Стругацкие за четверть миллиарда.

Jan 08, 2010 11:40

Вот и созрел я написать рецензию на последнее творение Кэмерона «Аватар». На самом деле посмотрел я его давно, аж в прошлом году, почти на 2 день после премьеры, но всё никак не мог собраться с мыслями и четко сформулировать своё отношение к фильму. Нет, то что фильм просто обречен на успех у публики сомнений нет - бюджет в 237 млн и некислые отчисления маркетологам (а следовательно и всепоглощающий мощный ПеаР) способны сделать кассовыми даже фильмы Бола и Бекмамбетова. Поэтому не об этом речь. Речь о заявленной «эпохальности» и «шедевральности» 3D-саги про голубых котэ-инопланетян.

Джеймс за 12 лет "сидения на печи" снял поистине красивое и башнесрывающее кино. Безграничная палитра, килотонны пикселей, невероятная глубина картинки и фактически фотореалистичная графика. Впечатляет всерьёз и надолго. Судя по реакции интернетов - народ на просмотрах ловит оргазмы и мочит штаны. Атракцион удался. Хомячки довольны.

А теперь серьёзно. А где прорыв то? В чём эпохальность? Да, Кэмерон в очередной раз порвал в клочья все мыслимые лимиты бюджета, но можно ли считать подобное достижением? Высокая глубина и поразительный эффект присутствия. С одной стороны таки да, но... Давно существуют кинотеатры с вогнутыми обзорными экранами, с виброкреслами и даже имитаторами порывов ветра... Давно - это аж в прошлом веке, но почему то они нафиг не кому не упёрлись. Тут вон технологию IMAX кое-как в народ проталкивают. Фотореалистичность цифровой графики. А что "Матрица" 1999 года была излишне мультяшной, а "картофельные" астероиды Лукаса из 70-х не достаточно реальны. С этой точки зрения "Аватар" оказывается лишь банальным продуктом эволюции компьтерной графики. Причем именно эволюции, а вовсе не "эпохального прорыва".

Итак, отбрасываем всю эту мишуру высоких технологий и спецэффектов, и что у нас остается в сухом остатке? Жутко шаблонная примитивная сказочка о борьбе храброго и благородного главгероя с жадной и безпринципной корпорации, ну и о любви конечно, куда ж без неё. Сценарий фильма просто пестрит заимствованиями и цитатами ото всюду. И если схожесть кэмероновской Пандоры с Пандорой Полдня Стругацких ещё простительна (ну откуда Джеймсу знать про наших братьев-фантастов. Шутка.), то неприкрытые цитаты "Дюны" и ещё парочки американо-британских произведений вызывают оторопь. Да и обилие заезженных штампов приводит к мысли - "Стареет Джеймс, ох стареет".

Да, господа, в очередном фильме Кэмерона отсутствует та самая главная кэмероновская изюминка - нет в "Аватаре" трагичной филосовской безысходности Терминатора, нет горького не-хэппи-энда Титаника, зато есть куча красивых пейзажей и внезапное нелепое торжество гламурно-голубого добра. Бабло таки победило зло...

Как то оно так. Что сказать напоследок - не поддавайтесь общей истерии и аватаромании, не верьте во все эти росказни про "эпохальность" (они нужны для вручения Джеймсу очередной охапки оскаров и отправки его в очередной творческий запой), и... всё-таки сходите на этот фильм в формате 3D, ибо когда ещё такую красоту увидите. Ну а моя оценка - C.

Кино

Previous post Next post
Up