Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli)

Feb 12, 2013 15:15

Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420-1497) - итальянский ( флорентийский) художник.

Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro). Фамилия Гоццоли впервые появилась только во втором издании "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Вазари ( в первом, 1550 г., ее не было). Родился художник во Флоренции.

Скупая оценка искусства Беноццо - Вазари весьма сдержанно о нем отзывался и даже критиковал (вроде: "...и хотя но сравнению со многими, превзошедшими его в рисунке, он отнюдь не был на высоте" или, чуть ниже: "среди такого множества работ у него все же получались и хорошие") и через столетия, дойдя до наших дней, создавала впечатление, что Гоццоли был приятным живописцем, но ограниченным, однако, рамками запоздалой, "отдающей готикой" декоративности, скорее "иллюстратором", чем истинным художником.
Но это не так - новые исследования позволили определить место Беноццо в той чрезвычайно активной художественной среде, где создавались произведения как "большого", так и прикладного искусства, ставшей фундаментом для расцвета творчества крупнейших мастеров флорентийского Возрождения, выявить его индивидуальность и достойный масштаб личности художника и разностороннего ремесленника, весьма искусного и в свое время очень ценимого влиятельными заказчиками, среди которых были и знаменитые Медичи.

Беноццо Гоццоли станет «приятным посредником» между старым и новым, между самыми жизненными ответвлениями готического стиля и новаторским обновлением художественного языка в гуманистическую эпоху.

Первые опыты Беноццо как художника, уже хорошо владеющего профессиональными навыками - хотя сведений о его обучении в какой-либо флорентийской мастерской не имеется - восходят к 1439 году, когда, согласно найденным документам, он исполнил на погребальной пелене, предназначавшейся для братства Сант Аниезе аль Кармине "Вознесение Христа". В 1441 году он написал для Джованни дель Пульезе "compasso", то есть картину в типичном для готики сложном обрамлении, которую заказчик передал тому же братству. В декларации из семейного кадастра за 1442 год Лезе упоминает, что двадцатилетний Беноццо "учится живописи". Однако скромность и краткость этих слов не дает ясного представления о том, что же там происходило на самом деле - исполняя росписи доминиканского монастыря Сан Марко, Беноццо не только учился у Фра Джованни да Фьезоле, прозванного Анжелико, но, скорее, сотрудничал с ним.

Во фресках монастыря Сан Марко (Флоренция) Гоццоли все еще был интерпретатором идей Фра Анжелико, но в них уже определились черты его собственного стиля - смягчение колористической гаммы, ослабление объемности форм ради выразительности линейного контура, детальность радостных и приятных пейзажных фонов.



Поклонение волхвов 1440-41 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.



Жены у гробницы (деталь). 1440-41 гг.Беноццо Гоццоли Фреска. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.

Первые самостоятельные опыты художника исследователи относят к 1446-1447 годам - времени окончания работ в Сан Марко. Речь идет о маленьких по формату и тщательно исполненных произведениях, обнаруживающих в Гоццоли раннюю склонность к "каллиграфичной", напоминающей миниатюру, живописи. К этому периоду относится рукопись "Пророчеств" Джоаккино да Фьоре из Британской библиотеки в Лондоне с портретами пап (последний из изображенных - папа Евгений IV, умерший в 1447 году), недавно с уверенностью приписанная Гоццоли.



Папа Евгений IV, 2 половина 15 столетия, Беноццо Гоццоли. Миниатюра. Британская библиотека, Лондон.

Пример редкого для Беноццо обращения к миниатюре свидетельствует об его открытости для эксперимента; в поисках истинного своего призвания и в стремлении завоевать твердое положение он в эти годы осваивал различные техники в еще большей мере, чем того требовала типичная флорентийская мастерская с ее универсальным художественным образованием. Любознательность и разносторонность интересов, думается, и привела его к двухлетнему сотрудничеству с многочисленной группой, работавшей под руководством Лоренцо Гиберти над завершением Райских дверей Баптистерия, Согласно контракту от 21 января 1445 года (1444 год по флорентийскому стилю), начиная с 1 марта этого года в течение трех последующих лет Беноццо должен был работать над Райскими дверями, занимаясь полировкой бронзовых панно после их отливки; однако в марте 1447 года, то есть за год до истечения срока, Гоццоли уехал в Рим для исполнения важного заказа папского двора - он снова работал вместе с Фра Анжелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето.

Но Гоццоли известен, прежде всего, как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов - росписи, посвященные жизни Святого Франциска Ассизского Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни Святого Августина (Сан Джиминьяно, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485).

Начнем со святого Франциска.

Гоццоли, безусловно, был известен знаменитый цикл Джотто в Верхней церкви в Ассизи, также посвященный Франциску Ассизскому. Об этом свидетельствуют многие совпадения в композиции ряда сцен. Но также очевидно, что во многом художник шел своим путем. Отбор сцен в этом цикле отличается от того набора, который можно видеть у Джотто и который к тому времени стал уже традиционным. Гоццоли ограничивает свой выбор только сценами из жизни святого - от его рождения до смерти - он опускает посмертные явления Франциска и не показывает совершенных им при этом чудес. Художник также отходит от хронологической последовательности событий, как они изложены в "Большой легенде" * св. Бонавентуры*, и создает свою последовательность эпизодов.

Этот, довольно хорошо сохранившийся, цикл, заключает в себе 19 эпизодов из жизни святого, занимающих 12 картин и - к большому сожалению, утраченный - витраж. В некоторых случаях на одной картине помещено несколько следующих друг за другом, эпизодов.

Кроме биографических сцен, интерес в этом цикле представляют 23 медальона с изображениями двадцати деятелей францисканского ордена и трех знаменитых флорентийцев - Данте, Джотто и Петрарки.

Дабы не повторяться с описанием эпизодов из жизни святого Франциска здесь будут приведены только недостающие - Папа утверждает устав францисканского ордена и Испытание огнем перед султаном, а остальные можно посмотреть по ссылке на Джотто - Сон Иннокентия III, Изгнание демонов из Ареццо, Проповедь птицам, Получение стигмат, Подтверждение стигмат.



Сцены из жизни святого Франциска (северная стена). 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.



Сцены из жизни святого Франциска (северная стена). Сцена 5. Сон Иннокентия III. Папа утверждает устав францисканского ордена 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.

...Папа больше не сомневался в святости Франциска и понял замысел Божий. Но не чрезмерна ли проповедуемая им бедность? Он снова призвал Франциска и выразил ему свои опасения, разделяемые некоторыми кардиналами. Франциск в ответ вдохновенно и рыцарственно воспел госпожу Бедность, восхваляя её как прекраснейшую даму, завоевавшую сердце Небесного Царя, в Чьём облике запечатлелось благородство Отца. Неужто такой Отец не позаботится о Своих возлюбленных детях? Папа был тронут. Его опасения рассеялись. Ступай с Богом, - сказал он, - и проповедуй с сотоварищами покаяние, как Он вам внушит. Когда возрастёте числом, сообщите, мы дадим вам новые дозволения и возложим на вас новые поручения



Сцены из жизни святого Франциска (северная стена). Сцена 6. Изгнание демонов из Ареццо 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.



Сцены из жизни святого Франциска (северная стена). Сцена 10. Испытание огнём перед султаном 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.

…но на Франциска ничто не действовало. Взяв с собой брата Иллюминато, он вступил на землю противника с криком: «Султан, султан». Их тут же схватили, жестоко избили и привели к султану Мелек-эль-Камелю, доблестному и мудрому государю. В ответ на просьбу султана Франциск изложил цель прихода: он хотел не отречься от Христа, но обратить султана и его людей в евангельскую веру. Он долго говорил о тайне Единого и Троичного Бога, но, чувствуя, что слова его не доходят, придумал нечто более действенное. - Прикажи, - сказал он, - чтобы разожгли большой огонь, и позови своих священников. Мы вместе войдем в огонь. Кто из нас останется невредим, в его веру и уверуй. - Ни один из наших священников не согласится на такое испытание в защиту нашей веры, - ответил султан. Но Франциск не сдавался. Святой Дух подсказывал ему новые доводы и слова, но напрасно: султан, внутренне убеждённый в правоте Франциска, боялся «народного шума. Султан проникся великим почтением к Святому и за стойкость его веры, и за отказ от мира сего (ибо Святой отверг дары, которые Султан ему предлагал), и за пылкое желание обрести мученические страдания. С того момента он охотно внимал Святому и просил его придти вновь, дозволив ему и его спутникам проповедовать, где им будет угодно. Также он даровал им охранный фирман, ограждавший от всяческих посягательств.



Сцены из жизни святого Франциска (южная стена). 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.



Сцены из жизни святого Франциска (южная стена). Проповедь птицам Сцена 7. 1452 г.Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.



Сцены из жизни святого Франциска (южная стена). Сцена 11. Получение стигмат 1452 г. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.



Сцены из жизни святого Франциска (южная стена). Сцена 12.Подтверждение стигматов. 1452 г. Беноццо Гоццоли.Фреска. Сан Франческо, Монтефалько.

В 1464 году, только что женившись, Беноццо покинул Флоренцию и отправился расписывать фресками хор церкви Сант Агостино в Сан Джиминьяно; это был первый этап второй и последней серии его поездок, связанных с работой в различных местах Тосканы, в столицу которой он уже никогда более не вернулся.

Пребывание в Сан Джиминьяно, продолжавшееся до 1467 года, отмечено крупными работами Беноццо как для религиозных, так и для гражданских сооружений. Росписи, посвященные Святому Августину, располагались тремя регистрами под крестовым сводом хора с изображениями четырех евангелистов - восемнадцать сцен (четыре из них в люнетах) охватывают всю жизнь Святого Августина от детства до смерти.



Святой Августин читает послание Апостола Павла (сцена 10, восточная стена) 1464-65 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сант Агостино, Сан Джиминьяно.

Согласно легенде, однажды, когда Августин был в саду, он услышал детский голос, который побуждал его открыть наугад послания апостола Павла. Августин открыл книгу на Послании к Римлянам.



Святой Августин проповедует в Риме. (сцена 6, южная стена) 1464-65 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сант Агостино, Сан Джиминьяно.



Святой Августин отбывает в Милан. (сцена 7, южная стена) 1464-65 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Сант Агостино, Сан Джиминьяно.

Достигнув на пороге пятидесятилетия славы, высоко ценимый в Тоскане и Умбрии, Беноццо был приглашен для осуществления одного из самых грандиозных живописных проектов, о каком только мог мечтать в то время художник Центральной Италии - завершить фресковые росписи в Кампосанто в Пизе, работа над которыми была прервана в предыдущем столетии. Первого января 1469 года (1468 год по флорентийскому стилю) ему было официально поручено украсить фресками длинную северную стену, а закончил он росписи, судя по дате последнего платежа, до первого мая 1484 года. В течение пятнадцати лет во главе своей мастерской он выполнял работу, о которой Вазари сказал, что "столь обширное предприятие не без основания испугало бы целый легион живописцев".
Надо полагать, что в выборе Беноццо для росписей в Кампосанто помогло покровительство епископа Пизы Филиппе Медичи.
Когда флорентийские художники следующего поколения - Боттичелли, Козимо Росселли, Гирландайо - лишь начинали в 1482 году пробовать свои силы на грандиозных но размеру стенах Сикстинской капеллы в Риме, Беноццо уже подходил к завершению столь же сложных композиций в Кампосанто; некоторые из этих живописцев - прежде всего Росселли и Гирландайо - вдохновлялись ими в своих ватиканских фресках.

Гоццоли, которому помогали два его брата, Бернардо и Джованни, и Джованни ди Муджелло, племянник Фра Анджелико, написал в Кампосанто Благовещение, Поклонение волхвов, Апостолов со святыми, но особенно большого труда потребовала серия из двадцати трех сцен на сюжеты Ветхого Завета: Сбор винограда и Опьянение Ноя, Проклятие Хама, Вавилонская башня, Авраам и Поклонение Ваалу, Уход Авраама и Лота, Победа Авраама, История Агари, Пожар Содома, История Исаака, Свадьба Исаака и Ревекки, История Исава и Иакова, Сон Иакова и Свадьба Иакова и Рахили, Встреча Иакова и Исава и Похищение Дины, Целомудрие Иосифа, Иосиф при дворе фараона, Юность Моисея, Переход через Красное море, Моисей и скрижали Завета, История Корея, Дафана и Авирона, Жезл Аарона и Медный Змий, Смерть Аарона и Моисея, Падение Иерихона и Давид и Голиаф, Встреча Соломона с царицей Савской.

Вазари назвал сделанное Беноццо "поистине потрясающим", употребив определение, которое в своих Жизнеописаниях применял главным образом, если не исключительно, к непревзойденному искусству Микеланджело; и хотя, скорее, оно относится к масштабности и серьезности работы, чем к поражающей грандиозности результата (как то было в отношении к произведениям Микеланджело), оно свидетельствует о восхищении, с каким не очень снисходительный в оценках биограф и - в еще большей степени - современники Беноццо оценивали его самое значительное творение.



Сбор винограда и опьянение Ноя. 1469-84 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Кампосанто, Пиза.



Строительство Вавилонской башни. 1469-84 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Кампосанто, Пиза.

Одним из - если не самым значительным произведением Беноццо Гоццоли является так называемая Капелла волхвов (Cappella dei Magi) - знаменитая капелла в Палаццо Медичи-Рикарди (Флоренция), расписанная художником в 1459-60 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.

Письма того времени свидетельствуют, что художник беспрекословно слушался заказчика, Пьеро Медичи. Роспись покрывает все стены сплошным ковром, она задумана не как цикл фресок, а как единая декорация, непрерывно развертывающаяся по стенам капеллы.

Смысловой центр капеллы - алтарь, где расположен алтарный образ работы Филиппо Липпи "Рождество".

Три остальные стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы. Вместо традиционной темы "Поклонения" с принесением даров, художник выбрал более редкую тему - их путешествия, которая здесь приняла форму триумфальной процессии, своей роскошью и шумной, очевидной светскостью контрастирующей с мистической задушевностью оборазов в алтаре. Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам - семье Медичи и их земле - райские кущи, населенные ангелами - это стилизованные мотивы тосканского пейзажа неподалеку от Флоренции.

Навстречу посетителю, когда он входит в капеллу, справа от края стены движется длинный кортеж, извиваясь змеей сверху вниз, из глубины на передний край. В процессию включено не менее 150 фигур. Процессия началом и концом смыкается у алтаря, уходя своими краями из поля зрения и образуя как бы неприрывное кольцо. Тесное пространство молельни иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами. В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту.

На восточной стене изображена Процессия молодого короля (волхва)



Процессия молодого короля (восточная стена) 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.



Процессия молодого короля. Деталь. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.

Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей (Лоренцо Великолепный).



Затем, впереди кавалькальды - Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом "Semper" (Всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом работы Мино да Фьезоле Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.










В толпе изображен человек, на шапке которого написано Opus Benotii - автопортрет художника. Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно.




На южной стене - Процессия среднего короля (волхва).

Второй волхв, согласно популярной атрибуции - византийский император Иоанн VIII Палеолог, который вместе с патриархом жил во Флоренции за 20 лет до создания фресок, когда там проходил Флорентийский собор (1439). С этим соглашаются не все, так как этот волхв совсем не похож на облик императора, известный по медали Пизанелло.



Процессия среднего короля. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.



Процессия среднего короля.Деталь. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.



Процессия среднего короля. Деталь. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.

Три пажа за спиной второго волхва - возможно, одетые в мужские костюмы сестры Лоренцо - Бьянка, Наннина и Мария. Впрочем, образы так идеализированы и неиндивидуальны, что утвреждать этого точно нельзя.




На западной стене - Процессия старого короля (волхва).



Процессия старого короля. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.



Процессия старого короля. Деталь. 1459-60 гг. Беноццо Гоццоли. Фреска. Палаццо Медичи Риккарди, Флоренция.

Считается, что это константинопольский патриарх Иосиф.




Юноша с гепардом за спиной, возможно, Джулиано Медичи



Росписи в Капелле волхвов - невероятное зрелище. Беноццо Гоццоли мог бы заслужить титут Завораживающий за эту свою работу. Прошли века и то, что казалось устаревающим тогда - кажется новым, молодым и свежим сейчас. Исторические деятели превратились в сказчных персонажей, а тосканские пейзажи - в луга и поля неведомой волшебной страны. Сияющие короны, изукрашенные одежды, загадочные лица, бесконечное путешествие трех неведомых королей - отдельный мир и великолепный подарок мастера. - das_gift.

Умер Гоццоли в Пистойе 4 октября в 1497 году

1. * "Большая легенда" ("Legenda major"). (1263). В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. "Большая легенда" является пространным житием, тогда как "Малая легенда" (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать "Большую легенду" официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих "Житий" - Vita Prima и Vita Secunda - Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, "Большая легенда" сохранилась во множестве списков. Именно "Большая легенда" стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.

benozzo gozzoli, книги, Раннее Возрождение, Беноццо Гоццоли, Италия, Святой Франциск, Ренессанс, Флоренция, Пиза, 15 век, Тоскана, Святой Августин

Previous post Next post
Up