Вроде и нет ничего удивительного в том, что слово и понятие «коммунизм» обгажено за последнее столетие так, что для очень многих людей, в том числе и тех, кто родился и вырос в Советском Союзе, это слово стало настолько мерзким, что попытки достучаться до разума этих людей и донести реальную суть этого понятия, наталкиваются на железобетонную стену неприятия и нежелания не то, что вникнуть во что-то, но и даже просто что-либо услышать об этом.
При всём при том, люди эти зачастую придерживаются вполне себе левых взглядов по своей сути, но, при слове «коммунизм» их буквально выворачивает наизнанку.
И это речь идет о бывших гражданах и жителях СССР. Что же говорить о гражданах и жителях, например, США, где политика и пропаганда антикоммунизма была вынесена на государственный и идеологический уровень.
В силу такого животного неприятия этого слова, приходится говорить о движении к некоему справедливому обществу, зачастую избегая даже упоминания имен классиков марксизма, к которым надежно прилепили ярлык - «не читал, но осуждаю».
Плюс к тому, на просторах интернета вы легко найдете совершенно пёструю палитру определений коммунизма, простирающуюся от строго идеологически выдержанных в духе марксизма-ленинизма, до откровенно маразматических, которые можно выразить одной лишь фразой когда-то вполне себе популярной либеральной иконы - Валерии Ильиничны Новодворской - «Во всём виноваты коммуняки!».
Чтобы не закопаться в этом потоке нечистот, отцеживая совершенно незначительные мелочи, попытаемся определить основные признаки справедливого общества, опираясь на то, что раз уж мы выяснили, что капитализм является несправедливым обществом, то в справедливом обществе не должны присутствовать основные признаки капитализма.
Как мы определили ранее, капитализм- это общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.
В таком случае в рамках общественно-экономической формации справедливого общества должна отсутствовать частная собственность на средства производства и наёмный труд.
Необходимо обязательно уточнить, что, говоря о частной собственности на средства производства, мы говорим только о собственности представителей эксплуататорского класса, стоимость которой превосходит стоимость вложенного ими труда.
Напомним, что существуют две основополагающие формы собственности: личная и общественная. Личная собственность есть вещь, принадлежащая отдельному индивидууму либо в результате её изготовления им своим трудом, либо приобретённая им за эквивалент стоимости своего труда. Общественная собственность есть вещь, принадлежащая всем членам общества в одинаковой мере, то есть изначально являвшаяся достоянием общества по естеству - земля, её недра, воды, растительный и животный мир, и прочее, или созданные обществом, для совместного пользования его членами, объекты.
Как таковой частной собственности физически не существует, ибо она не создаётся трудом её обладателя, и не является эквивалентом стоимости его труда. Частная собственность образуется в результате безвозмездного присвоения как непосредственно части личной или общественной собственности, так и их производных.
Кроме самой юридической возможности присваивать общественную собственность, основным инструментом безвозмездного присвоения собственности при капитализме и инструментом роста капитала является наёмный труд или, говоря простым языком, возможность брать напрокат людей и их жизни. Тем самым на законных основаниях эксплуататорский класс присваивает себе не только общественную собственность, но и труд, и время жизни наёмных работников.
Фактически мы имеем дело с узаконенной кражей.
Следовательно, базовым признаком справедливого общества должно быть отсутствие наёмного труда. То есть, необходима ликвидация инструмента по эксплуатации человека человеком.
Почему именно отмена наёмного труда, а не отмена частной собственности?
Всё дело в том, что при отсутствии в обществе наёмного труда, всем обладателям частной собственности придется так или иначе поделиться своими правами владения с теми, кто сегодня работает на них по найму, если они захотят сохранить в рабочем и надлежащем состоянии ту собственность, которая всецело принадлежит им. Так или иначе в полноценном владении любого собственника останется лишь та собственность, которую он сможет содержать своим личным трудом. Вся остальная собственность, которую каждый собственник не в состоянии содержать своим личным трудом или трудом своей семьи, становится обобществленной собственностью, то есть собственностью, принадлежащей всем гражданам государства.
Таким образом, отмена наёмного труда влечёт за собой обобществление частной собственности, а значит и её ликвидацию.
Следствием ликвидации частной собственности, само государство становится обобществленной собственностью всех граждан, за исключением той личной собственности граждан, которая приобретается и поддерживается исключительно личным трудом.
Безусловно, что отмена наёмного труда должна подкрепляться серьезной законодательной базой, совмещенной с законодательной базой по ограничениям для частных собственников и возвращению того, что изначально является общественной собственностью.
Оперируя этим базовым признаком, можно безошибочно определить, является ли то или иное государство капиталистическим. Увы, мы можем констатировать, что все, существующие сегодня государства являются капиталистическими, так как везде законодательно разрешен наёмный труд. Даже на Кубе под давлением многолетних санкций был принят закон, разрешающий частный наёмный труд. А появление наёмного труда - это появление частного характера присвоения результатов общественного производства и возрождение эксплуатации человека человеком.
Только государство, в котором законодательно запрещён наёмный труд, может называться справедливым обществом.
А управление таким государством является непростым и весьма ответственным делом. На людей, которым общество собственников государства доверяет управление такого государства, возлагается очень серьезная ответственность. При этом у руководителей такого государства появляются серьезные риски и соблазны постоянного увеличения и сохранения дополнительных преференций за свою работу. Впрочем, не только у руководителей государства, но и у руководителей предприятий, организаций и коллективов в целом. Отсутствие надлежащего контроля снизу за деятельностью управления любого уровня, порождает класс чиновников, которые фактически захватывают власть и направляют интересы коллективов и всего государства в целом на пользу класса чиновников, а не на интересы всего народа.
Отсюда можно сделать вывод, что вторым базовым признаком справедливого общества должен быть жесткий контроль управления любого уровня снизу. Это не значит, что любой гражданин государства вправе мешать работе чиновников любого уровня, но любой гражданин государства вправе потребовать отчета о работе чиновника любого уровня. И по результатам данного отчета большинство граждан вправе принять решение о дальнейшей судьбе этого чиновника, как управленца. Именно этот принцип и был заложен в политике диктатуры пролетариата, которая начала давать серьезные сбои в СССР еще в середине тридцатых годов двадцатого века, как результат сопротивления созревшей к тому времени новой советской номенклатуры. И окончательно закончила свое существование на законодательном уровне в период правления Хрущева.
Потому так важна жесткая законодательная база, которая не позволит чиновникам трансформировать власть в своих интересах. Также не менее важной составляющей контроля снизу является создание легитимных вооруженных отрядов трудящихся, которых в случае узурпации власти будет сложно подавить силовыми методами.
Всё это не выглядит ужасающим, если в справедливом государстве ввести практику «суда народа». То есть, практику оценки предыдущего управления на выборах в управляющие органы. Ведь каждому гражданину достаточно легко оценить, стало ему за отчетный период жить лучше или хуже. И, если народ оценит деятельность предыдущего управления отрицательно, то все эти управленцы должны будут лишиться права работать в управляющих органах, если не пожизненно, то хотя бы на определенный срок.
Ну и преференции у управленцев не должны быть такими, чтобы ради них можно было бы соблазниться на деформацию всего государственного устройства. Хотя, сами преференции должны быть безусловно, так как труд управленца действительно не является легким трудом.
Итак, резюмируем определение справедливого общества - это общественно-экономическая формация, основанная на отсутствии наёмного труда, на невозможности легального присвоения общественной и личной собственности граждан при жестком контроле управления всех уровней снизу.