но чтобы совсем не растечься - подходит.
По пятницам у меня обычно мой личный день. Музеи, выставки, букинистический магазин, обед в маленьком кафе с книжкой.
Ходила на Фалька в Новую Третьяковку. Больше всего понравились работы раннего периода, их и сфотографировала на память - очень не хватает мне в конце зимы цвета. И Крым, конечно. Но в целом выставка мало тронула. Пришла, посмотрела, почитала, поглядела фильм о художнике (и вот это было любопытно - рассказы Эрика Булатова, мастерская Фалька в красивом доме Перцова), ушла. До выставки смотрела-слушала интересную лекцию "Фальк: фигура вне игры" и фильм "Автопортрет в красной феске", настраивалась, в общем ) Но радости и наполненности после не случилось. Бывает.
Вот на эту картину что-то тихонько откликнулось внутри. Самая понравившаяся работа.
Мне кажется, что в марте многие себя чувствуют как-то так )
Как же не хватало мне синего неба! Солнечных дней было раз-два и обчелся. Но всё-таки были. И солнце пригревало, и синицы весело тренькали, и воробьи гомонили. А потом снова заметало и затягивало )
Но ватрушку и лыжи мы всё-таки убрали. Видеть их уже не хотелось )
Пришла после своего культпохода, а дома - цветы ) А в магазинчике при Третьяковке в тот день нашла репродукцию Сергея Виноградова с любимой Алупкой. Будет жить на дачке.
Одна из самых моих любимых игр. Играем сейчас совсем мало, к сожалению.
Давно ещё купили с Антоном билеты в Мастерскую Фоменко на "Фантазии Фарятьева". Даже не верилось, что вот, когда-нибудь наступит 8 марта и мы пойдем в театр ) Казалось, что это уже будет весна-весна! Весны не случилось, а театр всё-таки - да ) Хороший спектакль, но немножко чересчур громкий местами. "Тополя" там же - это была прямо любовь, тот спектакль, который хочется всем рекомендовать, а тут - просто приятный вечер.
Вдвойне приятный, потому что к нам присоединились друзья )
И мы продолжили его в "Хачапури и вино" - открыли для себя ещё одно симпатичное место в Москве.
Ещё одна пятница - и снова Третьяковка, только уже в Лаврушинском. И совершенно замечательный Константин Кузнецов (1863-1936).
Как и многие, я ничего о нём до этой выставки не знала. И вообще, чудом успела - просматривая афишу выставок, прокручивала незнакомое имя. И так хорошо, что всё-таки случайно задержался взгляд. Потому что вот именно такое творчество меня наполняет и именно за такими ощущениями я хожу в музеи.
Константин Кузнецов в 36 лет оставил семейное предприятие и уехал в Париж, где поступил в студию Фернана Кормона. В 1901-05, в связи с рождением детей (художник очень нежно относился к семье и детям), несколько лет не путешествовал далеко, а работал в парижских пригородах - картины этого периода наполнены радостью жизни. С 1906 года писал уютный мир Бретани, с ее серебристым светом и перламутровым небом. Часто уходил утром с загрунтованным холстом, и возвращался вечером с написанной картиной. Иногда проезжал на велосипеде до 35 км в день, выбирая точку для работы. Завораживают его морские пейзажи, сделанные на острове Бель-Иль в 1913 и 1923. Вообще, картины Кузнецова вызывают сильное чувство сопереживания. Ему было жизненно важно передать свое видение мира. Был очень независимым художником, писал то, что хотел писать, не принимал заказы, почти не продавал картины. Был состоятельным человеком, что позволяло ему не думать о продаже работ. Писал по велению души и исключительно для себя. Пожертвовал деньги на обеспечение российской армии в Первую мировую, но после 1919, после конфискации семейных предприятий, положение семьи резко ухудшилось. Больше не было средств на путешествия, и К.К. сосредоточил внимание на видах Парижа. Не стало денег на художественные холсты - и он писал на парусине и мешковине, промышленном текстиле. Не хотел продавать душу, как сказала его правнучка в фильме-интервью "Дедушка".
Я два часа провела на выставке, и уходить не хотелось.
А когда вышла, мне всё казалось, что я не в Москве, что вокруг меня какой-то другой, незнакомый город.
Дома расцвел папин подарок. Так сильно хочется увидеть цветочные поля!
А тюльпаны отцвели, но отцветали они так красиво, что их каждый день хотелось фотографировать.
Очень понимаю кота )
Матвей удивил - оказалось, что ему нравятся орган и Бах. Поэтому придумался поход в Дом музыки, который сам по себе уже всегда - праздник.
Программа концерта, правда, были в основном несколько... ммм... меланхоличной? Зато я 1,5 часа ни о чём не думала и медитировала на медленно плывущие по потолку цветные огоньки )
А после - ещё маленький подарок для Матвея - поздний ужин в "Вареничной" ) На Павелецкой она оформлена в соответствующем, железнодорожном стиле, и ох, скорей бы уже сесть на поезд и отправиться в какие-нибудь новые края!
А на следующее утро - ВПР в здании МФЮА ) Матвей был счастлив, что для очной сдачи выпала география. Обстановка была самой дружелюбной и спокойной, какую можно было себе представить.
У Антона с Матвеем появилось в марте новое увлечение - скалодром. Я очень рада!
В марте у меня осуществились две книгомечты - "Ковалиная книга" и Васнецов. Книгами Красного парохода о художниках после покупки Чижикова и Конашевича я вообще заболела, и хотела бы себе в библиотеку все, настолько они замечательно и с любовью изданы. Очень надеюсь, что на предстоящем non/fiction удастся купить хотя бы ещё одну новую. Книги Коваля мы с Антоном очень любим, но вот о самом Ковале я почти ничего не знала. И вот по стечению обстоятельств (чудесному, иначе не скажешь!) эти книги мне подарили два разных человека. Настя и Юля, если вы читаете - ещё раз спасибо!
Для поднятия настроения в марте все средства хороши ) В том числе и оливье, который обычно у нас бывает только на Новый год, и ужасно вкусный клубничный торт "Зебра" к хорошему фильму )
Старые домики в районе лицея, куда мы ездим с Матвеем. Жду-жду тепла, долгих прогулок по пыльным мостовым, новых маршрутов... Апрель, пожалуйста, будь апрелем!