Ночь музея, которого нет

May 21, 2016 23:12




"Ночь музеев" проходит в том числе и в нашем городе уже далеко не первый год. За давностью времени мероприятие несколько поистёрлось, потеряло былой лоск, запоминаясь в основном огромными очередями.

Поистёрлось оно настолько, что вспомнила я о нём ровно за сутки. Честь и хвала соратникам по защите дома Лермонтова. Им стоило сказать лишь четыре  слова: "Завтра "Ночь музеев". Выйдем?" Что-либо объяснять не надо было никому. Все поняли сразу: завтра мы вновь стоим на Садовой, 61.

Вновь - потому что стоим там уже третий год, привлекая внимание горожан к дому Лермонтова, ныне стоящему заброшенным. Конечно же, мы не упустили возможности разнообразить "Ночь музеев", внести в него некую свежесть. Почему в эту ночь надо посещать только существующие музеи? А мы посетим несуществующий. Ибо дом, где поэт пережил смерть Пушкина и написал немало всем известных строк, достоин быть музеем не менее прочих. Здание по праву считается памятником архитектуры и является жемчужиной России, числясь аж в федеральной собственности. Однако ситуация складывается драматическая. Столь ценный дом расселён и заброшен. Мемориальная доска на нём висит картонная, нами же и повешенная, ибо наша цель - стоять на страже памяти, бороться с забвением, и это тоже градозащита. Не так давно здание было ограблено, но мародёр был оправдан по амнистии. Но самое возмутительное в этой ситуации - то, что, волею власть предержащих, музеем дом Лермонтова не станет. Хотя, в нашем городе уже почти сто лет (точнее, 99) нет музея Лермонтова. По данному адресу планируется разместить гостиницу для Мариинского театра. Того самого, в угоду которого был снесён целый квартал в сердце Петербурга, а на месте этого квартала возведён огромный уродливый сарай, названный второй театральной сценой. На территории отеля должна каким-то образом примоститься "мемориальная зона" площадью до (подчёркиваю, ДО!) 50 метров. Не исключено, что дом и вовсе попытаются снести. Уж очень активно уничтожают его с помощью забвения, а ведь он остро нуждается в бережном реставрационном ремонте.

Учитывая все эти обстоятельства, мы решили выйти на Садовую. Ведь это здание тоже может, и, более того, должно стать музеем. Это справедливость. Решили - и вышли. Градозащита соорганизовалась мгновенно.

Сетка на заброшенном доме видна издали. Скопление народа у расселёнки привлекает внимание прохожих. Их много: благо, погода нам благоволила - дождь идти перестал, и хлынул с новой силой, едва мы покинули Садовую. Мы по очереди читаем стихи Лермонтова, а также свои - о доме, у которого стоим. Показываем и дарим заинтересовавшимся людям сборник стихов и прозы "Чёрные окна" - первую в России, да и вообще в мире книгу о заброшенных и разрушенных домах. Люди спрашивают: "Что здесь происходит?" Опасаются, что какая-нибудь комиссия. И ничего хорошего она не сулит. Однако, заметив принесённый нами портрет поэта, плакат с рассказом о доме и листок с надписью "Здесь будет музей Лермонтова!", укреплённый на фасадной сетке, подходят ближе. Узнают о ночи музеев. Благодарят нас за то, что "привели" эту ночь на Садовую. Итак, в наш адрес - благодарности. Даже от скептиков, которым тоже так хочется во что-то верить. В адрес распорядителей судьбы терпящего бедствие здания - возмущение, негодование, досада. Поэту - цветы. Люди их приносят. Неравнодушных на удивление много. Есть те, кто давно следит за событиями вокруг дома. Те что только узнали о том, что это за дом, пребывают в некотором шоке. Народ берёт у нас лермонтовский томик. Люди читают стихи вслух. Некоторые по памяти. "Ночь музеев" удалась. Мимо снуют патрульные автомобили. У дверей отдела полиции, что ровно напротив, покуривают "стражи порядка". Беспорядков не усматривают: они к нашим сборам давно привыкли, а Лермонтова пока  не запретили.

Мы раздаём прохожим брошюры с маршрутом экскурсии по лермонтовским местам района с предложением провести остаток "Ночи музеев" уже самостоятельно. Становится прохладно. В ход идут сладости и чай. "Снести дом не дадим!" - резюмирует собравшийся вокруг нас народ, и это тоже греет. Уже расходясь, мы отмечаем, как современно звучат в наши дни строки "Смерти поэта", написанной в этом доме. "Ночь музеев" удалась. Дом Лермонтова на Садовой стал её объектом по праву. По давно заслуженному праву. Ждите: "Ночь музея, которого нет" повторится и на следующий год. И будет повторяться, пока здесь не будет музея.

дом Лермонтова, такие дела, акции, инициатива, тактика

Previous post Next post
Up