Cогласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию (теперь ее, правда, чаще датируют 1310г.). Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. К сожалению, мозаика погибла при постройке нового собора Св. Петра, но, благодаря описаниям, оказалась возможной ее реконструкция, в настоящее время отреставрированная работа находится в новом соборе Св. Петра. От первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном виде этого произведения.
Тондо* с Ангелом. 1310г. Джотто ди Бондоне. Рим.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317).
Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи.
Сначала росписи велись в Нижней церкви св. Франциска - в них принимал участие Чимбауэ, учитель Джотто, затем расписывалась Верхняя церковь (в том числе и молодым Джотто в 1290-1300гг.), затем художественные работы проводились в Нижней церкви и пристроенных к ней новых криптах, вновь с участием Джотто (ок. 1310). В целом украшение церкви Сан-Франческо длилось более ста пятидесяти лет.
Францисканские аллегории. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фрески. Фрески крестового свода.
Францисканские аллегории. Святой Франциск во славе. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.
Францисканские аллегории. Аллегория целомудрия. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.
Францисканские аллегории. Аллегория бедности. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.
Францисканские аллегории. Аллегория послушания. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.
Распятие. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески северного трансепта.*
Noli me tangere. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Капелла Магдалины. Фреска.
Очень многие фрески в Нижней церкви, выполнялись мастерской Джотто, а не самим мастером, поэтому достаточно заметны некоторые "стилевые" различия.
Церковь Санта Кроче.
В конце 1310-х годов, вероятно, Джотто расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, но сохранились лишь фрески небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320-25), принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы - Барди и Перуцци. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, были обнаружены в 50-60 гг 20 в. в результате удаления более поздних наслоений красок - они вполне оправдывают то восхищение, которое вызывали у мастеров Ренессанса. Выполненные в пору творческой зрелости, эти росписи свидетельствуют и о том, какой отточенности достигает мастерство Джотто.
Вид капелл Перуцци и Барди. (слева) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.
Вид капелл Перуцци и Барди. (справа) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.
Во фресках Санта Кроче, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В капелле Перуцци уцелели шесть фресок: три - с изображением Иоанна Крестителя, и еще три - посвященные жизни Иоанна Богослова. В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни Святого Франциска. Из алтарных образов Джотто сохранился только один - Мадонна во славе (Маэста) (ок. 1310, Уффици).
Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко (по сухой штукатурке), руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту. Отличительная особенность росписей - размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.
"Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
"Пир Ирода". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
"Святой Иоанн Евангелист на Патмосе". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени. После последней реставрации он представляет собой нечто до такой степени призрачное и не позволяющее извлечь что-либо, проясняющее его значение в художественной эволюции Джотто и в истории итальянской живописи треченто.
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325-1328 годам. Тема цикла из семи сцен - легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.
"Сцены из жизни святого Франциска. Стигматизация святого Франциска". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
"Сцены из жизни святого Франциска. Отказ от имущества". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
"Сцены из жизни святого Франциска. Смерть и вознесение святого Франциска". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.
Станковые произведения.
Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины, и полиптихи, которые он писал сам, либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов).
Станковые картины в XIII-XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). На доску с помощью клея, приготовленного из кожи животных, наклеивался холст, на холст наносилась грунтовка в виде гипса, разведённого всё тем же животным клеем, а поверх гипса налагалась позолота. Далее, по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто.
"Стигматизация Святого Франциска" представляет собой большую алтарную икону размером 3,14х1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан Франческо в Пизе. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись OPUS IOCTI FIORENTINI. Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие, как принадлежащие семейству Чинквини. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска - обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».
"Стигматизация святого Франциска". 1300г. Джотто ди Бондоне. Париж, Лувр. Темпера, дерево.
"Мадонна Оньисанти" является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25х2,04 метра художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из церкви Санта Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Однако, за одно, или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое. Загадочные и возвышенные образы иного мира, воплощенные в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом, и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображение трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство, и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.
"Мадонна Оньисанти". 1320г. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.
"Мадонна Оньисанти". Деталь. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.
"Триптих Стефанески" был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме. Заказчиком произведения является Якопо Каэтани дельи Стефанески - римский кардинал, который в первой половине XIV века был ведущим меценатом папского двора. В Риме при папе Бонифации VIII, а затем в Авиньоне, куда переехала папская курия, Стефанески делал заказы на создание самых значительных произведений искусства того времени. Джотто он дал заказ на изготовление прославленной мозаики Навичелла и главного алтаря базилики Св. Петра. Этот алтарь упоминается в сохранившемся завещании кардинала Стефанески как произведение Джотто. Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2,20х2,45м. Алтарь хранится в Ватиканской пинакотеке, и дошёл до наших дней почти полностью - не сохранились только две панели пределлы.
"Триптих Стефанески". 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.
"Триптих Стефанески. Мученичество святого Петра". 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.
"Триптих Стефанески. Мученичество святого Павла." 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.
«Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания.
Распятие. 1290-1300гг.Джотто ди Бондоне. Санта Мария Новелла, Флоренция
Распятие. 1310-1317гг.Джотто ди Бондоне. Темпио Малотестиано, Римини.
К самым последним произведениям Джотто приписывают два больших полиптиха (ок. 1334) - Болонский полиптих с Мадонной на троне, архангелами Гавриилом и Михаилом и Святыми Петром и Павлом (Пинакотека, Болонья) и полиптих Барончелли - Коронование Марии со святыми и ангелами (церковь Санта Кроче, Флоренция).
Полиптих Барончелли. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.
Полиптих Барончелли. Коронование Девы. Деталь. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.
Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.
Рисунок кампанилы. 1334 г. Джотто ди Бондоне. Музей Дуомо, Флоренция.
1. * Тондо - (итал. tondo, буквально - круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
2. * Трансе́пт (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») - поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.
3. * Ба́рди (Bardi)- старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.
4. * Перу́цци - знатная семья Флоренции. Она возглавляла торговую компанию (вторая половина XIII - первая половина XIV в.), занимавшуюся экспортом шерсти из Англии и хлеба из Неаполитанского королевства, а также обменными операциями на Шампанских ярмарках. Перуцци обладали значительным капиталом, занимались банковскими операциями. На деньги семьи Перуцци, как, впрочем, и других банкиров Флоренции, велась Столетняя Война. Перуцци ссужали деньгами как королей, так и римскую курию, монашеские ордены. Филиалы компании Перуцци находились в Венеции, Генуе, Пизе, Неаполе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне, Париже и т. д. Перуцци потерпели крах в 1343 году ввиду отказа королей погасить долги.