Я очень люблю автоспорт, причем в любом его проявлении будь то просмотр трансляций или же собственноручное пилотирование пусть и виртуального болида (от "живого" картинга впрочем тоже не откажусь). Учитывая эту мою страсть легко объяснить наличие на моем винте двух гоночных игр: Racedriver GRID и RTL Racing Team Manager. Речь сейчас пойдет о второй, а аркадасимулятор вскроем чуток попозже.
Завал в первом повороте.
Итак, RTL Racing Team Manager - стратегический симулятор управляющего командой некой "голоногой" гоночной серии. Нет я, конечно, понимаю, что это "типо Фэ 1", но лицезии у игры нема и поэтому именно "некой гоночной серии". В игре нам предстоит делать всё, что положено настоящему Главному. Нет, конечно, планировать аварии и обвинять пилотов в гомосятине не придётся, а вот тырить технологии пожалуйста. Помимо этих интересностей нужно будет ещё распределить исследовательские и производственные мощности конструкторского бюро, нанять персонал (от пит-стоп механиков до шумахеров), заключить контракты со спонсорами (они даю денег!) и с поставщиками свистелок-перделок для болида (эти напротив, исключительно забирают бабло!!!), а потом... Гонки? Нет, товарищи, до гонок ещё очень далеко. Но давайте по подробнее о геймплее, а попутно и о плюсах и минусах.
Игра изначально создаёт впечатление крайне проработанной и детализованной. Обманчиво это впечатление или нет?Лично я для себя так и не решил. Интерфейс игры пестрит кучей закладок с целым ворохом поддиректорий, каждая из которых открывает отдельный игровой экран с собственной задачей (от закупки\продажи сувениров и обучение персонала до сборки болида). И от грамотного решения КАЖДОЙ задачи зависит успех вашей "конюшни".
Бюджет понятие нерезиновое.
Что главное в Формуле 1? Кто сказал пилоты и болиды? Неправильно! Вы ничего понимает в автоспорте, ибо главное в нём деньги. И собственно главная проблема, стоящая перед вами будет "Где взять денег и как их лучше потратить?". С источниками бабла всё довольно стандартно: выплаты ФИА, призовые, доходы от продажи фан-сувениров (кепки, футболки и прочая), но главное - спонсоры. В древней игрушке Grand Prix World работа со спонсорами была сложной и многоступенчатой. Прежде чем получить вожделенную подпись (и деньги) какой-нибудь Mallboro с ними надо было связаться, организовать переговоры, а при необходимости даже обанкетить на ближайшем Гран-При. И то не факт - провал в паре уик-ендов и богатые спонсоры снизят денежные дотации (а если вы совсем лузер то и вовсе уйдут к конкурентам), а иногда для этого достаточно просто не пригласить их на пьянку в Монако. Вам смешно, а иногда приходилось экономить на тестах и запчастях ради роскошного приема дорогих спонсоров. В РТЛ же всё проще некуда - открываем список жаждущих дать денег, выбираем наиболее щедрого, жмём галочку и... всё - можно лепить наклейку на болид и хрустеть пачками зелёных. Конечно, список доступных спонсоров сильно зависит и от статуса команды, и от результатов гонок, но в GPW меценаты живее что ли, а здесь они всего лишь "картинка на боку".
Допустим с доходами мы справились и у вас, внезапно, возникла проблема "а куда бы мне деть всю эту кучу бабла".
Проблема, конечно, страшная, но вполне решаемая. Во-первых, наймем персонал. Помимо безликой армии механиков, инженеров и маркетологов (их чем больше тем лучше!), есть ещё очень конкретные товарисчи - всякие главные конструкторы\механики и гоночные инженеры, у каждого имя и свой уровень профессионализма. Естественно, чем выше круче чел, тем жирнее кусок он потребует. Но главные чёрные дыры командного бюджета - пилоты, некоторые таланты могут обойтись вам в треть всех расходов. Однако хозяева будущих Минарди или Браунов могут не отчаиваться - плохих пилотов (да и безграмотных конструкторов-инженеров тоже) легко натаскать в процессе тренировок. Причем в особо удачных случаях вполне реально слепить из Пике-младшего нового Шумахера-старшего, а из вчерашнего птушника гениального Росса Брауна. Кадровый вопрос решен, а деньги ещё кончились? Тогда пойдем и возведём зиккурат... то есть сборочный цех, или тест-трэк, или аэродинамическую лабораторию. Всё это соответствующим образом скажется на работе команды, жаль только стоит это всё очень дорого, и потому бедные команды благополучно живут и без удобств во дворе. Но мы же не бедная команда - у нас еще остались деньги на болид. Так что милости прошу в боксы.
Бойцы невидимого фронта.
Технической кухне Формулы в игре уделили огромную долю внимания. Каждый болид представлен двумя кучками деталей - агрегатами и аэродинамикой. С каждой деталькой первой группы предстоит целая эпопея - нужно выбрать поставщика, заключить контракт (многие товарищи жутко выпендриваются и не желают иметь с вами ничего общего), а после купить. Можно, конечно, производить всё самому, но для этого нужны хорошие инженеры, куча работников сборочного цеха и просто некислая сумма для постройки этого самого сборочного цеха. Так что, ешьте, что дают. С аэродинамикой все попроще - разрабатываем, производим, тестим... Да, вы не ослышались - ТЕСТИМ: организуем тест-сессии и ездим в свое удовольствие - лимита на испытания нет. За день можно наездить пару тысяч километров, но вот незадача детали изнашиваются, а новые стоят денег. Кстати, местный регламент склонен изменяться от сезона к сезону, что плюс. Вообщем возня с начинкой болида занимает кучу игрового времени, но игра от этого только выигрывает, так как это как раз та её часть, где почти нет недочётов.
Гоночный уик-энд.
Моделирование самих же гонок очень сильно подкачало. Нет, цветные кружочко-квадратики на карте - это самое оптимальное изображение для менеджера. И это не сарказм! Это правда - всякие трёхмерные модели только забивают бедной железке мозги, а выглядят убого (телевизор в РТЛ приходится вырубать сразу, дабы не травмировать нежную психику). Но вот информативность гонок РТЛ стремиться к нулю… Из всей телеметрии только - топливо в баках, состояние шин да усталость пилота (ну тайминг во нескольких вариациях). А где я вас спрашиваю: температура двигателя и тормозов, где чёрт возьми диагностика технических проблем? ГДЕ? Болиды сходят с трассы, а главный менеджер должен гадать на кофейной гуще, что же там отказало. Болиды, кстати, нужно ещё и настраивать под трассу - правда всё это сводится исключительно к настройке угла атаки переднего и заднего антикрыла не более (кстати, этому и посвящаются целых три практики). Подвеска и давление в шинах лежат, наверное, там же где и вся телеметрия. Не менее весело дела обстоят с пит-стопами, мало того что они жутко неудобно организовываются (здесь даже нет кнопки внепланового экстренного стопа как GPW), так и топливо необходимо заливать на 2 круга больше. Иначе не доедешь.
Вроде бы всё. Ну ещё упомяну, безпричинные дисквалификации в конце гонки (даже письма из ФИА не приходит, приходится самому методом тыка выяснять, где ж ты правила нарушил) и абсолютное игнорирование пилотами флагов (товарищи - круговые упорно доезжают все положенные круги гонки, а про желтый я вообще молчу).
Отмашка клетчатым.
Очень презабавная игрушка, могла бы стать бесподобным менеджером, если бы не сказочные распизд** разработчики. Немереная куча фич и гениальных идей попросту угроблены недоработками и недоделками, а отсутствие лицензии и реальных имён жутко раздражает. Влепить бы им F, но ведь другие менеджеры F1 либо ровесники Дума, либо такие же квазимодо… Поэтому D. До C, честно, не дотягивает - слишком уж много багов и прочей фигни.
Post Scriptum
А ещё у меня на ГП Бахрейна шёл дождь… бесподобно.