Запись расширена из заметки о болоте Виру от 15 сентября 2010 года дабы не плодить постов об одном и том же.
Кросс-пост в сообществе
myphototravel Официальный туристический веб-сайт Visitestonia.com утверждает, что разнообразный ландшафт национального парка Лахемаа охватывает плоскогорные районы Харью и Виру. Трудно сказать, что имели в виду авторы, утверждая ниже, что "так называемая природная граница между плоскогорьями и прибрежной равниной образует Северо-Эстноскую скалистую глыбу, которая выглядит особенно живописно в сочетании с водопадом." Эта новая для маленькой равнинной страны географическая концепция, порождённая трудностями перевода, уже широко разошлась по рекламным брошюрам туристических операторов и отчётам русскоязычных посетителей Лахемаа.
Традиционный дом в деревне Алтья и главное здание мызы Вихула
Лахемаа переводится с эстонского как Земля заливов. Береговая линия изрезана крупными полуостровами и разделяющими их заливами. Наибольший из четырёх полуостровов на территории парка, Юминда, имеет длину в 13 километров и является крупнейшим в материковой Эстонии. Однако больше этот полуостров известен в связи с Таллинским переходом флота в конце августа 1941-го, когда в этих водах погибло около 10 тысяч эвакуировавшихся в Кронштадт военнослужащих и гражданских лиц и несколько десятков судов.
По побережью раскиданы старые рыбацкие деревни, в большинстве из которых вместо ловли рыбы жители ездят работать в Таллин и Раквере, и два мелких городка: Локса и Вызу. Локса со времён первого периода независимости являлся военным портом, но после развала Союза живёт за счёт гражданского судоремонта. Вызу, в свою очередь, является куроротным посёлком и заметно оживает в летние месяцы. Несколько традиционных деревянных зданий с соломенными крышами сохранилось в деревне Алтья; там же у берега находятся и старые сараи для лодок. Всё это оберегается как часть культурного наследия, хотя выглядит как этнографический атракцион для немецких туристов.
Полуостров Юминда
Природный ландшафт Лахемаа, безусловно, красив; однако же жители таинственных эстонских плоскогорий допускают терминологическую неточность, утверждая, что он разнообразен. Многообразие можно ощутить только задавшись целью выписать единым списком все формы рельефа, встречающиеся на 750 квадратных километрах одного из крупнейших в Европе национальных парков. У не обременённого багажом геологических знаний посетителя основную массу впечатлений сформируют хвойные леса и низкий, поросший камышом берег с валунами ледникового происхождения. Цепь верховых болот на западе и вдоль южной границы парка, переходящей в исторический регион Кырвемаа, обустроена деревянными настилами.
Озёра возле болота Кынну Суурсоо в Кырвемаа
В советское время в Кырвемаа располагался крупнейший в Эстонской ССР военный полигон Аэгвийду, в следствие чего территория не входила в состав природоохранных зон, но при этом была огорожена от влияния человека последние пятьдесят лет. В 1991-м 130 квадратных километров из порядка 333, использовавшихся советскими военными, получили статус природного резервата. Эстонская армия безуспешно пыталась получить часть бывшего полигона, вошедшую в состав резервата, в своё пользование, но из-за протестов местных жителей вынуждена была отказаться от этой идеи.
Верховое болото Кынну Суурсоо
Ландшафт обоих регионов сформировались в конце последнего Ледникового периода. Оставшиеся после таяния льда озёра около пяти тысяч лет назад начали затягиваться растительностью и превращаться в торфяные болота. Слой торфа растёт в среднем по миллиметру в год; при трёхметровой толщине торфяного слоя, верховое болото должно было расти около трёх тысяч лет (в связи с использование внушительных чисел хочется заметить, что пока в Эстонии начинали образовываться торфяные болота, в Египте уже полторы тысячи лет плато Гизы обводил своим таинственным взглядом сфинкс).
Верховое болото Виру
Главный болотный экотуристический атракцион в Лахемаа - это верховое болото Виру. От Таллина его отделает всего 45 км, и столь незначительная дистанция располагает к модному ныне активному времяпрепровождению в выходной день. А учитывая скромную длину маршрута - скорее к созданию видимости активного провождения выходного дня, с последующим походом за шашлыками в ближайший трактир.
На части болота велась добыча торфа. Оставшийся пейзаж гнетёт своей безжизенной атмосферой, но прекрасно сохраняет следы сотен прошедших по выработкам животных.
Озерца на болоте Кынну Суурсоо и озеро Юмарярв
Они червивые. Лес на полуострое Юминда.
Лес, жук и черника (точнее, голубика) полуострова Юминда
Плотоядная росянка на верховом болоте Аабла