Как известно, слово "реставрация" происходит от латинского "restavratio" - "восстановление". Но бывает не так, а наоборот. Когда после "реставрации" элементы фасадного декора оказываются утраченными. Реставраторы, как неумелые доктора: одно лечат, другое калечат.
Нашумевший пример - дом Барановской. Тот самый, на котором КГИОП обещал мне воссоздать фигуру орла. В ходе последней на сей день поспешной починки фасада (иным словом, извините, не назову) с него исчезли аттики. В итоге - новый капремонт и новый распил средств. Иначе никак не думается. Ибо что мешало сделать всё за один раз: и аттики вернуть, и воссоздать скульптуру?
Другой похожий случай, на углу набережной Крюкова канала и Екатерингофского проспекта (ныне - Римского-Корсакова), пресса и сетевое общество тихо обошли стороной. Хотя, дом этот не менее уникален, чем дом Антонины Барановской. Знаменит он своими атлантами, которые по своей красоте и размеру могут конкурировать лишь с атлантами портика Нового Эрмитажа. Кстати, атланты дома Веге на 23 сантиметра выше эрмитажных. Высота их - 5 метров. Высота же эрмитажных - 7 аршин, что в пересчёте на современную систему равняется 4 метра 977 сантиметров.
Атлантов Веге рука реставратора не касалась много лет. Печально выглядел и курдонёр, который они охраняли: атланты-инвалиды в саванах вылинявшей сетки, рассыпающиеся от времени вазоны, часы без стрелок. Время здесь и впрямь остановилось. Замерло в ожидании реставрации.
Помню, как "сватала" этот адрес КГИОПу (году всё в том же 2007-м). Как государство было вроде бы и "за", но пыталось переложить бремя воссоздания на отнюдь не атлантовы плечи жильцов. Помню боевую "командиршу" этих жильцов - председательницу ТСЖ. Помимо этого, она боролась с незаконно возводимыми мансардами, которые то и дело тщились прилепить на крышу вконец обалдевшие от элитности места своего проживания граждане. Один из таких "курятников" упал на припаркованные машины.
Помню свой эфир на "Эхе", где упоминала этот адрес. Время шло, но атланты так и стояли без рук, под руинированными часами. В довершение всего у одного из гигантов начала рушиться нога. Тут, наконец, государство поняло своё поражение: адрес был включен в КГИОПовскую программу реставрации на 2010-й год за № 35 (включая курдонёр, что примечательно):
http://kgiop.ru/rus/restoration-programme/adresses/ Работы вела Архитектурная художественная мастерская Титова. На её сайте было опубликовано девять трогательных фотографий. Реставрация действительно была осуществлена, и неплохо. Вот только в результате неё с фронтона курдонёра бесследно исчезли часы. Циферблат, вместо того, чтобы воссоздать, попросту затёрли. Выглядит это дико - как бельмо.
Мне стало интересно, что же это за реставрация такая, в результате которой исказился облик фасада, оказался утрачен ценный элемент ансамбля. Получается, нас всех, читатель, попросту обманули. Мы ведь ждали, что восстановят и часы. Что время на углу Крюкова и Екатерингофского снова пойдёт - стрелки сдвинутся...
Невооружённым глазом, с другой стороны набережной Крюкова канала видно, что принципы этой реставрации были далеки от научных. Ведь в процессе этой самой реставрации также были не ликвидированы незаконное остекление балкона последнего этажа (на левом углу курдонёра) и незаконная мансарда (в правой его части). Получается, "курятники" пощадили, а исторические часы уничтожили.
Остаётся добавить, что дом Веге является памятником архитектуры регионального значения (дом Р. Г. Веге, наб. Крюкова канала, д. 14, угол пр. Римского-Корсакова, д. 41; рег. № 109 Списка памятников по Адмиралтейскому району). То есть, это не какой-нибудь сирый ВВО. Дом построен в в 1912-1914 годах архитектором С. О. Овсянниковым при участии военного инженера И. П. Ставицкого, стиль - неокласицизм. Внутри дома - роскошный декор, а снаружи - бельмо на фронтоне. Остановившееся время попросту стёрли.
По этому поводу я ещё 20 февраля направила в КГИОП своё обращение. Мы хотим знать, почему так получилось и вернут ли дому Веге часы. Правда, ответа пока ещё не дождалась. Похоже, в КГИОПе поговорка "Обещанного полгода ждут" уже стала традицией.
Такой же, как "кривая" реставрация?