Как Илья Репин оскорбил "святую" Русь!

Oct 04, 2013 18:33



Группа «православных патриотов» опубликовала на этой неделе открытое письмо министру культуры и директору Третьяковской галереи с требованием убрать из экспозиции «клеветническую и лживую картину» Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Авторы, среди которых фигурирует предприниматель Василий Бойко-Великий, считают, что полотно «оскорбляет патриотические чувства русских людей». Тем временем искусствоведы говорят о «коренном переломе» в деятельности патриотических и православных активистов: если раньше те покушались в основном на современное искусство, то теперь переключились и на классику. По мнению экспертов, активисты-мракобесы неосознанно пляшут под дудку властей, по-своему трактуя их курс. Художники же говорят, что с появлением радетелей вековых устоев творить провокационные вещи стало гораздо веселее.


Письмо к министру культуры Владимиру Мединскому и директору Третьяковской галереи Ирине Лебедевой появилось 1 октября на сайте организации под названием «Русский культурно-просветительский фонд святого Василия Великого». Под обращением стоят подписи митрофорного протоиерея Алексея Аверьянова, профессора Санкт-Петербургского университета Игоря Фроянова, руководителя «Дома русской одежды» Валентины Аверьяновой, а также предпринимателя, владельца агрохолдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого, который указан как председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь», и его супруги - директора фонда Василия Великого.

Отдав должное сотрудникам и фонду «Третьяковки», авторы письма дословно заявляют: «В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров». Оказывается, речь идет о «мерзкой, клеветнической и ложной картине» Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известной как «Иван Грозный убивает своего сына».

Красочные эпитеты в адрес известного каждому школьнику полотна, как поясняют авторы письма, вызваны ее исторической недостоверностью: «Современной исторической наукой твердо установлено, что первый русский царь Иоанн не убивал своего сына. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна». По мнению «русских просветителей», оболгав государя, художник оскорбил и россиян: «Картина является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское православное самодержавие, на весь русский народ». Заодно возмущенные представители патриотической общественности напоминают, что сам Илья Репин под конец жизни «получил за свои деяния божье наказание - у него отсохла правая рука, он не мог не только писать картины, но и перекреститься». В связи с вышесказанным радетели православных ценностей просят министра культуры убрать «черный и клеветнический миф о России хотя бы в запасник музея».

Порывы православных и патриотических активистов, которые все чаще выступают против произведений искусства, продиктованы курсом власти, заявил в беседе с «НИ» галерист Марат Гельман. «Они же подняли голову не просто так. Вот представьте: министр Мединский объявляет, что сценарии надо проверять на историческую достоверность. Вот и Бойко-Великий делает то же самое», - пояснил «НИ» г-н Гельман, не понаслышке знакомый с гневом ревнителей устоев.

Его выставка под названием Icons в ряде городов России встретила неприятие местных традиционалистов. Так, в Краснодаре в 2012 году в день открытия выставки Гельман получил плевок в лицо от настоятеля храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Алексия Касатикова. После открытия выставки православные активисты и казаки провели серию несанкционированных акций против Гельмана. В Санкт-Петербурге этой весной выставка Гельмана прошла, однако открылась только со второго раза: первая попытка оказалась сорвана активистами движения «Народный собор», которые пожаловались на галериста в прокуратуру. Но и повторная экспозиция не обошлась без скандалов: перед ее открытием фасад арт-центра «Ткачи», где размещалась выставка, был исписан угрозами в адрес Гельмана. Ближе к концу экспозиции питерские казаки навестили выставку с «инспекцией», но к своему разочарованию ничего провокационного в ней не нашли.

«Население подхватывает идеи власти, и мы получаем таких вот мракобесов. Например, в законе о запрете гей-пропаганды тоже ничего такого не было, однако часть людей решила, что геев теперь можно избивать, и это чуть ли не государственное дело», - говорит собеседник «НИ». По его словам, переход от современного искусства к Илье Репину был логичным: «Сначала они громят выставку Icons и «Винзавод», потом добираются и до искусства прошлого. Уже были такие идеи - все началось с переписывания Пушкина, «Сказки о попе и его работнике Балде», с попыток сократить Толстого. Талибы, помните, уничтожали памятники Будды из тех же соображений? Они говорили: «Ну это же ложное учение». Подобная борьба с искусством всегда ведет к одним и тем же последствиям», - полагает г-н Гельман.

Напомним, еще в 2011 году армавирский священник Свято-Троицкого собора отец Павел переиздал сказку Александра Пушкина «О попе и о работнике его Балде», заменив «попа» «купцом». Тираж подделки составил четыре тысячи экземпляров.

Справедливости ради стоит отметить, что отец Павел не стал первопроходцем: пушкинскую сказку подвергали правке еще в 1840 году, но сделано это было по другим причинам. «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде» впервые увидела свет уже после смерти поэта в журнале «Сын Отечества». Но тогда поэт Василий Жуковский заменил «попа» на «купца», понимая, что иначе сказка Пушкина не пройдет церковную цензуру.

Как показывает практика, произведению не обязательно быть богоборческим или антироссийским, чтобы вызвать волну возмущения у бесноватых поборников веры и русскости. Иногда достаточно одного названия с налетом провокационности. Даже если речь идет о культовом театральном или музыкальном явлении. Так, год назад в Ростове-на-Дону запретили рок-мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» после обращений неких православных активистов в областную филармонию и прокуратуру. «Если такая постановка и имеет место быть, она должна быть согласована с патриархией. В том виде, в котором существует данное произведение, - это профанация», - охарактеризовали местечковые активисты рок-оперу, которая уже давно признана во всем мире классикой современной музыки. В результате Ростовская областная филармония заявила организаторам, что концерт не состоится, и билеты сняли с продажи.

Атакам религиозных активистов подвергаются не только предметы искусства. На днях православные активисты некоего движения «Божья воля» выступили «против того, чтобы языческий адский огонь, который зажгли жрицы, молясь Аполлону и Зевсу, пронесли наши спортсмены по нашей земле, отрекаясь тем самым от Христа». Речь, заметим, идет почти о святом для властей - об огне Олимпийских игр в Сочи. Тем не мерее, активисты «Божьей воли» уверены: «Настоящий христианин не будет участвовать в подобном инфернальном бесновании, а если увидит огонь Аполлона на своей земле, то просто затушит его».

В конце мая этого года члены областного отделения Всероссийского родительского собрания (ВРС) написали письмо руководству табачной компании «Лиггетт-Дукат», в котором возмутились выпускому сигарет «Святой Георгий». По их мнению, подобное название оскорбляет память святого Георгия Победоносца: сигареты содержат яд, а пачка с крестом «выбрасывается в мусорку или на тротуар и попирается ногами прохожих».

«Мир сходит с ума всю свою историю, но сейчас такое настроение у людей, что хочется такие вот вещи замечать», - признается в беседе с «НИ» художник из Новосибирска Артем Лоскутов, известный в том числе изображениями Pussy Riot, стилизованными под иконы. За эти работы г-н Лоскутов испытал на себе не только народный гнев, но и подвергся административному преследованию: в июне прошлого года мировой суд Новосибирска оштрафовал художника на тысячу рублей за размещение «икон» в защиту Pussy Riot на улицах города. Полиция установила, что он вскрыл три рекламных щита и разместил на них изображения с увенчанными нимбами женщиной в балаклаве и ребенком. В отношении Лоскутова возбудили три административных дела за оскорбление чувств верующих. По одному эпизоду он был оправдан за недоказанностью вины, по двум другим эпизодам суд признал художника виновным.

«У меня эти организации ассоциируются с объединением коммунистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они занимаются одним и тем же», - заявил «НИ» г-н Лоскутов, имея в виду организацию, знаменитую своими эпатажными заявлениями в Интернете (КПЛО считается шутовской организацией, созданной с целью высмеять коммунистическую партию). «При этом я не думаю, что письмо в Минкульт насчет Ивана Грозного, это троллинг. Допускаю, что люди совершенно искренне считают, что бороться с Репиным - это именно то, что необходимо сейчас для укрепления русского народа», - резюмирует в беседе с «НИ» г-н Лоскутов.

Анна Алексеева, Маргарита Алехина,

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 4 октября 2013 г.

Источник

ПГМ, православие, вынос моска

Previous post Next post
Up