"Пульгасари" - фильм КНДР 1985 года

Jul 23, 2024 13:19

Удивительный фильм... Не думала, что полюблю его. Не думала, что он окажется таким глубоким, жизненным и сильным. В который раз убеждаюсь: судить надо не по афише и описанию, а по собственным ощущениям...

Узнала об этом фильме давно. Мне интересны культура и искусство Северной Кореи: невозможно понять характер корейского народа, зная культуру лишь одной из половин Корейского полуострова - вникать надо в обе параллельно.

Увидев в описании фильма жанр "кайдзю" (т. е. "история о монстре"), решила, что смотреть не буду. Не люблю всяких чудовищ: противно. Не люблю массовые разрушения: больно. Не люблю постоянные драки: тяжело. Потому благополучно забыла о существовании этого фильма. И так никогда и не посмотрела бы его, но один мой знакомый, который регулярно знакомит меня с разными интересными статьями, книгами и фильмами, посоветовал мне посмотреть "Пульгасари": он в нём увидел некие параллели с реальными событиями из истории Европы... Я подумала: "дай гляну", забыв про первое неудачное знакомство с этим фильмом и про обозначенный жанр кайдзю. Как-никак, Северная Корея, да и параллели знакомый провёл интересные. И начала смотреть...

С первых кадров, с начальных титров фильма сразу чувствуется его атмосфера и направленность. Строгие и яркие, пламенные буквы. Портрет самого Пульгасари - огромного рогатого существа в чешуйчатой броне. Холодный и сырой туман окутывает всё вокруг. Но не серый, а синий. И атмосфера не мрачная, не мистическая, не тоскливая, а... даже не знаю, какие подобрать слова... атмосфера не жуткой истории, а суровой героической трагедии, печальная и мужественная одновременно.




Первое впечатление, очень достойное, не обмануло: фильм до самого конца остался таким же. И, более того, он оказался ещё и очень жизненным. И даже в хорошем смысле слова философским...

Теперь я знаю три исторических фильма, созданных в КНДР, и все они разные. "Хон Гиль Дон" смотрится, как ожившая героическая легенда. А "Сказание об Ондале" - как настоящая народная сказка. Но "Пульгасари", несмотря на весь свой сказочно-легендарный антураж, поражает своим полнейшим реализмом: этот фильм создаёт ощущение настоящих исторических событий, как история из реальной жизни, в которую непонятно почему и как занесло фантастический образ зверя из легенд, который, впрочем, смотрится там так естественно, словно такие, как он, каждый день по улицам гуляют. Фильм весь насыщен символизмом, в котором важны многие детали, но, создавая его, все - и сценарист, и режиссёр, и актёры - думали о чём-то, происходившем в жизни, в истории.








События фильма происходят в древней феодальной Корее. Завязка сюжета обычная. Такие тяжёлые ситуации, далеко не редкие в истории, сплошь и рядом встречаются в исторических дорамах Южной Кореи: в стране - очередной неурожай, народ с трудом выживает, государственные чиновники, не видящие дальше собственного кошелька, делают вид, будто всё в порядке, и пытаются драть с народа налоги по-прежнему, народ голодает и оказывается на грани массового вымирания... В этот момент обычно в дело вступает принц на белом коне, или, ещё лучше, король на золотом троне, и с помощью верных приближённых начинает бороться с дурью и жадностью чиновников и спасать страну и народ от гибели... Стоп, у нас не южнокорейская дорама, а северокорейский фильм, и здесь никаких принцев на белом коне быть не может. Красивой сказки не будет - будет суровая тяжёлая история о смене эпох... Вместо принца на белом коне в дело вступают простые безлошадные крестьяне, на собственном опыте прекрасно понявшие, что "никто не даст нам избавленья - ни бог, ни царь и ни герой". И у которых выкристаллизовалось одно решение, продиктованное невыносимой жизнью, отчаянием и необходимостью выжить: "Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой!" Пока ещё это только мелкие протесты и местные вооружённые сопротивления. Бунтарские настроения пугают чиновников, они закусывают удила и, в стремлении подавить растущую опасность, сознательно идут на... ну, фактически, уничтожение народа как такового.

С этого момента и начинается фильм. Зрителя быстро вводят в курс дела - и о нынешнем положении и обстановке, и о предыстории. И дальше сюжет быстрый и напряжённый.

"Народу прежде всего нужно стабильное и спокойное государство!" - сказал чиновник, отбирая у людей плуги и топоры, миски и кастрюли, чтобы перековать их на мечи и копья для борьбы с бунтарями.

"Своею собственной рукой"... Деревенский кузнец, честный и трудолюбивый, семейный человек, никогда прежде не участвовавший в заговорах и бунтах, пожертвовал собой, чтобы защитить от насилия и голодной смерти жителей своей округи. И, умирая в тюрьме, он вложил все свои последние силы и всю свою душу в создание крохотной фигурки легендарного зверя, питающегося железом и изгоняющего злые силы - Пульгасари. "За всю мою жизнь не было и дня, чтобы я не создал что-нибудь. Я хотел всю жизнь прожить, трудясь на радость людям. Но этому не суждено было сбыться... Моё последнее создание, защити их..."






Кайдзю - это история о монстрах. Но Пульгасари, несмотря на его страшный внешний вид, просто язык не поворачивается назвать монстром. Движения у него сильные, но не злобные, а глаза и голос такие выразительные! Он создан и изображён в фильме не как монстр, а именно как зверь, сильный и страшный с виду, но простой и добрый в душе, и отнюдь не неуязвимый, - как все живые существа, он чувствует и боль, и усталость. Не закованный в железную броню мстительный призрак невинно погибшего и не бездушная живая машина для уничтожения, а именно животное, зверь, который радуется жизни, хочет есть, шалит, всем сердцем любит свою семью (родных своего создателя-кузнеца) и готов ради них на всё. Главная героиня, дочь кузнеца, от чьей случайно упавшей на него капельки крови он ожил, стала для него всем: и сестрой, и матерью, и в каком-то смысле, пожалуй, даже любимой. Ради неё он со временем признал родными всё селение и народ, ради неё он шёл в бой на стороне восставшего народа, ради неё он был готов на любые тяготы и страдания, и без неё не видел смысла в своей жизни.






Изобразить душу чудовища! Чего только не насмотришься в корейском кинематографе, но такого я ещё не видела... Причём образ его проработан исключительно хорошо: показаны не только его чувства, но и рост его души. В начале фильма, в своём детстве и юности, Пульгасари шалит, не слушается, периодически сбегает от родных, хватает всё, что понравится, без спросу, и движет им прежде всего желание есть, есть, есть, и познавать окружающий мир. Но со временем, взрослея и набираясь жизненного опыта, он становится более умным, терпеливым, понимающим, преданным и самоотверженным, - и превращается из простого зверёныша в настоящего героя, сражающегося за своих родных.






Крестьяне сражались не за обеспеченную жизнь, и даже не за просто хорошую жизнь, и даже не за мало-мальски достойную жизнь, а просто - за жизнь. Мирно отказаться от борьбы, или сдаться перед сильным врагом, или проиграть в бою - всё это для них означало одно: смерть. В такое положение их поставили власть имущие против их воли. В таком положении они оказались потому, что либо слишком слабыми, либо слишком покорными были до сих пор. Пульгасари страшен, как воплощение народного гнева - неудержимого, мощного, всесокрушающего. И разрушительного.






Враги - корыстолюбивые самовлюблённые власть имущие и подчинённые им регулярные войска - в фильме сочувствия не вызывают, хотя они тоже люди. "У тебя такой характер, что если бы ты была прекрасной принцессой и была бы заперта в замке с драконом, то благородные рыцари шли бы в замок спасать дракона, а не тебя!" Именно это приходит на ум, когда о них думаешь. Довести народ до такого крайнего состояния - это ещё надо постараться! Под видом благородного дела сохранения покоя в государстве грабить безоружных людей, морить голодом непокорного старика, пытать женщину, бить ребёнка... Они тоже люди... люди, которые не считают за людей других людей. Если сбросить внешнюю корку и позаглядывать в души, то чудовища здесь - они, а не Пульгасари! Тем более, что какими бы идиотами они ни были в управлении, а на войне они и их слуги - серьёзные противники: умные, сильные, изобретательные, опасные. Опасные не только для восставших крестьян, но даже для самого Пульгасари. Было очень жаль, когда его били. И когда казнили и убивали в бою крестьян - тоже больно. Так что когда крестьяне и Пульгасари в свою очередь убивали врагов - в душе уже ничего не шевельнулось...

Но несмотря на всё это, эта реалистически-фантастическая повесть о революции - отнюдь не гимн насилию, совершаемому во имя доброго дела! Наоборот. По своей сути и по всей атмосфере этот фильм очень человечный. И особенно отчётливо это видно по трагической, но неизбежной и очень философской концовке...

Сейчас сделаю то, что делать в рецензии, в общем-то, не следует, но в данном случае это просто необходимо. Дело в том, что ни ПОНЯТЬ, ни описать СУТЬ, ГЛАВНУЮ ИДЕЮ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСЫЛ этого фильма, НЕ ЗНАЯ ЕГО КОНЦОВКУ, просто НЕВОЗМОЖНО. А в ней всё насыщено смыслом и очень символично. Поэтому расскажу её полностью, хотя и в общих чертах, далеко не все важные детали упоминая. Если вы уже видели этот фильм - приглашаю подумать над увиденным вместе. Если не видели и не хотите знать до просмотра - можете просто пропустить этот кусок текста и читать дальше после значков "снежинок"... хотя мне, как автору, очень этого не хотелось бы: рассказ тогда останется незавершённым.

А концовка в фильме естественная, логичная, неизбежно вытекающая из самого начала этой истории... и очень трагичная. Но отнюдь не мрачная. В духе истинно корейского героизма самопожертвования во имя великой и высокой цели... а точнее - всё так же просто во имя жизни на земле.




Пульгасари питается железом. Это его единственная пища и источник силы и роста для него. Поев, он растёт, а как только подрастёт, снова хочет есть, но уже побольше. Такова его природа. "Расти обратно", то есть уменьшаться в росте, он не может. И не есть железо тоже не может.

Окончилась последняя битва. Окончилась победой восставших. Теперь никакой господин не сможет морить их голодом, чтобы огрести себе богатства побольше. Теперь ни перед кем они не должны униженно склоняться и терпеть. Теперь можно наконец-то почтить память павших, залечить раны, восстановить хозяйство и зажить по-человечески, мирно, дружно, спокойно и сытно, добывая и создавая всё нужное своим трудом.

Но тут оказывается, что на радостях все позабыли о Пульгасари, благодаря которому всё это стало возможным. После изнурительных битв голодный зверь ходит по развалинам вражьего стана, уныло подбирая каждую попавшуюся железку. За время войны, сражаясь и поедая оружие врагов, он вырос до поистине великанских размеров. Тогда все радовались этому, а теперь... Ну, что ж делать, не бросать же спасителя. Благодарность - святое дело. Тем более, что сам-то он теперь уже не ребёнок, а сознательный зверь, без спроса чужие железные вещи не грызёт, - ждёт, когда его накормят. Решили отдать ему трофейное оружие, как всегда. Съел - на один зуб ему хватило. Ладно, так и быть, надо ещё - отдали ему всё оружие своей армии. Война-то кончилась, оно вроде как уже не нужно... Съел - лишь слегка перекусил. И снова голодным голосом мычит...

Надо сказать, что в этой ситуации крестьяне оказались морально гораздо более крепкими, чем их господа, которым использовать кого-то и бросить - раз плюнуть. Хоть Пульгасари им и не угрожал, они сами решили: "Нельзя позволить нашему спасителю умереть голодной смертью!" И пошли по домам собирать инструменты и утварь... На один раз хватило. Накормили досыта, хоть и дорого обошлось. А завтра как быть? Если всё железо в стране отдать Пульгасари на съедение - людям придётся умереть голодной смертью...

Уже не было над народом господина, пожиравшего всё железо в стране ради своей власти. Но друг и защитник народа, благодаря которому они выжили и победили, теперь точно так же поедал всё железо в стране... Мечта о том, чтобы наконец-то жить по-человечески, снова начала таять в воздухе.

"Ладно, что-нибудь придумаем..." - сказали крестьяне и разошлись. Не ушла только дочь кузнеца. Она, умная девушка, очень отчётливо осознала всю ситуацию и прозорливо увидела в мыслях, куда всё может зайти. И очень испугалась за будущее, но не только за будущее своего народа и своей родной страны, а за людей всего мира. Она поняла, что единственным спасением для её разоряемого народа может стать новая война, поход на соседние земли, захват чужих рудников и чужого железа, уничтожение чужой жизни ради своей... И те, кто мечтали когда-то о мире и жизни, будут нести разрушение и смерть другим ради собственной выгоды - точно так же, как когда-то делали их господа...

Этого дочь кузнеца не могла допустить. И она увела Пульгасари туда, откуда он появился - в мир иной. Не убила, а именно увела за собой - ценой своей жизни. Когда Пульгасари понял, что она умерла, и что он - причина её смерти, его охватило такое сильное запоздалое раскаяние, что его мощное, прочнее железа, огромное тело разрушилось... И осталась только его душа - маленький ребёнок-зверёныш, который с жалобным писком ищет свою мать... И, найдя её тело, вливается в него, чтобы улететь на небеса вслед за её душой...

Эта конечная сцена очень сильная. Как точка, подводящая итог всей повести. Она вызывает желание мысленно собрать в клубок всю увиденную историю и обмыслить её: почему именно так?!!... Я плакала. Хотя здесь никого не обвинишь. Всё правильно. Все повели себя честно и по-человечески. И всё... неизбежно. И это не выдумка сценариста, а отражение ЖИЗНЕННОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. И эта неизбежность вызывает слёзы. Жаль и её - сильную духом, отважную девушку с большим сердцем. Жаль и его - преданного, бесстрашного, любящего зверя.

А суть-то в том, что Пульгасари был полностью детищем прежней эпохи, эпохи разрушения, когда господа уничтожали народ, а народ уничтожал господ. Пришла новая эпоха, эпоха созидания, а он не мог измениться. Он был создан для войны, для борьбы с врагом, всё его тело было настроено именно на это. Даже человеку трудно перестроить себя, а Пульгасари - зверь, созданный из сгустка последнего желания кузнеца, и он в принципе не может изменить свою природу. В этом - причина всего. Пульгасари - разрушительная сила, которая становится единственным спасением на войне, но когда благодаря ей наконец-то приходит мирная жизнь, разрушительная сила должна тихо уйти и дать дорогу созидательной силе... иначе мирная жизнь не сможет прийти на землю.

И всё же концовка у фильма хоть и трагическая, но не мрачная и не тягостная. Её как-то неуместно называть "грустной, но светлой", "жизнеутверждающей" или "оптимистической", но она не горестно-унылая, а мужественная и героическая. Всё было не напрасно! Было ради чего. Все главные борцы революции погибли: отец главной героини, кузнец - в самом начале, возлюбленный главной героини, командир - в середине, она сама - в конце, Пульгасари ушёл вслед за ней... Но их дело, ради которого они жертвовали своими жизнями, живёт. Больше нет господ, уничтожающих людей ради своих прихотей. Больше нет войны, уносящей жизни людей, как лесной пожар. И есть достойные оставшиеся в живых, чьё дело теперь - сохранить добытую победу.

**************************************

О СОЗДАТЕЛЯХ ФИЛЬМА И ИСТОРИИ ЕГО СОЗДАНИЯ - ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ: https://darya-olenina.livejournal.com/10757.html

закономерности борьбы, психология защитника, фильмы Северной Кореи, философия, Пульгасари, фантастика и сказка, фильмы КНДР, мифы и легенды, закономерности в психологии, корейская мифология, идеи, фильм Пульгасари 1985 год КНДР, революции и восстания, идеология

Previous post Next post
Up