Вспомнилось - Вальпургиева ночь.

Apr 30, 2016 22:54

Оригинал взят у dascher_65 в Вальпургиева ночь.



Вальпургиева ночь отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая. Это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию (персонажи плодородия часто ассоциировались у людей со смертью, взять хотя бы пример греческой Персефоны-жены Аида, бога подземного царства мёртвых, по совместительству богини плодородия и весны.) Это праздник, который почтить вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма. Так что, к кому относится, седлайте метёлки.

Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах незабвенной инквизиции в Средние века. Нынешнее название древнему торжеству дали немцы - в честь святой, естественно, Вальпургии (она же Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж .

Святая Вальпургия - реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. Во семейка!

Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, папенька Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. И в итоге девочка безвылазно провела там не один год, вплоть до того, что встретила свой 37-й по счёту «День Варенья» там.

Но были плюсы в жизни жительницы Туманного Альбиона, среди которых числилось изучение иностранных языков. Вальпургия их настолько хорошо изучила, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальпургию называют первой писательницей Англии и Германии. Вот с чего всё начиналось, прежде чем дойти до Роулинг с Гарри Поттером.

В 748-м дядя Вальпургии, Бонифаций (а льва помните из мультика?), решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальпургию, дождавшуюся свободы.

Корабль, по преданию, отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе - и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальпургию встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм).

Впоследствии Вальпургия стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальпургия 25 февраля 777 г. Всё бы ничего и почитали бы Вальпургию как «обычную» святую, но…

Прошло больше 100 лет, чудеса монахини стали подзабываться. Новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и тут-то и произошло то, что за святыми не числилось - ночью ее грозная тень явилась епископу, напугав его до полусмерти.

Вскоре - а именно 1 мая - останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам и весям Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальпургии - первое мая.

Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её личности. После этого сплелись воедино языческие и христианские мотивы, и имя праведницы получил главный праздник нечисти.

В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, среди которых наибольших успехом пользовалась «лысая» гора Броккен, где собиралась вся «элита» и справляла свой «праздничек» в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот и т.п.

В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и т.п. Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.

Поверья эти можно обнаружить в 1-й части «Фауста» Гёте. Сложились они около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникала и распространилась вера в колдуний и ведьм: 1 мая с особой торжественностью праздновался язычниками первый весенний праздник и празднество это дало корни сплетням о шабашах. Распускали их люди, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни той инквизиции), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1 мая, в будущем - День солидарности трудящихся. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.

Сейчас в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь по всей Центральной и Северной Европе - это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. Программа праздника не меняется уже более 100 лет: старинные игры, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи. Вот так канонизированная святая стала воплощением тьмы.

Несколько слов о том, какие мероприятия предпринимаются людьми в ночь на 1 мая в разных европейских странах.

В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и избавиться от накопившегося за зиму мусора, и едят гравлакс - свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.

Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и взрывать петарды. Потому что лучшее средство от духов - шум.

В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.

В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки.

Источник

В конце XIX века, 1 мая 1886 года чикагское рабочее движение вышло на забастовку. Негодование чикагских рабочих вызывала продолжительность рабочего дня, они требовали от местного правительства введение восьмичасового рабочего дня. В ходе этой забастовки, местная полиция приняла меры для разгона рабочих. В итоге все закончилось кровопролитием. Бастующие рабочие, отстаивая свои требования, первыми открыли огонь по полицейским, что привело к обратным действиям со стороны полиции. В результате - четверо рабочих были приговорены к смертной казни. И, первого мая 1889 года в память о приговоренных к смерти рабочих, Парижский конгресс II Интернационала установил этот день - Днем солидарности рабочих всего мира.

история

Previous post Next post
Up