Камрады и союзники!
Наконец я закончила работу над первым своим законопроектом - "О содержании расселённых зданий в Санкт-Петербурге".
Представляю его на ваш суд в открытом доступе. Полностью, в авторском варианте, без купюр. Одновременно с отсылкой его своему "резиденту" в ЗакС, чьего имени пока не называю.
Почему я вдруг решила написать закон? Отнюдь не из-за того, что мне якобы нечего больше делать (градозащитнику-практику, акционисту всегда есть что делать). И лишь отчасти из-за того, чтобы попробовать все грани активизма: от прямого действия до законотворчества. На создание законопроекта меня толкнула тяжелейшая ситуация с содержанием предмета моего закона - расселённых домов в городе. Они стоят и погибают уже сотнями. Под осадками, в пожарах, без охраны и консервации. Губернатор не справляется. Городской парламент то ли спит, то ли застыл в оцепенении, наблюдая, как принятый им якобы сохранный закон убивает здания уже пачками.
Я намерена разбудить его. Даже если парламент испугается и не примет "Закон Дарки" (или "Закон Дарьи В."), то он "взорвётся". Потому что столь радикального проекта в собрании ещё, держу пари, не было. Его запомнят.
Радикальность - не часть моей натуры. Радикальность вынужденная. Ситуация критическая.
Процесс шёл долго, ведь до этого я не имела опыта законотворчества. Работа велась ощупью, интуитивно: я не видела ни одного черновика, ибо ни один из депутатов. к которым я обращалась, не заинтересовался столь важным для города законопроектом . Но я всё-таки попробую перекинуть свой законопроект в ЗакС. С единственным условием: он не должен идти через партию власти. Потому что я понимаю, что тексту предстоят многочисленные правки. И, как автор, я не хочу краснеть со стыда и нести ответственность в том случае, если данная полностью дискредитировавшая себя не делами. а деяниями партия, которую я считаю откровенно вредительской, перевернёт текст с ног на голову. Это может привести к тому. что закон будет работать в обратную сторону. Как сейчас работает закон № 820-7, теоретически направленный на защиту архитектурного наследия, а практически обеспечивающий легальность львиной доли сносов в городе. Этот закон - трагедия. Повторения её я не хочу. Поэтому я объявляю войну закону № 820-7. Мой закон наглухо прикрывает его основную лазейку.
Многие сочтут этот закон предельно жёстким. Но это ответ на ситуацию.
Кто-то назовёт его "романтическим". Непременно назовёт, я чувствую. Сразу говорю: будет победой. если реализовано будет хотя бы 25-30% из содержания. 25 - хорошая победа. 30 - уже крупная.
Итак, "пояснительная записка к пояснительной записке" закончена. Читайте. О том, что будет с проектом дальше, буду вас информировать.
Текст законопроекта под катом.
Когда мы придём к власти, законы будут именно такими.
---------------------
Закон
«О содержании расселённых зданий в Санкт-Петербурге»
П р о е к т
Обоснование необходимости принятия данного закона (пояснительная записка)
Острая необходимость принятия данного закона продиктована тяжелейшей ситуацией с содержанием расселённых зданий в городе. Сотни заброшенных зданий без консервации обречены на гибель посредством проникновения в них осадков. Ввиду отсутствия должной консервации в них проникают неустановленные лица (чаще всего БОМЖ), случаются пожары. У многих таковых зданий имеется бездействующий инвестор. Существующее городское и федеральное законодательство не предусматривает весомого, эффективного наказание за бездействие, влекущее за собой ущерб и уничтожение архитектурного наследия . Данный закон вводит такое наказание в виде штрафов, позволяющих наполнить бюджет города, а также упрощает процедуру изъятия объекта у недобросовестного инвестора за нанесение ущерба архитектурному наследию.
Также имеет место быть ситуация, когда инвестор, приходя на объект с явной целью его уничтожения, заинтересованный лишь в в приобретении участка, на котором можно возвести новое здание, заказывает сторонним экспертам техническое заключение с заранее известным результатом - «необратимая аварийность» (согл. ГЗ № 820-7). Вердикты данных заключений зачастую не имеют ничего общего с реальным состоянием здания и направлены лишь на то, чтобы обойти букву закона, обеспечив инвестору легальную возможность сноса объекта. Данный закон призван пресечь подобную практику, приведшую к тому, что закон, теоретически направленный на защиту объектов культурного наследия, практически работает в обратную сторону.
Данный закон направлен на стабилизацию ситуации. Он регулирует как первичные механизмы после расселения (осмотр здания, консервацию), так и порядок взаимодействия с инвестором, а также вводит чёткие, эффективные меры ответственности за бездействие.
Также данный закон предполагает кардинальное изменение процедуры признания дома подлежащим расселению. В частности он отменяет формулировку «аварийность». Практика показала, что данная формулировка является неэффективной ввиду того, что в жилых домах, признанных аварийными, годами живут временные обитатели, а в зданиях нежилого назначения годами функционируют офисы, автомастерские и прочие учреждения (как правило гастарбайтеры), и состояние дома от этого не ухудшается (автор закона - градозащитник-практик, посетивший немало таких зданий, может привести множественные примеры). Зачастую расселение с последующим повторным заселением является теневым бизнесом для структур ЖКХ районного уровня (ЖЭС), средства от которого идут мимо бюджета. Данный закон купирует эту утечку.
Практика показывает, что в Санкт-Петербурге, в котором с распадом СССР была фактически полностью приостановлена программа городского капитального ремонта, сложилась тяжёлая ситуация, являющая собой последствия этой приостановки. Сотни зданий, давно нуждающихся в проведении капитального ремонта. Потерпели ущерб от простоя их в расселённом виде. Закон также направлен на немедленное (со дня вступления в силу) принятие неотложных мер по прекращению данного ущерба (в первую очередь это консервация зданий, во вторую - ужесточение порядка их содержания).
Также закон фактически накладывает вето на распространившуюся ныне в городе практику «реконструкции», за которую выдаётся снос здания с последующим возведением на участке нового объекта. Реконструкцией данные действия не являются, являя собой попросту замену объекта, либо необратимое искажение его облика.
Одновременно с этим закон регулирует экономические отношения города и инвестора (доселе имели место факты неосмотрительной передачи объектов в собственность недобросовестным инвесторам) и упрощает процедуру изъятия объектов у недобросовестных инвесторов без привлечения сил Арбитражного суда (по установленной законом схеме).
Плюс ко всему вышесказанному закон регулирует правовую принадлежность расселённого здания, правовые отношения между городом и управляющей компанией, порядок передачи здания. До сих пор этот механизм в городе не был чётко отрегулирован. Закон водит понятие общественного контроля и наблюдения: впервые в законотворческой практике в законе прописано понятие «градозащитник», и градозащитникам отведена существенная роль в контроле за сохранением архитектурного наследия города.
Данный закон можно назвать экономически целесообразным ввиду того, что его принятие позитивно отразится на наполнении бюджета Санкт-Петербурга путём взимания штрафов с недобросовестных инвесторов, а также вводит понятие «возмещение ущерба, причинённого бездействием», практическое применение которого также предусматривает взимание штрафов в виде крупных сумм, хотя бы в какой-то мере компенсирующих ущерб, нанесённый городу, архитектурное наследие которого является неоспоримой ценностью. Также закон направлен на прекращение финансовых потоков, идущих мимо бюджета города (теневой бизнес ЖЭС на повторном заселении в расселённые здания). Таким образом он направлен и на борьбу с коррупцией.
--
Порядок содержания расселённых домов Санкт-Петербурга
1. Процедура признания дома подлежащим расселению
Здание, подлежащее расселению, официально называется не «аварийным, подлежащим расселению и реконструкции либо сносу», а «зданием, подлежащим расселению с целью проведения капитального ремонта».
Информация о готовящемся признании дома таковым в обязательном порядке появляется в виде объявлений на дверях здания и в официальной (в том числе муниципальной) прессе за полгода до начала запуска процедуры.
Для признания дома таковым отныне недостаточно первичного заключения районной либо городской межведомственной комиссии. Комиссия является единой, с членами муниципального, районного и городского уровней, а также градозащитниками в её составе (градозащитником называется общественный активист, положительно зарекомендовавшее себя на поприще защиты архитектурного наследия, принимающий участие в акциях в защиту города, также регулярно отправляющий запросы по зданиям в различные официальные структуры города и создающий общественный резонанс).
В межведомственную комиссию со дня принятия данного закона вводятся общественные наблюдатели с правом голоса. Это градозащитники (в том числе и независимые, по желанию), числом не менее трёх. Также в её состав входят представители муниципалитета (не более двух), депутаты ЗакС (не более двух, от разных партий), независимые эксперты в области строительства (не более одного), представители муниципалитетов, а также в обязательном порядке жильцы (как собственники, так и наниматели) жилого здания. Это обеспечит объективность вердикта, так как районная администрация вкупе с представителями жилищных структур нередко заинтересована в заранее установленном вердикте.
Комиссия по результатам осмотра составляет полное техническое заключение по зданию (оно обязательно появляется до передачи дома инвестору). Подготовка повторного технического заключения допускается не ранее чем через три года, за исключением чрезвычайных ситуаций с подробным объяснением их причин, по каждой из которых на адрес осуществляется новый выход комиссии.
Подготовка нового технического заключения допускается не менее чем через год после передачи дома инвестору. Любая отрицательная динамика (увеличение цифры износа) должна быть подробно обоснована. По факту наличия таковой динамики на адрес снова осуществляется выход межведомственной комиссии.
Также признание дома подлежащим капремонту выносится на общественные слушания в районной администрации (по обычному механизму, с обязательным оповещением населения). Для удобства реализации процедуры слушания проводятся несколько раз в год, на них выносится список адресов, под названием «О необходимости признания ряда зданий на территории района подлежащими расселению и капительному ремонту». Вердикт слушаний в обязательном порядке публикуется в официальной прессе (в том числе и муниципальной) и в обязательном порядке прикладывается к пакету документов, также имея вес.
Далее необходимость расселения и капитального ремонта объектов культурного наследия (согл. реестру ОКН) в обязательном порядке выносится на повестку дня заседания совета по сохранению культурного наследия. На заседание совета могут прийти градозащитники с правом голоса (информация анонсируется на сайте городской администрации). Необходимость капремонта памятников федерального назначения в обязательном порядке согласовывается с Министерством культуры Российской Федерации.
Процедура согласования на уровне города должна в обязательном порядке включать визы губернатора, профильного вице-губернатора, главы и профильного заместителя главы администрации района, председателя КГИОП (даже в случае, если дом не является ОКН), Комитета по строительству, Комитета по градостроительству и архитектуре, СГСНЭ, Жилищного комитета и Жилищной инспекции.
Документ, обосновывающий необходимость расселения и проведения капитального ремонта (с приложением дефектной ведомости) заменяет заключение МВК и называется вердиктом.
Без отсутствия хотя бы одной визы (в том числе и согласовательной) вердикт является безосновательным.
Вердикт утверждается прямым открытым голосованием на открытом совещании (либо выездном приёме) главы либо заместителя главы районной администрации, на которое прибывают все лица, поставившие подпись на вердикте.
В случае 50% отрицательных голосов вердикт считается отрицательным.
Суммарный вердикт (положительный или отрицательный по сумме голосов) выносится на повторные слушания с обязательной публикацией в официальной прессе. Таким образом, жители района тоже имеют право голоса, их голоса протоколируются и вносятся в вердикт. В случае отрицательного заключения слушаний процедура признания дома нуждающимся в расселении и капитальном ремонте запускается заново.
Расселение жильцов начинается только после положительного вердикта (признания дома нуждающимся в расселении и капитальном ремонте). Повторное заселение в расселяемое здание не допускается.
--
2. Первичные меры после расселения здания
После окончательного вердикта и расселения на расселённый адрес направляется комиссия в составе: ЖЭС (либо иной управляющей компании), представители Жилкомсервиса, Жилищного агентства, Жилищного комитета, Жилищной инспекции, представителей администрации города и района (адресные специалисты), КГИОП (даже в случае, если дом не является ОКН), Комитета по строительству, Комитета по градостроительству и архитектуре, представителя муниципалитета, градозащитников (в том числе и независимых, по желанию). Комиссия составляет подробный акт осмотра, проводит подробную фотофиксацию состояния здания сразу после расселения, полную опись ценных интерьеров (лепного декора, каминов, печей, лестничного ограждения - балюстрады и перил). Составляются акт осмотра и дефектная ведомость здания. Акт комиссии и дефектная ведомость в обязательном порядке публикуется на сайтах районной администрации и муниципалитета, в свободном доступе.
Данная комиссия должна явиться по адресу не позднее двух недель со дня полного освобождения здания. До этого все квартиры опечатываются представителем управляющей компании, всех входы в здание (двери, в том числе и чёрные ходы), окна, в томи числе и в подвал тщательно закрываются (консервируются) во избежание проникновения посторонних лиц (первичная консервация). Двери запираются на врезной замок. В случае нанесения зданию ущерба во временной период от полного расселения до явки комиссии (ущерба любого, в том числе и утраты декора, балюстрады - ограждений лестниц) вся ответственность возлагается на управляющую компанию с возмещением ущерба в бюджет городу (штраф - 100 000 рублей). Градозащитники имеют полное право наблюдения за зданием и пресечения попыток поджогов и мародёрства в нём ( о фактах такового они сообщают в районную администрацию, либо управляющую компанию, по телефону Городского Мониторингового Центра (004), а также посредством открытой публикации в интернете.
После явки комиссии управляющая компания в обязательном порядке в течение месяца производит вторичную (окончательную) консервацию, а также в течение трёх месяцев устраняет дефекты согласно ведомости (подготовка здания к простою в расселённом виде). В расселяемом здании в обязательном порядке проводится восстановление целостности кровли и водостоков, текущий ремонт системы отопления, ремонт и герметизация оконных и дверных проёмов, слуховых окон (по образцу подготовки зданий к зиме, но даже в случае расселения в тёплый сезон), а также укрепление ограждений лестниц. Инженерные системы: система отопления в расселяемом здании не демонтируется, отопление подаётся по сниженным параметрам. Подача холодной воды не допускается. Электропроводка демонтируется полностью. Все двери квартир, входы в подвал и на чердак опечатываются.
Комиссия проверяет, опечатаны ли все двери, надёжность функционирования системы отопления, отсутствие подачи холодной воды и демонтаж электропроводки (во избежание аварийных ситуаций в здании, оставшимся без постоянного наблюдения жильцов).
Раз в полгода (при наступлении тёплого и холодного сезонов, по установленному в городе образцу осенней и весенней приёмки домов) комиссия проверяет состояние здания, фиксируя его посредством акта, который хранится в районной администрации с обязательной выдачей копии всем членам комиссии. В случае обнаружение дефекта предусмотрено незамедлительное устранение.
После явки комиссии управляющая компания при ней восстанавливает консервацию дверного проёма во избежание проникновения посторонних.
Вторичная (окончательная) консервация осуществляется по следующим стандартам: все без исключения оконные проёмы (на всех этажах), а также слуховые окна на чердаках и входы в подвальные помещения заколачиваются изнутри брусками крест-накрест, а также горизонтально досками. Снаружи оконные проёмы и входы в подвальные помещения перекрываются металлическими листами с дощатым укреплением. Проездные арки заколачиваются досками и перекрываются металлическими листами. Входы в здание (парадные и чёрные) закрываются на врезной замок, перекрываются металлическими листами с дощатым укреплением. О недобросовестной консервации градозащитники могут сообщить в управляющую компанию, районную администрацию, либо по телефону Городского Мониторингового Центра (004). После явки комиссии управляющая компания при ней восстанавливает консервацию дверного проёма во избежание проникновения посторонних.
Аварийные ситуации в расселённых зданиях устраняются силами районных жилищных структур в обязательном порядке, на общем основании, в порядке очерёдности поступления заявки. В случае обнаружения фактов аварийной ситуации в расселённом здании (в том числе парения из подвала) любой гражданин вправе сообщить об этом в управляющую компанию, районную администрацию, либо по телефону Городского Мониторингового Центра (004).
До передачи здания инвестору здание остаётся на балансе управляющей компании (ЖЭС, либо иной жилищной управляющей компании). В случае отсутствия таковой ответственность за содержание здания лежит на Жилищном агентстве района. Вся ответственность за проникновение в здание посторонних, нанесение ему ущерба ложится на управляющую компанию, либо (в случае её отсутствия, на управляющую компанию) с курированием районной администрацией и градозащитниками. В случае обнаружения фактов неудовлетворительного содержания, либо установления фактов нанесения ущерба зданию любой гражданин вправе сообщить об этом в управляющую компанию, районную администрацию, либо по телефону Городского Мониторингового Центра (004). Штраф за нарушение содержания расселённого здания составляет 100 000 рублей по каждому установленному факту неудовлетворительного содержания (включая наличие в здании лиц БОМЖ).
На Городской Мониторинговый Центр (004) возлагается обязанность принимать и выполнять заявки по неудовлетворительному содержанию расселённых зданий и аварийных ситуациях в них.
В бюджет города вводится статья «Содержание расселённых зданий», средства, заложенные в ней идут на консервацию, поддержание домов в ремонтопригодном состоянии, подачу отопления и устранение аварийных ситуаций (возможна подстатья статьи «Капитальный ремонт зданий).
Вся документация по расселённым зданиям является открытой, процедура ознакомления с ней прозрачна: с полным пакетом документов по письменному заявлению, либо по факту явки на приём официального лица может ознакомиться любой житель города.
--
3. Передача здания инвестору и капитальный ремонт
В течение года после расселения (освобождения здания от жильцов либо арендаторов) здание в обязательном порядке должно быть передано инвестору. Инвестор определяется посредством открытого конкурса ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга». Объявление о конкурсе в обязательном порядке публикуется в официальной прессе (в том числе и муниципальной), в нём может принять участие любой желающий (в качестве общественного наблюдателя с правом голоса).
Все участники конкурса вносят денежный залог за участие. Также каждый участник предварительно знакомится с техническим заключением по зданию и пописывает документ о том, что осознаёт и принимает на себя риск в виде содержания нуждающегося в капитальном ремонте здания и обязуется поддерживать его сохранность (установка поста охраны обязательна) и ремонтопригодность до начала работ, а также осуществлять охрану объекта и поддерживать консервацию.
К участию в конкурсе допускаются лишь компании либо лица, чья финансовая состоятельность доказана (наличием средств на счетах), а также имеющие портфолио, составляющее не менее пяти отремонтированных объектов без искажения внешнего и внутреннего облика (сохранение интерьеров). Прочие участники снимаются с конкурса как несостоятельные.
Каждый участник конкурса предоставляет в ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» подробный (не менее 70 страниц А4, с фото в разных ракурсах, составляющих не более 30% объёма) проект капитального ремонта. Данный проект должен быть готов ещё до прихода инвестора на объект. Отдельной главой в проекте прописывается степень сохранения облика здания (как внешнего, так и внутреннего). Также отдельная глава посвящается технологиям сохранения здания. Решающим фактором для победы в конкурсе является не цена вопроса, а бОльшая цифра процента сохранения облика здания (как внешнего, так и внутреннего).
Участники с намерением полного либо частичного (с сохранением только фасада) сноса здания снимаются с конкурса как несостоятельные.
Участники, считающие ликвидацию износа здания (его восстановление путём капитального ремонта) невозможной, не допускаются до конкурса как несостоятельные.
Все проекты в обязательном порядке публикуются на сайте ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и выносятся на районные слушания.
Вся документация по расселённым зданиям является открытой, процедура ознакомления с ней прозрачна: с полным пакетом документов по письменному заявлению, либо по факту явки на приём официального лица может ознакомиться любой житель города.
Устройство подземного паркинга запрещается при износе стен и фундамента здания более 65%.
Радикальное изменение исторической перепланировки не допускается.
Не допускается кардинальное изменение назначения здания (в частности, перевод из жилого в нежилое, административное). Доля переводов жилых зданий в гостиницы не должна превышать 20% от общего числа объектов (только каждый пятый объект).
Если на участке находится комплекс зданий (несколько зданий, в том числе и лицевой жилой корпус с флигелями), вводится понятие «комплекс». Инвестор обязан капитально отремонтировать все здания (без полного или частичного сноса).
В случае, если здание не нашло инвестора по конкурсу, конкурс проводится вторично.
Настоящим законом вводятся квоты на обустройство в зданиях объектов социальной инфраструктуры. А именно каждое третье расселённое здание передаётся под социальные программы («Молодёжи - доступное жильё», передачу жилья очередникам, обустройство культурно-досуговых центров, реабилитационных центров, центров консультирования и временного содержания лиц, попавших в неблагоприятные жизненные ситуации).
В случае, если здание передаётся инвестору по конкурсу, продолжительность первичного инвестиционного договора составляет один год. В течение этого времени за работами на объекте ведётся тщательный контроль (в том числе и градозащитниками, а также жителями города, которые вправе сообщить о фактах нарушения соглашения в ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и по телефону Городского Мониторингового Центра (004). В случае полугодового бездействия инвестора (если не начаты работы на объекте) штраф за бездействие составляет 500 000 рублей. Сумма штрафа за отсутствие охраны здания или нарушение консервации составляет 100 00 рублей по каждому факту фиксации нарушений.
В случае нанесения зданию ущерба (зафиксированных фактов разграбления интерьеров, пожара, повреждения фасадов) инвестиционный договор подлежит немедленному расторжению (упрощённая схема изъятия). По факту заводится уголовное дело.
В случае двухлетнего бездействия инвестора штраф составляет 1 миллион рублей. По истечению трёхгодичного срока бездействия инвестора объект изымается (упрощённая схема изъятия)
По каждому факту нарушения сроков реализации условий инвестиционного договора (капитального ремонта здания) инвестор готовит подробный отчёт в ОАО «Фонд имущества Петербурга» и краткую пояснительную записку к нему, в обязательном прядке публикующуюся на сайте ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и сайте КУГИ, а в случае, если дом является объектом культурного наследия - также на сайте КГИОП.
Максимальный срок окончания работ по капитальному ремонту здания составляет 5 лет.
Информация о передаче объекта инвестору (результат конкурса) в обязательном порядке публикуется в официальной прессе (в том числе и муниципальной), а также на сайте ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», сайте КУГИ, а в случае, если дом является объектом культурного наследия - также на сайте КГИОП.
За незаконный снос здания (как полный, так и частичный - демонтаж хотя бы одной стены), а также за любые отклонения от проекта инвестор включается в чёрный список инвесторов, в обязательном порядке публикующийся на сайте городской администрации, сайтах районных администраций (частично, по территориальной привязанности инвестора), сайтах КГИОП, КУГИ, КГА, сайте ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга». Инвесторы из данного списка далее не допускаются к рынку города.
Бездействием инвестора считается также безосновательное нарушение графика выплат по инвестиционному договору, неуведомление ОА «Фонд имущества Санкт-Петербурга» о банкротстве (невыполнение финансовых обязательств инвестиционного договора).
---
4. Передача доли объекта в собственность
В случае если инвестор добросовестно исполнил возложенные на него обязательства по проекту и добросовестно эксплуатирует здание в течение 5 лет, осуществляет плановые ремонты, поддерживает консервацию здания, осуществляет его охрану, не допуская проникновения посторонних (подтверждение добросовестности инвестора), ему может быть передана доля собственности в здании размером 25%. В случае подтверждения добросовестности инвестора на протяжении 7 лет - 50%, 10 лет - 70%, 15 лет - 80%. 20% остаётся в собственности города, инвестор заключает в городом договор долгосрочной аренды (на 49 лет). Однако в том случае, если инвестор перестал подтверждать свою добросовестность (снёс здание целиком, либо частично, исказил облик, допустил утрату интерьеров), объект изымается в собственность города и вновь выставляется на открытый конкурс (по установленному данным законом образцу).
Информация о передаче в собственность инвестора доли здания в обязательном порядке публикуется в прессе (в том числе и муниципальной).
После заключения инвестиционного договора инвестор обязан вывесить на фасад здания баннер, уведомляющий о том, что объект содержится данным инвестором, а также информационный щит, на котором представлено не менее трёх фото из проекта (здание в различных ракурсах).
Инвесторы, добросовестно зарекомендовавшие себя на поприще капремонта, всячески поощряются городом. Поощрения - налоговые льготы, награды, премии, рекомендации главам других регионов и т. д.
--
5. Здания, расселённые до принятия данного закона
Здания, расселённые до принятия данного закона и не имеющие инвестора, подлежат осмотру межведомственной комиссии с подготовкой технического заключения, консервации по установленному данным законом образцу и выставлению их в качестве лотов на конкурс.
Здания, имеющие недобросовестных инвесторов (фактически установленное бездействие на протяжении года), подлежат немедленному изъятию со дня вступления настоящего закона в силу. С каждого недобросовестного инвестора одновременно с расторжением инвестиционного договора взимается единовременный штраф размером в 1 миллион рублей. Данный инвестор вносится в чёрный список инвесторов и больше не имеет права работать на городском рынке.
Выявленный и оцененный ущерб, нанесённый инвестором объекту, может быть выставлен недобросовестному инвестору в качестве дополнительной финансовой претензии.
Автор проекта - Васильева Дарья Александровна, независимый градозащитник.
04.05.2014. 22.04.