"Губернатор в отпуске - значит, в городе что-то снесут". Такая примета уже утвердилась в Петербурге. Пока другие активисты пробуют подсчитывать бесчисленные отпуска жлобернатора, я думаю: а может, реакция тут обратная? Не разрушители активизируются по принципу "кошка в Тверь - мыши в дверь", а Полтавченко подстраивает свои отлучки под резонансные сносы? Ведь очевидно, что этой "кошки" совсем никто не боится.
Итак, пока "сносный губернатор" в очередной раз нежится где-нибудь на "пляжах Валаама", в центре города снова ломают дом. И снова крепкий: не то чтобы без аварийности - вообще без единой трещинки (подчёркиваю это, ибо снос зданий без аварийности, которую невозможно устранить, запрещает закон). Этот дом я, как жительница района, прекрасно помню. Помнит его и моя фотокамера: вы сами можете убедиться в сохранности объекта, посмотрев на снимки. Поэтому я утверждаю: здесь творится уголовщина.
"Это здание имеет статус памятника регионального значения. Это дом первого министра морских сил России, одного из наиболее ярких и своеобразных политиков и экономистов России, адмирала,человека, которого Пушкин назвал в стихотворном послании к нему "новым Долгоруким" графа Николая Семёновича Мордвинова, а затем и его потомков, владевших домом до самой революции 1917-го года. В основе здания -дом 18 столетия, фасад которого получил новое оформление в 19 веке. В советские годы все интерьеры здания были уничтожены, в нём была размещена детская больница, а в 1970-е годы надстроен третий этаж, но надстроен настолько тактично и удачно, что, глядя на фасад, о факте надстройки невозможно догадаться.
Здание стояло на углу улицы Глинки (Никольской) и Театральной площади, напротив Консерватории и Мариинского театра. Особняк имел сквер со скульптурой, сквер уничтожен" - пишет об уничтожаемом объекте культурного наследия один из защитников здания Леонид Мамин (
https://vk.com/id184950446?w=wall184950446_7739).
Со своей стороны добавлю, что когда-то в курдонере дома был фонтан с оградой. Он даже отражён в названии ОКН (объекта культурного наследия). Я ещё помню его действующим, и мне удалось его мимолётно (кто ж знал...) запечатлеть.
О фонтане ни слуху, ни духу. Наверное, ушёл на чью-то дачу. Да, это время запомнится грядущим поколениям, как время дичайшего вандализма, по масштабам сравнимого с вандализмом гитлеровских фашистов. Пройдут десятилетия, и будут разыскиваться и всплывать на разных дачах новые "Янтарные комнаты": фонтаны, витражи, экспонаты музеев, балясины и печи. Хотелось бы верить, что люди, которым это всё будет надо, в будущем останутся.
Сегодня я посетила объект. Работы не велись, но, очевидно, завтра продолжатся. Всё, что увидела, я отразила в фоторепортаже. Как всегда, много фото, много букв.
Итак, мы выходим на перекрёсток. На указателе - адрес бедствия. Адрес двойной: гибнущее здание стоит на углу улицы Глинки и Театральной площади.
Казалось бы, ничего не видно. Но в воздухе витает пыль, которую не прибьёт даже начинающийся дождь, и отчётливо пахнет бедой.
Угол дома Мордвиновых ещё цел. Это его последний кадр. Поэтому пейзаж вопросов пока не вызывает. Но стоит сделать лишь несколько шагов вперёд...
Фактически военный пейзаж. Так выглядели дома после попадания фугаса в годы войны. Две трети дома уже разворочены. Зрелище кошмарное.
Равнодушное население. на которое справедливо сетует в своём посте Леонид, опасливо скользит мимо: как бы не надышаться пылью. Сегодня работы не ведутся, но она всё ещё летит.
Для того, чтобы население не задавало лишнего вопроса: "Что тут делается?", на заборе вывешен информационный щит. На языке КГИОП, выдавшем разрешение на проведение работ и на строительство, это называется работами по СОХРАНЕНИЮ объекта культурного наследия. Кто-нибудь видит здесь сохранение? Я лично наблюдаю противоположное.
В связи с этим мне интересно. Почему для "сохранения" используются экскаваторы-разрушители в количестве двух штук? Они отчётливо запечатлены на моей фотографии. И почему "приспособление" ведёт "спрингалд" - демонтажная компания.
И ещё это называется РЕСТАВРАЦИЕЙ. Вот такие объявления расклеены на каждом окрестном доме.
"Сохраняется" не только здание. Согласно другому объявлению, "жертвами во имя сохранности" пали один почти полувековой клён, одна 24-летняя вишня, один 15-летний газон и два не доживших до 30-летия куста сирени.
"Сохранение" ведётся с собаками. Название охранной организации зело чинно и православно. Собака, верно, крещена, её амуниция освящена во храме, все благословления на покусы получены, а исповеди совершены авансом.
Да-да, это "сохранение". Ведь разрешение выдал комитет по ОХРАНЕ памятников. Мне кажется, что называть чёрное белым - это издевательство. Это всё равно что назвать ограбление прибылью. По-моему, нас держат за дураков, товарищи. Я знаю, что к урегулированию ситуации подключаются депутаты Законодательного Собрания. Хочу обратиться к ним: не пора ли наложить жёсткий запрет на уничтожение под видом сохранения? Не мошенничество ли это в чистом виде? Тут не помешал бы комментарий юриста.
Вот оно, "приспособление". Вид со двора, крупным планом.
Нареставрировали. И, с точки зрения полиции и власти, всё в порядке. Все разрешения в наличии. Всё чисто, и, как видим, даже прозрачно: Вот какая просматривающаяся сеточка. Любуйтесь, граждане. Учите термины.
Очевидно, здесь всё ясно. Остался неразрешённым лишь один вопрос: зачем, для чего необходимо было такое приспособление, ради которого нужно было аж ломать дом. Неужели это так трудно - приспособить дом под гостиницу? Неужто современные постояльцы будут такого ранга, что их не устроят бывшие графские апартаменты? Пусть и переделанные под больницу - с поздними перегородками. На моей памяти уже был подобный эпизод, но он кончился счастливо. В бывший особняк на набережной, в советское время занятый не просто больницей, а тубдиспансером (!), въехал театр "Гранд-опера". И не побрезговал, и приспособил. Со здания не упало ни кирпичика.
Второй случай - бывший корпус детской инфекционной (!) больницы отдали под социальное учреждение - досуговый центр для инвалидов. Я о том, что кто хочет - тот приспосабливает.
Получается, приспособить графский дом под больницу было реально, а под гостиницу оказалось невозможным? Неужели больница по габаритам и планировкам сложнее гостиницы? Ведь назначение гостиницы как-никак жилое, и, по логике, втиснуть гостиницу в некогда жилой дом гораздо проще. Неужто ситуация была столь безальтернативной? Я ни за что не поверю, что подобное возможно. Разговор должен был быть короток и прост: не можете справиться с элементарным заданием - до свидания. Если, согласно вашему проекту, гостиница у вас такая странная, что в жилом доме не умещается - идите прочь со своей гостиницей. Однако, КГИОП, который, исходя из его названия, должно было заботить сохранение памятника, давно уже занимается в основном выдачей разрешений на сносы, по-шулерски именуя их разрешениями на приспособление.
Я считаю, что вопрос о невозможности альтернативной ситуации с приспособлением должен прозвучать в прокуратуре, куда уже обратился один из наших активистов - Павел Шапчиц. Надеюсь, что и депутаты его зададут. И примут, наконец, такую поправку: если инвестор или собственник не нашёл варианта приспособления без уничтожения - объект изымается и выставляется на тендер.
Пока же, как видим, "приспособление" в разгаре. Почему такое стало возможно? Отвечаю. Потому что в КГИОП ещё не сел председатель (чья виза красуется на документах о "приспособлении"), и не заведены уголовные дела на остальных зампредов (напомню: два вторых лица комитета уже стали фигурантами дел о взятках). Пока этого не произойдёт, мы будем наблюдать мансарды под видом исторических фонарей, хищения под видом сохранения и уничтожение под видом реставрации.
Когда произойдет, я прошу доживших отправить этот снимок в Гаагу.
Полный фоторепортаж здесь:
https://vk.com/darky1?z=album538667_219500864