Этот текст появился из переписки с одним замечательным человеком. Хотелось бы найти какое-то место, где этот текст мог бы вызвать публичное обсуждение. В соответствии с намерением выкладывать сюда все тексты, напиcанные "в стол", пока помещаю его здесь. Возможно, для него ещё найдётся подходящая полемическая площадка.
(
О прагматике плагиата )
Во-первых, посыл о прагматизме высшего образования как причине повального игнорирования норм академической жизни мне кажется верным лишь частично. Высшее образование превратилось в не более чем продолжение среднего образования, что практически исключает возможность построения подлинных академических отношений. Студент попадает в вуз после школьной скамьи и очень часто воспринимает новый этап обучения как продолжение организованного насилия, причем подобное отношение поощряется мотивацией, основанной на страхе (плохие оценки, "не будешь ходить - не сдашь" и т.д.).
Во-вторых, жесткость учебной программы (а часто и ее внутренняя несогласованность) не позволяет студенту выстроить приоритеты в отношении изучаемых предметов. В результате студент вынужден тратить существенную часть своего времени на поиск и изучение информации в совершенно периферийной области, которая ему абсолютно неинтересна. С учетом отсутствием табу на плагиат это очень часто приводит к созданию суетливых и неаккуратных компиляций, а практическая "успешность" таких работ (приличная оценка, зачет и т.д.) ведет к искажению понимания того, что такое вообще научная работа.
В-третьих, видимая нечестность учебников и образовательных программ тоже подрывают мотивацию к созданию собственной работы. Такая дисциплина как "Теория государства и права" изучается на первом курсе всех юридических факультетов. В одном из учебников видел рекомендации по написанию курсовых работ, темы, ориентировочная литература по теме. В нескольких случаях первым номером там стояла "Философия права" Гегеля, работа, для чтения которой, безусловно, нужна комплексная гуманитарная подготовка, с трудом себе представляю первокурсника, который с ней бы справился. На мой взгляд, это абсолютная профанация, игнорирование обучаемого в построении процесса обучения.
У меня есть один стимул для написания работ самостоятельно - это чуть ли ни главное, что я получаю от вуза, - способность писать. К сожалению, получается не всегда.
С уважением, плагиатчик со стажем.
Reply
Leave a comment