НОВЫЙ БОЙ ПОСЛЕ ПОБЕД: ВПЕРЁД, К ДОМУ ЛЕРМОНТОВА
МОЁ ОБРАЩЕНИЕ
____
Уважаемое петербургское градозащитное сообщество!
В этом году мы одержали несколько важнейших побед. Отбили от сноса блокадную подстанцию. Отвоевали от губительной "реконструкции" под отель Конюшенное ведомство работы самого Стасова. В эти дни каждый из нас находится в приподнятом настроении. Однако, у нас нет времени для ликования. Впереди нас ждут новые бои за наследие. Уже сейчас надо выявить будущие "горячие точки", чтобы не упустить победы в будущем. Стоит задуматься: что же в ближайшее время станет "объектом номер один"? Это место вакантно, ибо злонамеренные инвесторы с обоих объектов первой значимости изгнаны. В городе сотни заброшенных зданий. Какое из них выбрать?
Между тем, далеко в этом поиске ходить не надо. Нужно всего лишь добраться до Сенной площади и пять минут двигаться по Садовой улице в сторону её окончания. Вы увидите затянутую зелёной сеткой расселёнку с картонной мемориальной доской на фасаде. Это дом Михаила Юрьевича Лермонтова.
На мой взгляд, этот адрес - Садовая, 61, и должен стать главенствующим.
Почему же?
Да, адресов с одинаковой печальной судьбой в городе много. Есть и те, чьё состояние намного хуже. Но это - не обычное здание. Этому дому мы все многим обязаны.
Здесь, на втором этаже, жил и творил поэт, на строках которого мы все выросли, сформировались личностно. В каждом доме живёт хотя бы один его томик. Поэт, своими строками боровшийся за нашу свободу, не боявшийся в этой борьбе ничего: ни опалы, ни ссылки, ни прочего. Отважный гражданин своего государства, верный сын своего Отечества. Настоящий патриот - не в матрёшечном, табуреточном смысле слова. При всём при этом - прекрасный, тончайший лирик и талантливейший художник. Талант Лермонтова был многогранен, этому человеку удавалось многое.
Здесь, в доме на Садовой, он пережил смерть своего старшего соратника - Пушкина. Здесь стал по-настоящему известным. Отсюда за свои стихи уехал в ссылку. Сейчас его дом по праву считается памятником архитектуры и числится аж в федеральной собственности. Однако, лишь на бумаге всё так гладко.
Состояние здания вызывает серьёзное опасение. Даже мемориальная доска с него исчезла под предлогом плохого состояния фасада. Долгожданный ремонт так и не начался, доска не вернулась. Мы восстановили справедливость, повесив временную - картонную, лёгкую. Уже третий год мы, небольшая группа защитников дома Лермонтова, боремся с забвением, не даём в обиду его память. Власти города всё делают для того, чтобы дом стал обычной расселёнкой. И...
А сейчас нам нужно вернуться в прошлое. В далёкий и бурный 1987-й год. В марте того года на Исаакиевской площади снесли "Англетер". Гостиницу, где жил и умер Есенин. Мемориальные стены в считанные минуты стали пылью: здание было снесено стремительно.
Здесь, в десяти минутах ходьбы от Исаакиевской, вполне может случиться второй "Англетер". Уж слишком тянут с капремонтом дома, чьё состояние неуклонно ухудшается. К тому же, видя стыдливо затянутую сеткой картонную мемориальную доску, действительно создаётся впечатление, что дом убивают забвением. Для того, чтобы для гостей и жителей города он стал обычным, всего лишь одним из многих. И сноса его никто не заметил. Уже сейчас разграбление здания не наказуемо: на мародёра, спилившего в парадной помнящие поэта балясины, завели дело, но оправдали по амнистии. Возможно, такая тактика - подготовка.
К чему? К экспертизе о необратимой аварийности, которая позволит разметать эти стены в пыль. Или к губительному для дома "проекту приспособления под современное использование". Дом могут полностью выпотрошить изнутри, оставив лишь четыре стены. Могут и вовсе оставить одну фасадную. Память Лермонтова раздавят экскаватором.
И случиться это может уже совсем скоро. Нас, разумеется, не уведомят. Однако довожу до вашего сведения, что в том же году, в котором мы добились побед с блокадной подстанцией и Конюшенным ведомством, дом Лермонтова был передан Мариинскому театру под гостиницу. Эта сделка очень опасная. Ибо дом фактически подарили (подстраховавшись передачей в федеральную собственность, дабы убрать рычаги влияния из города) тому самому Мариинскому театру, под чью "вторую сцену" был снесён целый квартал в исторической части города. И тоже в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской.
Этому театру всё нипочём. Осуществив ковровый снос в сердце Петербурга, он не отступится и от уничтожения памяти Лермонтова. В благие намерения маэстро Гергиева и его подчинённых я не верю. Ибо намерения по отношению к объекту держатся в глубочайшей тайне. Как на протяжении почти трёх лет держались в такой же тайне и намерения заполучить здание. На руках активистов - пачка ничего не значащих, туманных отписок из различных городских ведомств. Почти три года мы питались только слухами, хотя, всё уже было ясно. Почти три года правда от нас тщательно скрывалась. И у меня нет уверенности, что не будет скрываться правда о том, что новый хозяин намерен сделать с этими стенами.
К слову, дом Лермонтова - это уже четвёртая расселёнка, переданная Гергиеву. Зачем ему столько? Насколько обоснована эта передача? Насколько она соотносится с количеством приезжающих в театр? Неужто в Мариинку на гастроли враз съезжается несколько ведущих мировых театров в полном составе? Актёрам Мариинки негде жить? Или в доме Лермонтова будут обычные замаскированные под театральную гостиницу апарты, с которых маэстро будет получать доход?
Все эти вопросы уже давно пора задать во всеуслышание.
Назрел и ещё один вопрос: как будут обстоять дела с увековечиванием памяти знаменитого жильца? Откроется ли в доме музей Лермонтова? На этот вопрос у нас, защитников здания, есть ответ стройного чиновного хора: нет, музея не будет. Гостиница важнее. "Какой музей в отеле, сами подумайте?" - читается между строк равнодушных, наплевательских отписок. Поэту не отдадут даже его мемориальную квартиру: в здании планируется всего лишь устройство "мемориальной зоны" до (подчёркиваю - ДО, НЕ БОЛЕЕ!) 50 метров. Между тем, на будущий год, в 1917-м, грядёт печальный юбилей. Исполнится ровно сто лет с того дня, как в Петербурге не существует музея Лермонтова. И это - великий стыд, ибо музеи есть даже в тех городах и весях, где поэт чуть ли не просто отобедал. В Петербурге же Лермонтов фактически существует в роли приживалки Пушкина: "у него" есть лишь один зал в Пушкинском доме. Хотя, поэты по силе слова равные.
Осталось подчеркнуть, что здание не зря считается ценнейшим. Оно особо ценное. С его утратой след поэта в Петербурге исчезнет окончательно. Ибо это - последний дом Лермонтова, не проходивший капремонта. Насколько важна здесь бережность реставрации - говорить, думаю, излишне. Конечно же, если втиснуть сюда отель, о бережном подходе не может быть и речи.
Так что, борьба здесь будет кипучей. Ибо двойной: за дом и за память. И к этой борьбе я призываю каждого градозащитника: от студента до депутата. Почему на Садовой стоит всего лишь несколько человек? Где все остальные? Чего они ждут? Неужто мы отдадим этот дом? В одиночку, не столь малочисленной для настоящего противостояния группой мы не сдюжим.
Неужто мы, петербургские градозащитники, отдадим лермонтовский дом? На дворе уже не 1987-й, наше движение стало старше, опытней и весомей.
Итак, соратники, заканчивайте праздновать и включайтесь. Нет второму "Англетеру"! Утрата дома Лермонтова станет нашим общим тяжким позором и перечеркнёт все наши победы. Все. Не верите? Спросите любого, что он может сказать о градозащитной борьбе 80-х? Практически все помнят только "Англетер".
---
Дарья Васильева, поэт, журналист, защитник дома Лермонтова.