Есть у Рахманинова весьма известный романс на стихи Круглова, в котором звучит следующее четверостишье: "Я не пророк, я не боец, // Я не учитель мира. // Я, Божьей милостью, певец. // Моё оружье - лира!" И в который раз убеждаюсь, что если дан человеку той самой Божьей милостью талант певца, то никуда от этого уже не денешься... Под этим я, конечно, подразумеваю именно талант солиста! И вот уже пару лет, наблюдая в самых разных коллективах баритона Юрия Баркова, слыша, насколько он выделяется среди всех красотой тембра и манерой пения, думала с легкой нотой негодования: "Ну, да что ж это! С таким даром надо, непременно надо выступать сольно, хотя бы иногда!"
Как оказалось, мольбы эти не были напрасны, так как в минувшую субботу моя мечта наконец осуществилась в Центральном Доме ученых, где Юрий выступал в совместном концерте с вокалистками Ольгой и Юлией Пятницких. Программа с говорящим названием "Обыкновенная классика" как нельзя лучше сочеталась даже с самой обстановкой старинного пречистенского особняка, в котором располагается концертный зал. Эпитет "обыкновенная" также вполне объясним - репертуар, в особенности в первом отделении, посвященном зарубежной музыке и опере, был составлен из самых популярных "баритоновых" вещей, тех, которые, как говорится, всегда "на поверхности" и некоторым наиболее опытным слушателям уже успели набить порядочную оскомину ... Хотя надо отдать должное Юре - и в эту попсу от классики он сумел привнести свою неповторимую энергетику, заставил это звучать совершенно по-новому!
Начался концерт весьма заздравно - знаменитой эпиталамой Гименею из оперы "Нерон" Антона Рубинштейна, что выглядело как своеобразное "приветствие". А далее - всё то, что узнается с первых нот: нас порадовали и Жермоном из "Травиаты", и Мистером Икс из "Принцессы цирка", и моцартовским Дон Жуаном, компанию которому в одном из номеров составила также прекрасная Церлина в лице Ольги Пятницких. Надо сказать, вокал ее совершенно не впечатлил, к сожалению, - лирический тембр не показался красивым или же редким, вместо вибрато часто звучало тремоло (главный грех певца!), атака же звука казалась придыхательной, из-за чего была как раз общая потеря яркости. Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить, что во втором отделении она то ли распелась, то ли перестала волноваться, но в целом слушать её стало гораздо отраднее. Но всё равно даже в этом случае она меркнет на фоне своей сестры Юлии, чье выступление стало для меня одним из главных открытий последних месяцев! Выпускница вокального факультета Московской Консерватории, Юлия обладает полнозвучным и глубоким драматическим сопрано и блестяще, очень технично с ним управляется. Чего стоит только сложнейшая ария Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти! Я даже невольно сравнила Юлию с Анной Нетребко, которая в тот же самый день пела Болейн в Метрополитен опера... И ко всему этому стоит добавить еще актерский талант, который она продемонстрировала, сыграв перед зрителями целую палитру разнообразных характеров: от трагического до нежно-лирического и даже задорно-весёлого - в украинских народных песнях.
И если уж речь зашла о народных песнях, то нужно сказать, что они составляли основу второго отделения вместе с классическими романсами. Самым запоминающимся произведением стала, пожалуй, "Ах ты, ноченька", которую Юра исполнил акапельно - вполголоса, но не вполсилы, так что вышло очень проникновенно! И конечно, небывалой радостью для меня лично стало включение в программу множества романсов любимейшего Рахманинова - которые при всем богатстве и красоте музыкального материала в то же время очень трудны в исполнении, особенно учитывая, что в большинстве из них Сергей Васильевич намеренно писал вокальную партию и аккомпанемент в разном размере! А в финале настоящим подарком стало то, что я с нетерпением ждала весь концерт - "О, Родина!" из цикла Свиридова "Отчалившая Русь". Могу сказать со всей откровенностью, что не предполагала, будто кто-то сможет после Хворостовского ТАК это спеть!.. Но, к счастью, ошибалась, поэтому теперь есть только одно желание - послушать Юру во всех двенадцати романсах цикла!
За весь этот дивный вокальный вечер возникло лишь одно серьезное нарекание - касательно концертмейстера! Подобную манеру аккомпанирования я называю не иначе, как "пустым громыхательством" - пианист так барабанил по клавишам, что порой заглушал певца. Сначала я грешила на микрофон, который поставили слишком близко к роялю, но когда в номерах Ольги за клавиши садился другой молодой человек - и под его пальцами инструмент оживал, сам начиная "петь", вот тогда мне стало понятно, в чем проблема, вернее, в ком!.. Так что теперь сильно желаю послушать Юру с другим, более талантливым концертмейстером, - и искренне надеюсь, что мне еще представится такая возможность на последующих его выступлениях! Ибо с таким талантом и таким голосом - грех не петь сольно! :)
Юрий Барков. "О, Родина!" (Свиридов)
Click to view
Юрий Барков. "Чорнii брови"
Click to view
Юрий Барков. "Ах ты, ноченька"
Click to view
Юрий Барков. Ария Жермона из оперы "Травиата" (Верди)
Click to view
Юлия Пятницких. "Скрипка граэ"
Click to view
Юлия Пятницких. "Весенние воды" (Рахманинов)
Click to view