Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция - 10 декабря 1475, там же) - итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.
С легкой руки Вазари именно этого художника будут вспоминать в обязательной связке с понятием "перспектива", всегда будут упоминать его страстную любовь к этой самой перспективе и цитировать его слова "О какая прекрасная вещь эта перспектива!" Не поэтому ли вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, "помешавшимся на перспективе", которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки.
И рассказ об этом художнике логично начать одной из его "перспективных штудий".
Рисунок по перспективе. 1430-е гг. Паоло Уччелло. Перо, чернила. Галерея Уффици, Флоренция.
Паоло Уччелло родился в 1397 году - или чуть раньше или чуть позже - и, скорее всего, во Флоренции, потому что его отец, цирюльник Доно ди Паоло, был флорентийцем. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно (Паоло, сын Доно). Происхождение прозвища Уччело ("птичка") неизвестно, по мнению Вазари - так Паоло прозвали за любовь к животным вообще и к птицам в особенности.
В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и художников, но что происходило с художником в период с 1415 по 1425 год неизвестно. В 1425 году он живет в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, мозаики, про которые можно сказать, что они созданы по рисункам Уччелло, не сохранились.
Во Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, об этом свидетельствует дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои услуги по оформлению кафедрального собора. Власти согласились не сразу, более того, 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду*, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии - первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.
Замысел художника имеет вполне героическое звучание, простые формы, ограниченную, минималистичную даже, цветовую гамму - она близка к естественному цвету каменной скульптуры. Сходные качества обнаруживаются в цикле фресок История Ноя в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы. Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние
Донателло, которого он сопровождал в Падую в 1444 году.
Монумент сэру Джону Хоквуду. 1436 г. Паоло Уччелло. Фреска. Дуомо, Флоренция.
И для сравнения - История Ноя.
Поток и спад воды. 1447-48 гг. Паоло Уччелло. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
Жертвоприношение Ноя и опьянение Ноя. 1447-48 гг. Паоло Уччелло. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
В флорентийском Дуомо, помимо изображения Джона Хоквуда - над выходом прямо в середине западной стены - есть часы работы Лоренцо ди Бенвенуто делла Вольпайя с росписью циферблата работы именно Паоло Учелло.
Часы с головами пророков. 1443 г. Паоло Уччелло. Фреска. Дуомо, Флоренция.
В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо - он создал три картины "Битва при Сан Романо", в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432).
Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые "Битва при Сан-Романо" упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.
Паоло Уччелло не стремился запечатлеть все эпизоды битвы. Он выбрал три сцены, представляющиеся наиболее важными. Об этом говорят сами произведения: размещенные первоначально рядом на стене и отделенные друг от друга узкими пилястрами, они не составляют единого повествования и тем не менее являются единым художественным целым.
В настоящий момент это три большие картины, разбросанные по разным музеям Европы. Первоначально это был единый фриз длиной в 9,5 м. В этой многофигурной композиции художник проявил себя смелым новатором. Его всадники изображены в весьма необычных и даже эксцентричных ракурсах и позах, а сама сцена сражения поражает динамикой и какой-то странной фантастичностью. Например, лошади отличаются невероятными окрасами, а фигуры всадников кажутся кукольными.
Битва при Сан-Романо - один из последних эпизодов борьбы Флоренции с миланским герцогством, на стороне которого выступала Сиена. Сначала успех не сопутствовал республике - часть принадлежащей ей территории была разорена отрядом сиенцев и несколько крепостей сдались врагу. Военные успехи неприятеля побудили синьорию поставить во главе флорентийских сил известного кондотьера Никколо да Толентино. Тот повел военные действия безрассудно смело.
Это случилось утром 1 июля 1432 года. Военачальник с отрядом в двадцать всадников далеко опередил основное войско и неожиданно столкнулся с сиенцами в долине реки Арно, около укрепления Сан-Романо. Кондотьер не сдался силам неприятеля, отразил атаку и в течение восьми часов сражался вместе со своим крошечным отрядом, пока подошедшие флорентийские войска не перешли реку и не ударили в тыл сиенцам.
И как раз первой является картина, где герой битвы Никколо да Толентино ведет воинов в бой. Это уже разгар сражения - на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. Перед предводителем в отчаянной схватке скрестили оружие четыре рыцаря, а за его спиной под звуки труб устремляется на врага малочисленный отряд флорентийцев. Центральной фигурой всей композиции является Никколо да Толентино, лидер победоносной флорентийской армии, сидящий верхом на белом скакуне. Его отличительный знак - изображенный на знамени узел царя Соломона*.
Атака авангардов флорентийцев, возглавляемая кондотьером Никколо да Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Национальная галерея, Лондон.
На второй картине представлена кульминация битвы. Здесь развернулось сражение, но исход его ясен: еще мгновение - и предводитель неприятеля будет повержен.
Низвержение с коня предводителей сиенцев Бернардино делла Карда. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.
На третьей композиции на помощь Никколо да Толентино ринулись воины основного отряда под водительством Микелетто да Котиньола. Он представлен в центре с поднятым мечом, а его войско перестраивается для атаки. Над головами обоих флорентийских командующих развеваются личные штандарты, позволяющие зрителю легко их опознать. Отряды движутся навстречу друг другу (именно поэтому вторая картина является кульминацией!)
Отряд во главе с Микелотто Аттендоли да Котиньола приходит на помощь Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Лувр, Париж.
Мастер не создает в картинах единого пространства. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения. Основное внимание живописец уделяет ракурсу. Лошади, скачущие на зрителя, тела убитых, направленные в разные стороны копья, фигуры всадников в сложных разворотах - все это представляло немалую трудность для многих мастеров-современников. Уччелло будто нарочно усложняет изобразительные задачи - достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом.
Кто эти люди, чья слава увековечена художником? Никколо да Толентино, Микелетто да Котиньола, Бернардино делла Карда? Все они кондотьеры - военачальники, состоявшие на службе у городов-республик и государей Италии. В XIV-XV веках войны велись большей частью их руками. Они переходили на службу от одних государей к другим, сами захватывали власть или получали земли за военные успехи. Кстати, предводитель сиенцев Бернардино делла Карда успел побывать на службе у флорентийцев, прежде чем встать на сторону Милана.
Этим профессиональным воинам приходилось опасаться не только врагов, но и тех, кому они служили. Если они действовали слишком успешно, то становились опасными и нередко гибли не в сражениях, а от рук хозяев. Так, кондотьера папы Сикста IV - Роберто Малатеста - отравили вскоре после одной из триумфальных побед, а командующий венецианской армией Карманьола казнен по подозрению в измене. Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо - Никколо да Толентино. Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда.
Еще Учелло автор фресок в соборе Прато - среди них замечательные аллегорические изображения Веры, Надежды и Стойкости.
Вера. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.
Надежда. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.
Стойкость. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.
В 1445-46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора
Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Но сегодня совершенно невозможно обнаружить даже следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. Более того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. О них упоминает лишь Вазари, и то мельком.
В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Всех Святых. В этом же году он женился, хотя нет сведений о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1453 году жена Уччелло, Томмаза родила сына Донато, а в 1456 году умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, ее назвали Антонией.
Довольнно знаменито еще одно произведение художника "Ночная охота" - как будто сказочное, неуловимо непонятное, как будто содержащее в себе нечто большее, чем нам пытаются показать.
История этой работы (как, впрочем, и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна. Искусствоведам впервые представилась возможность заняться ее изучением лишь в 1850 году, когда она была подарена оксфордскому музею Эшмолин. На обратной стороне "Ночной охоты" имелась наклейка XVIII века с итальянским текстом, написанным от 'руки, из которого следовало, что работа принадлежит кисти Беноццо Гоццоли, живописца, принадлежавшего к следующему после Уччелло поколению флорентийских мастеров. Только в 1898 году историки искусства сошлись на том, что картину все-таки следует приписывать кисти Уччелло. Ныне она считается одной из поздних работ художника, написанной примерно в то же время, что и часть алтарного образа из церкви Святого Духа в Урбино. Об истории ее создания так и не удалось ничего узнать, несмотря на все усилия исследователей. Сюжет картины необычен и непривычен. Художники эпохи Возрождения довольно часто изображали охотничьи сцены - но всегда на заднем плане, в качестве одной из составляющих фонового пейзажа. Охота как таковая (и тем более - ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины. Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. "Темное" происхождение картины, однако, не умаляет ее художественных достоинств и оригинальности авторского замысла.
Ночная охота. 1460-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Музей Эшмолин, Оксфорд.
А вот и урбинские фрески.
Эта серия фресок иллюстрируют довольно ужасную историю о том как один французский еврей-меняла попытался уничтожить облатку (гостию). Когда он ее проколол, из нее полилась кровь, а когда стал варить, она превратилась в мясо. В оригинальной версии рассказа, написанной гентским монахом Jean de Thilrode, еврея заставили принять христианство. В более поздней версии его сожгли на костре (по Уччелло, и всю семью тоже, а женщину, которая продала гостию, повесили. История, действительно, ужасающая.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 1) 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 2) Гостия превращается в плоть. В дверь стучат вооруженные люди. 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 3) Епископ возвращает гостию в церковь 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 4) Повешение христианки, покаявшейся в осквернении святого причастия 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 5) Казнь менялы и его семьи 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 6) 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Поздняя работа художника - Святой Георгий, принцесса и дракон - маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом.
Легенда о битве святого Георгия с драконом - один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи. Многие художники прославляли подвиги святого, но работа Учелло выделяется среди них - все элементы этой сложной композиции - благородный рыцарь на вздыбленном белом, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо - как нельзя более гармонично соотносятся друг с другом. Художник не единожды обращался к этому сюжету - в Париже, в музее Жакмар-Андре есть еще один "Георгий".
Святой Георгий и дракон. 1456 г. Паоло Уччелло. Масло. Национальная галерея, Лондон.
Святой Георгий и дракон. 1458-60 г. Паоло Уччелло. Масло. Музей Жакмар-Андре, Париж.
Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло. Начатый Уччелло алтарный образ для урбинской церкви Тела Христова заканчивал голландский живописец Иос ван Вассенхове. Со слов Джорджо Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы «в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы». Однако 11 ноября 1475 года Уччелло написал завещание, из которого следует, что живописец был вовсе не так беден, как сообщает Вазари. Спустя месяц, 10 декабря, Паоло Уччелло скончался в больнице. В одном из источников XVI века утверждается, что в это время живописцу исполнилось 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.
Установление Святого Причастия 1470-е гг Паоло Уччелло. Церковь тела Христова, Урбино.
Мой выбор на этот раз - алллегории из Прато - прекрасные, загадочные женщины. Это не портреты - что-то неуловимое в их лицах. Абстрактное и загадочное. У каждой своя стать. У каждой свои намерения. Они безмолвны, но их безмолвие и есть их язык - смотрящему все понятно без слов. - das_gift
1.* Джон, Джованни Акуто, Хоквуд (Acuto) (Hawkwood) (ок. 1320 - 16 или 17.III.1394) - кондотьер. Родился в Англии, в графстве Эссекс. Воевал в составе войск англ. короля в Столетней войне 1337-1453. После заключения мира в Бретиньи (1360) перешел со своим отрядом на службу итальянских государств-в. Возглавил войска Пизы во время войны с Флоренцией (1364), затем служил у миланских Висконти, у римского папы, а с 1377 до конца жизни находился на службе у Флоренции. Составил большое состояние. Флорентийцы увековечили память о Хоквуде.
2. * Узел Соломона - узел Соломона (лат. Sigillum Salomonis) является наиболее общим название для традиционного декоративного мотива, использовавшегося с древних времен и во многих культурах.
Узел Соломона часто встречается в древних римских мозаиках , как правило, представлены в виде двух переплетенных овалов.
Из-за того что невозможно обнаружить видимые начало и конец, то соломонов узел часто выступал как символ бессмертия и вечности, а из-за того, что узел представлял собой как бы единение двух переплетенных фигур, его часто называли узлом любовников.
3. *Гостия (хостия, происходит от лат. hostia - «жертва») - евхаристический хлеб в виде маленькой лепёшки в католицизме латинского обряда, а также англиканстве и ряде других протестантских церквей. Используется во время литургии для таинства Евхаристии.