Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР

Dec 19, 2012 11:43

В общепризнанном каноне т.н. "сталинских высоток" - 9 зданий, семь из которых в Москве (в порядке убывания высоты):

- Главное здание МГУ (1953, 240 м, арх. Л.Руднев, С.Чернышев, П.Абросимов и др.).
- Гостиница "Украина" (1955, 206 м, арх. А.Мордвинов, В.Олтаржевский и др.).
- Жилой дом на Котельнической набережной (1951, 176 м, арх. Д.Чечулин, А.Ростковский).
- Здание Министерства иностранных дел (1953, 172 м, арх. В.Гельфрейх, М.Минкус).
- Жилой дом на площади Восстания (1954, 156 м, арх. М.Посохин, А.Мндоянц).
- Высотное здание на площади Красных ворот (1953, 138 м, арх. А.Душкин, Б.Мезенцев).
- Гостиница "Ленинградская" (1953, 136 м, арх. Л.Поляков, А.Борецкий).

Также в канон входят 2 немосковских высотки: Дворец культуры и науки в Варшаве (1955, 230 м, арх. Л.Руднев) и здание Академии наук Латвийской ССР (1960, 108 м, арх. О.Тилманис, В.Апситис, К.Плуксне и др.). Кроме этого, иногда в список включают еще несколько зданий: Дом "Скынтеи" в Бухаресте (ныне Дом свободной прессы, 1956, 92 м, арх. П.Мазилу), гостиницу "Дружба" в Праге (сейчас Crown Plaza, 1954, 88 м), гостиницу "Москва" в Киеве (ныне "Украина", 1961, 62 м, арх. А.Власов, А.Добровольский, А.Малиновский и др., здание проектировалось высотой в 120-150 м) и жилой дом "Дружба" на Крещатике в том же Киеве (1954, 87 м, арх. А.Добровольский, О.Малиновский, П.Петрушенко). Но вообще расширять этот список можно долго (например, главное здание Южноуральского госуниверситета в Челябинске выглядит не ниже киевского дома на Крещатике). Разных высоких "домов под шпилем" в СССР и странах соцлагеря успели построить предостаточно, но 100+-метровых из них девять штук.

Рижская высотка Академии наук - самое "маленькое" во всем списке, всего 107 метров, при этом построена она была позже всего (в 1958 году, а сдана в эксплуатацию только в 1960-м). Впрочем, окончание строительства в разгар борьбы с излишествами в архитектуре на внешнем облике здания никак не сказалось, было изменено лишь его оригинальное функциональное назначение. Проектировавшееся как Дом колхозника, в конечном итоге оно вместило в себя Президиум АН ЛатССР и несколько академических НИИ.


О девятой сталинской высотке я сделаю две серии. Во второй будут рижские панорамы с обзорной площадки здания, ну а в первой - рассказ про историю его проектирования.



1. Постановление ЦК КП Латвийской ССР и местного Совмина о строительстве в Московском предместье Риги "Дома колхозника" было принято только 17 февраля 1951 года, когда остальные "сталинские высотки" уже вовсю возводились, а дом на Котельнической набережной даже сдавался в эксплуатацию. Главный архитектор города Николай Рендель в интервью латвийской газете "Литература и искусство" в 1951 году отмечал, что "Дом колхозника" должен стать символом мощи Новой Риги и ее вечного процветания. Интересно, что эта высотка планировалась лишь первой в ряду нескольких "небоскребов" в Риге, которые должны были добавить "новые советские черты традиционному силуэту города, в котором доминируют башни Вецриги, создав архитектоническое целое Нового и Старого города".


2. Кроме этого, строительство Дома колхозника планировалось как важный элемент регенерации Московского форштадта, депрессивного рабочего предместья, которое задумали превратить в благоустроенный зеленый район города. Для строительства высотки была выбрана площадка в непосредственной близости от комплекса Центрального рынка, что конечно выглядело вполне логичным шагом.


3. Чуть менее понятным является выбор для строительства конкретного квартала, ограниченного улицами Тургенева, Гоголя, Пушкина и Элияс. Дело в том, что его занимал построенный в 1820-е годы большой деревянный Гостиный двор, характерный образец русского классицизма, к тому же уже внесенный в список охраняемого культурного наследия. Не до конца ясно, что мешало сохранить Гостиный двор, а колхозную высотку выстроить рядом, например на месте малоценной жилой застройки.


4. Заказчиком строительства выступало министерство сельского хозяйства Латвийской ССР. Был даже проведен некий архитектурный конкурс, участвовали в котором многие знатные латвийские архитекторы. К сожалению, подробной информации о поступивших на конкурс предложениях я не нашел, есть только несколько вариантов здания, предложенных уже победившей группой зодчих, возглавил которую Освальд Тилманис, бывший главным архитектором Риги еще в 1934-50 гг. Вот вариант, где соавтором Тилманиса был Борис Нестерюк - здесь относительно невысокая центральная башня фланкируется монументальными боковыми корпусами, щедро украшенными классическим декором.


5. Или вот еще проект, отдающий на мой взгляд межвоенкой или ардеко американского пошиба. Слева - автор, Освальд Тилманис.


6. Вариант предыдущего, отличающийся количеством разных архитектурных излишеств. Здание, впрочем, все равно выглядит непропорциальным и громоздким. Обратите внимание, что шпиль украшает не привычная звезда, а серп и молот.


7. Профиль. Пристройка конференц-зала накрыта впечатляющим куполом.


8. В конце концов в проектную группу под руководством Тилманиса вошли архитекторы Вайделотис Апситис, Карлис Плуксне, Владимир Шнитников, консультантом выступал Вячеслав Олтаржевский, один из авторов гостиницы "Украина" в Москве. Окончательный представленный ими эскиз Дома колхозника выглядел так.


9. Т-образная высотка выглядела уже куда более гармонично. Над трехэтажным объемом, выполнявшим функцию своего рода стилобата, доминировала стройная 10-этажная башня, завершавшаяся еще несколькими ярусами меньшего сечения. Верхушку украшал шпиль, напоминавший своим силуэтом шпили церквей Старого города. Серп и молот на шпиле еще по-моему пока не заменен на пятиконечную звезду, водруженную туда в конечном итоге.


10. Архитектор Тилманис с соавторами у макета здания. Комплекс должен был включать научный сельскохозяйственный образовательный центр на 1 500 человек (в стилобате), гостиницу на 300 мест (в высотной части), конференц-зал на 1 200 человек (в пристройке).


11. Здание, национальное по форме, социалистическое по содержанию. Соцреализьм.


12. Во время возведения высотки впервые в СССР были применены сборные железобетонные конструкции. Вдалеке видны павильоны Центрального рынка.


13. Высотка в процессе строительства.


14. Отделка здания. Как обычно, щедро использовался природный камень и высококачественная керамика.


15. Планировка первого этажа.


16. Эскиз большого конференц-зала.


17.


18. Судя по всему, эскиз вестибюля.


19. В 1958 году незаконченную высотку забрали у несчастных колхозников и отдали Академии наук Латвии, профинансировавшей окончание строительства. Здесь разместились Президиум Академии и 3 научно-исследовательских института: истории, экономики и литературы. Вводили здание в строй постепенно на протяжении 2 лет и завершили этот процесс только в 1960-м. Говорят, точный год окончания строительства установили по бутылке водки, найденной за гербом ЛатССР в процессе его демонтажа в начале 1990-х. Там вроде была записка, где строители указали, что выпили бутылку в честь завершения возведения здания. Обошелся комплекс в 26 751 497 рублей 50 копеек.


20. Рижский автовокзал, Центральный рынок и здание Академии наук на открытке 1962 года.


21. Здание с перекрестка ул. Тургенева и Московской.


22. Цоколь отделан гранитом, само здание керамическими плитами.


23. Верхушка. Смотровая площадка находится на втором уровне снизу, примерно в центре фотографии.


24. Боковое крыло. Межэтажное пространство украшено керамическими панелями с растительным декором.


25. Общий вид заднего фасада Академии. Справа пристройка конференц-зала.


26. Он уже выглядит минималистично и почти лишен украшений. По окнам видно, что кроме собственно зала, тут еще находятся и некие административные помещения.


27. Рижская высотка из какой-то подворотни.


28. Классический ракурс увы в контровом свете.


29. Достаточно скромный вестибюль первого этажа. На входе сидит тетушка-вахтер, кроме прочего продающая и билеты на обзорную площадку.


30. Высотные этажи (а лифт ходит до 16-го) интереса не представляют - там сугубо функционалистские интерьеры научного учреждения. Общественные помещения на нижних этажах отснять не вышло, вот чужие фотографии для общего представления. Вестибюль второго этажа.


31. Зал президиума АН.


32. Самое торжественное помещение комплекса - большой конференц-зал. Умудрился получить пышное ампирное оформление, несмотря на хрущевские гонения на излишества.


33. Эти фотографии, как и эскизы интерьера и экстерьера здания, я взял из книжки, купленной у той же вахтерши в вестибюле Академии. Хорошая брошюрка, подготовленная Институтом истории искусств Латвийской академии художеств, вполне комплиментарно описывающее высотку.


34. В следующей серии поднимемся на обзорную площадку.


В предыдущих сериях:

1. Обзор поездки.

2. Неменчине.
3. Пабраде.
4. Швянченис.
5. Игналина.
6. Висагинас.
7. Зарасай.

8. Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9. Даугавпилс: площадь Единства.
10. Даугавпилс: Центр.
11. Даугавпилс: Новое Строение.
12. Даугавпилс: Гаёк.
13. Даугавпилс: Крепость.

14. Краслава.
15. Аглона.
16. Лудза.
17. Резекне: старый центр.
18. Резекне: новый центр.
19. Виляны.
20. Варакляны.
21. Екабпилс: Крейцбург.
22. Екабпилс: Якобштадт.
23. Саласпилсский мемориальный ансамбль.

24. Рига имперская.
25. Рига Первой республики.
26. Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.

латвия-2012, рига, соварх

Previous post Next post
Up