Конечно, я много всего восторженного слышала о "Дюне", знала, что это классика фантастики, но руки почитать дошли только вот с месяц назад.
Сначала было непонятно (страниц 30), потом занятно, потом книга затянула своей неведомой атмосферой, втянула в Пустыню Арракиса, занесла волшебной Пряностью и отпустила только к концу. Почему отпустила? Потому что в финале книги не случилось ничего экстраординарного или такого, чего бы я не ожидала. Однако все равно эмоции остались самые положительные.
Во-первых, за этой книгой чувствуется работа автора, его мастерство, его знания. Политические интриги, загадки, искусно вплетенная в канву повествования мифология, многочисленные интересные заимствования из других языков... Тут надо сказать спасибо переводчику Павлу Вязникову (как понимаю, это если не единственный, то первый достойный перевод книги, и хорошо, что книга попала ко мне именно в нем - я, честно, не интересовалась заранее), который с истинным интересом и любовью к оригиналу подошел к своей работе. Он также рассказывает много интересных фактов о переводах "Дюны" в заметке после романа "Его звали Пауль".
Во-вторых, несмотря на просвещающие нас эпиграфы в начале каждой главы, они лишь добавляют загадки. Мы почти с самого начала понимаем, что загадочный Муад'Диб - и есть Пауль Атрейдес. Но практически до конца книги этот интерес к герою только распаляется, мы пытаемся понять, как именно он осуществит те деяния, которые описаны в эпиграфах.
В-третьих, сам Арракис цепляет своей неповторимой атмосферой. Это и загадка Пряности, и дух великого пустынного народа - фрименов, и вплетение судьбы этой сложной планеты в судьбу Вселенной... Когда я читала роман, я чувствовала ветры Пустыни, и это было здорово.
Минусом можно было бы назвать некий... слишком большой масштаб, может быть. Герой не то чтобы всемогущ - много раз нам показывают, что он такой же человек - однако его роль в мире кажется такой огромной... Впрочем, это мне и немного не нравится, и нравится одновременно, потому что я не припомню других книг с такими героями. Разве что "Ойкумена" Олди приходит на ум, однако там герои влияют на судьбу мира исподволь, не понимая, что и как именно происходит, а здесь сам герой знает и видит Время, будущее, судьбы... Наверное, как и его окружение, читателя такое тоже немного пугает :)
Итог: безусловно, прекрасный роман, достойный прочтения всеми любителями фантастики, а МТА - просто обязательный к прочтению. У Герберта есть чему поучиться.