Когда-то, помнится, писала я пост "Дом Веге: стёртое время":
http://darwa.livejournal.com/148166.html.
Пост касался одного из интереснейших домов Старого Города. Дом этот стоит на углу Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова. Знаменит этот дом своими атлантами, стоящими у входа в курдонёр. Атланты эти на 23 сантиметра выше эрмитажных. Высота их - 5 метров. Высота же эрмитажных - 7 аршин, что в пересчёте на современную систему равняется 4 метра 977 сантиметров. Над атлантами, в глубине курдонёра, имелись часы. Вот такой уникальный дом.
Атланты дома Веге много лет стояли без рук. Помню свои письма, и выступление в эфире "Эха Москвы". Наконец, когда до краха было уже совсем недалеко - у одного из атлантов начала рушиться нога (обрушение такой гигантской скульптуры наделало бы травм и шуму), усилия мои увенчались положительным результатом. Адрес был-таки включен в адресную программу реставрации КГИОП на 2010 год. Вела работы некая архитектурная художественная мастерская Титова. Атланты стали как новенькие. Но.
Но одно вылечили, другое покалечили. После реставрации со своего места исчезли часы. Вместо циферблата появилось уродливое бельмо, изрядно искажающее вид здания.
Обещанного, как известно три года ждут. Я честно ждала три года. Новых вестей о воссоздании. Или нового тендера. Того, что реставраторы Титова, или какие-то другие, придут и доделают. Ведь была же приёмка объекта. Были акты. Почему пропустили? Кто допустил? Что же это за реставрация такая?
Три года прошло. Я письменно обратилась в КГИОП. Вчера получила ответ.
Оказывается, КГИОПовские служащие обнаружили (!) что "часы" на фасаде "представляют собой грубо нарисованный на листе фанеры циферблат". И обнаружилось это в ходе реставрации. И вот КГИОП, как истовый комитет по охране памятников, "охранил" жителей и гостей Города от созерцания "грубой фанеры". Бельмо, на взгляд охранителей, куда изящнее и эстетичнее.
Следующей строкой пишут, что, дескать, "исторический механизм часов не сохранился". Назрел вопрос: а не многовато ли утрат? Витражи особняка Веге (другого, на Октябрьской набережной, о нём ещё будет разговор), Стельповский витраж с пауком из дома № 7 по улице Лицейской (нынешней Рентгена), орёл Барановской, шары дома Шмидта... Всё это исчезло в неизвестном направлении. И это лишь начало длинного списка утрат.
Однако последняя строка ответа порадовала. Адрес включен в программу на текущий (2013-й) год. Механизм будет воссоздан в электронном варианте. Интересно, зачем понадобилось дважды включать в программу один и тот же адрес, с учётом тех фактов, что реставрации подвергались не только атланты, а все элементы фасадов составляют единую композицию? Теперь новый тендер, новое выделение средств, новая возможность для распила?
Посмотрим, вернутся ли на дом Веге часы. Хотелось бы не ждать ещё три года.