Симоне Мартини (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена - 1344, Авиньон) - крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.
Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Точная дата его рождения неизвестна, но известна точная дата его смерти - в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится: «Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года». Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.
О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации.
К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» № 583» (1308-10 гг., Сиенская пинакотека).
Мадонна с младенцем. 1308-1310гг. Симоне Мартини. Национальная пинакотека, Сиена. Темпера по дереву.
К первым работам относят также фреску с изображением Мадонны в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно, но от Мадонны Мартини осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
Мадонна Милосердие. 1308-1310гг. Симоне Мартини. Национальная пинакотека, Сиена. Темпера.
Первая достоверная работа Симоне - фреска «Маэста» в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись «a man di Symone», то есть «работа Симоне». Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства - выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации.
Знаменитый Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу - с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской и была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Фреска явно написана под влиянием «Маэста» Дуччо. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены - Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный своего рода «полуколлаж». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь. 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь. 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь. 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь. Медальон. 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Маэста. Мадонна с ангелами и святыми Деталь медальонов. 1315г. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году.
Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде»* Иакова Ворагинского*. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика - кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана. Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю - он стал служить Господу Богу. Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.
Разделение плаща. 1312-1317гг. Симоне Мартини. Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь, Ассизи. Фреска.
Чудо во время мессы. 1312-17гг.Симоне Мартини. Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.
Смерть Святого Мартина. 1312-17гг.Симоне Мартини. Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.
Похороны Святого Мартина. 1312-17гг.Симоне Мартини. Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.
В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. - полиптих, который ныне хранится в музее в Орвьето.
Полиптих «Санта Катерина». 1319г.Симоне Мартини. Музей Сан Маттео. Пиза.
В хрониках монастыря Санта Катерина сохранилась запись о том, что в 1319 г. «брат Петрус» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись «manu Symonis senesis» - работы Симоне из Сиены.
Полиптих Орвьето. 1312г.Симоне Мартини. Музей собора, Орвьето. Темпера по дереву.
Полиптих Орвьето. Деталь. 1312г.Симоне Мартини. Музей собора, Орвьето. Темпера по дереву.
В 1321 г. имя Симоне опять появляется в записях сиенского казначейства - Биккерны - он получил плату за реставрацию своей фрески «Маэста», которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322-23 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь несколько раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико.
Первой созданной Симоне Мартини алтарной картиной считается «Алтарь св. Людовика Тулузского» (1317 г. Музей Каподимонте, Неаполь), который он выполнил во время гипотетического пребывания при дворе Роберта Неаполитанского*. Он представляет собой картину, на которой св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского, в то время как ангелы коронуют небесной короной самого св. Людовика. Символизм картины прозрачен: Людовик согласился стать епископом только при условии, что ему позволят вступить в францисканский орден, о чём он тайно договорился с папой Бонифацием VIII. Так он и прожил жизнь в бедности, чистоте и бессребренничестве. Однако Симоне в картине затушевал его бедность, изобразив Людовика в богатой и красивой одежде. В нижней части алтаря находится пределла, в которую вставлены пять картин со сценами из жития св. Людовика Тулузского.
Алтарь святого Людовика Тулузского(без пределлы) 1317г.Симоне Мартини. Музей Каподимонте, Неаполь. Темпера по дереву.
Алтарь святого Людовика Тулузского Пределла. 1317г.Симоне Мартини. Музей Каподимонте, Неаполь. Темпера по дереву.
К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло».
Агостино Новелло был современником Симоне. Этот святой изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом. Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».
Алтарь блаженного Агостино Новелло. 1324г.Симоне Мартини. Национальная пинакотека, Сиена. Темпера по дереву.
В 1326 г. Мартини создал картину для Палаццо Капитано дель Пополо, которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329-30 гг. он создал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней
А в 1330 г. он пишет фреску «Гвидориччо да Фольяно» в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси - эту фреску относят к так называемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини. Вокруг неё в учёной среде до сих пор продолжаются споры. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого события она написана. Фреска, тем не менее, замечательная. На ней, скорее всего, изображена реальная местность с реальными крепостью и городом; однако сам портрет Гвидориччо выпадает из пространства картины, существует как бы сам по себе и кажется эмблемой или печатью, поставленной на документ. Левая нога его коня стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно. 1328-30гг. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно. Деталь. 1328-30гг. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно. Деталь. 1328-30гг. Симоне Мартини. Палаццо Пубблико, Сиена. Фреска.
В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает знаменитое «Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336
В верхней части картины, под центральным сводом в венце херувимов изображен голубь - символ Святого Духа. Выведенный на золотом фоне текст, как бы выходящий из уст ангела, представляет собой первые слова «благой вести». Мария сидит на деревянном инкрустированном троне, который, как и сложенная книга в ее левой руке, подчеркивает реальность образа Богоматери. Фигура Марии, внимающей благой вести, написана воздушно, одухотворенно, хотя ее темно-синий плащ и выглядывающее из-под него карминно-красное платье контрастируют с ослепительным блеском всей сцены. Фигуру ангела, облаченного в парчовое одеяние, подчеркивают вырисовывающиеся на золотом фоне крылья с павлиньими перьями и прихотливые складки декоративно извивающегося плаща. По обе стороны алтаря изображены фигуры святых: слева - св. Ансаний*, которому был посвящен этот алтарь, справа же, согласно надписи, сделанной в XIX в., изображена св. Юлитта*.
Благовещение с двумя святыми. 1333г. Симоне Мартини. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.
Благовещение с двумя святыми. Деталь. 1333г. Симоне Мартини. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.
Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века.
Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной.
Кроме того, Симоне Мартини был не только другом, но и любимым художником Петрарки, заказавшего ему портрет своей возлюбленной Лауры
К авиньонскому периоду относится миниатюра, созданная Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Несмотря на двух вполне средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, а также буколические крестьяне в нижней её части вызывают в памяти античную эпоху. В ней ощущается не столько готический, сколько ренессансный дух.
Вергилий.Титульная страница. 1336г. Симоне Мартини.Библиотека Амброзиана, Милан. Кижная миниатюра.
Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот маленький городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные художники, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение своей новой резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции одного из кардиналов.
Благославляющий Спаситель. 1341г.Симоне Мартини. Папский дворец, Авиньон.
Благославляющий Спаситель. Деталь. 1341г.Симоне Мартини. Папский дворец, Авиньон.
Первое знакомство с Симоне Мартини у меня связано с одной не очень хорошей репродукцией Мадонны из Эрмитажа. Мне было лет шесть или семь и меня почему-то очень испугала эта Мадонна - неестественная поза, зеленоватый цвет лица - что-то недоброе мне показалось и очень долго я недолюбливала Мартини именно по этой ничтожной причине, А сейчас смотрю - она прекрасна. Прекрасная картина. - das_gift
Благовещение. 1333г. Симоне Мартини. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Темпера по дереву.
И еще.
Мадонна с младенцем. 1321г.Симоне Мартини. Национальная пинакотека, Сиена. Темпера по дереву.
Ангел Благовещения. 1333г. Симоне Мартини. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Темпера по дереву.
Христос у храма с Марией и Иосифом 1342г. Симоне Мартини. Ливерпуль, Галерея Уолкера.
1.* Святитель Мартин Турский (Мартин Милостивый) (лат. Martinus, 317 или 337 римская провинция Паннония - 11 ноября 397, Турень, Франция) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых.
Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.
2. * «Золотая легенда» (лат. Legenda Aurea) - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV-XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии.
В качестве литературного материала использовались как канонические, так и популярные апокрифические Евангелия, к примеру От Никодима; истории из «Житий святых отцов» Иеронима, «Церковной истории» Евсевия, «Зерцала исторического» Винсента из Бове, труды Амбросия Медиоланского, Альберта Великого, Иосифа Флавия, Григория Турского, Иоанна Кассиана, Кассиодора и многие средневековые произведения. Всего выявлено более 130 использованных им текстов, хотя для многих историй определить источник, откуда Яков Ворагинский взял тот или иной сюжет не удалось: кроме пересказа текстов старых авторов, он добавил множество легенд и сказаний, взятых им из устных рассказов. Эта компиляция создавалась автором без какого-либо критического подхода. Из редакций житий выбирались не наиболее достоверные версии, а наиболее занимательные.
В частности, именно из «Золотой легенды» пошел рассказ о том, как Георгий боролся с драконом, что Мария Магдалина была блудницей, а волхвы - не простыми магами, а загадочными восточными царями Гаспаром, Мельхиором и Бальтазаром.
Этот сборник оказал невероятное влияние на сложение европейской культуры, став источником большого числа сюжетов для литературных и живописных произведений, а также для большого количества позднейших переработок агиографического материала .
Наиболее значимые из иконографических сюжетов религиозной живописи, популяризованные «Золотой легендой»:
* Успение Богоматери, Коронование Марии и вообще Житие Богоматери - в частности текст послужил опорой для ансамбля Капеллы Джотто
* История Животворящего креста - переработана Пьеро делла Франческа в росписях капеллы базилики Сан Франческо в Ареццо.
* Легенда о Святом Георгии и змее
* Легенда о Святом Христофоре и Младенце
* История Марии Магдалины как блудницы
* История Екатерины Александрийской
* История Святой Люсии
* История Женевьевы Брабантской
* История Марии Египетской
* Повесть о Варлааме и Иоасафе
* История Киприана и Юстины
3. * Иаков Ворагинский, Яков Ворагинский, Якопо да Варацце, де Ворагине, Иаков из Ворагина, Иаков Генуэзец (ошибочные варианты транскрипции - Жак де Воражин, Яков Воражин, Жакопо, Якобус, Якоб, Якобо или Иакоб Ворагин) (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (ок. 1228-1230, Варацце, близ Генуи - 13 или 14 июля 1298, Генуя) - монах-доминиканец, итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда».
4. Св. Юлитта Кесарийская - мученица.
Она была вдовой в Кесарии (Каппадокия). Василий Великий сочинил проповедь о ней. Согласно ей, во времена преследования Диоклетиана она была одним уважаемым гражданином города лишена своего имущества, изобличена как христианка и сожжена. Умерла в 303 г.
5. * Св. Ансаний - покровитель Сиены.