Идеология - 13д: Справедливость - 5

Mar 25, 2021 02:00

Я несколько лет назад начинал раскрывать тему идеологии, в т.ч. написал четыре поста на тему справедливости. Надо бы вернуть тему.
Недавно я пообщался со сторонником уравниловки dhurley_7 (см. сохранённый диалог), и немного ещё в комментахdhurley_7: -- Разницу между "пользой" для общества от существования социальной роли "академика" и "пользой" от ( Read more... )

мысли, социализм

Leave a comment

Comments 100

vlkamov March 25 2021, 04:29:34 UTC
Следует для начала определиться, возможна ли всеобщая "справедливость" вообще. Не исключено, а скорее всего, что нет. Потому что есть такие гады...
Тогда задача сводится к составу подмножества/субобщества, члены которого согласны на справедливость внутри своего сообщества.
Тогда по всем остальным пунктам решение находится автоматически - кто не может подменить директора, тот не подходит, кто не согласен с долей/зарплатой - вышел вон и т.п.

Reply

dhurley_7 March 25 2021, 09:04:24 UTC
При совместной деятельности принцип "не согласен - не участвуешь" лежит в основе справедливости. Вася не согласен с зарплатой, которую платят за работу директором - Вася волен не работать директором. Коллектив не согласен платить Васе зарплату, которую тот считает справедливой за работу директора - не вопрос, коллектив отказывается от услуг конкретного Васи.

Кстати, этот же принцип определяет право на развод как основу крепких семейных отношений, или право на самоопределение наций как основу устойчивости многонационального государства.

Reply

vlkamov March 25 2021, 12:28:47 UTC
Так хорошо начиналось
> принцип "не согласен - не участвуешь" лежит в основе справедливости

а потом чушь:
> самоопределение наций как основу устойчивости многонационального государства.

Reply

dhurley_7 March 25 2021, 13:00:34 UTC
Не самоопределение, а право на самоопределение. Это важно.

Reply


dhurley_7 March 25 2021, 08:10:35 UTC
- Если мы поделили с товарищем какой-то объект, я не должен завидовать тому, что он получил.

- Сразу отмечу, что отсутствие зависти -- негодный критерий, поскольку зависть - это чувство, которое может возникать необоснованно. Мало ли кто кому в чём завидует... Лично я, например, хотел бы уметь играть на гитаре, петь и рисовать...

- Но завидуешь почему-то не умению, а тому, что получил умеющий. Ничего не смущает?

Reply

darkhon March 26 2021, 13:24:31 UTC
Смущает, разумеется.
Один раз вы изменили свои слова:
https://darkhon.livejournal.com/5399982.html?thread=28724398#t28724398
Сейчас же вы ненавязчиво так выкинули из моей фразы фрагмент "безотносительно гонорара" и заявляете, что-де я завидую именно гонорару, а не умению. Хотя у меня написано ровно обратное.
Я бы хотел уметь рисовать и проч. безотносительно гонораров -- далеко не все, кто это умеет, делает это за деньги.

Reply

dhurley_7 March 26 2021, 13:33:55 UTC
То есть тому, что получил умеющий не завидую. Но чтобы хоть чего-нито возразить приплетаю зависть к стройным ногам умелого землекопа.
Зачем?

Reply

darkhon March 26 2021, 13:57:02 UTC
Извините, но смысла в вашем вопросе не обнаружено.
Мой тезис: чувство зависти крайне субъективно, поэтому критерием быть не может.

Reply


dhurley_7 March 28 2021, 14:15:37 UTC
3. Оптимальность по Парето - такое состояние системы, при котором ни один показатель системы не может быть улучшен без ухудшения какого-либо другого показателя. Где тут "суммарное благосостояние общества достигает максимума"? Вполне может быть, что суммарный показатель увеличится, но какой-либо отдельный (несколько) уменьшится.

В каком-то кинофильме в качестве примера "справедливого дележа пиццы на 7 человек" пиццу делили на 8 равных частей (что несложно, в отличие от раздела на 7 равных частей) и одну часть выкинули. Вот такой дележ - неоптимален по Паретто. Суммарное благосостояние при таком подходе не является максимальным.

Reply

darkhon March 28 2021, 19:05:31 UTC
Переформулирую. Итак, ваш тезис: "распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы".
Как понимаю (сразу не учёл), имеется в виду текущая конечность ресурсов, а также рассматривается только благосостояние (хотя категория справедливости гораздо шире). ОК.

Берём такой случай: есть общество на миллиард человек, у 99999999 есть по одному рублю, а у одного -- сто тыщ триллионов рублей. Согласно вашему тезису, раскулачивать его нельзя: отдельный показатель его богачества уменьшится.
Вы -- сейчас дошло -- видимо, свою идею о "поменять работу с тем, чтобы з/п это компенсировала" отсюда именно взяли?
Дело в том, что оптимальность по Парето в принципе неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним в то же время наносит потери другим. Что нормально для социума, никуда не деться с учётом субъективности оценки пользы/вреда.

Reply

dhurley_7 March 28 2021, 20:07:42 UTC
Совсем короткая формулировка: невозможно улучшить состояния любого агента, не ухудшив состояния хотя бы одного другого агента.

Это требование налагается поверх двух других для того, чтобы не возникало ситуации с "выкидыванием лишней пиццы ради равенства".

Ситуация с одним миллионером и миллионом нищебродов сама по себе оптимальна по Паретто, но при этом несправедлива по критерию зависти.

Reply

darkhon March 30 2021, 14:54:43 UTC
Критерий зависти, как уже расписано, вообще не в тему. Мало ли кто, почему и кому завидует. Это мы сейчас отдельно обсуждаем, т.к. ваша модель имеет смысл лишь при допущении "каждый способен на любую работу, надо лишь обучить" -- и это вы, мягко говоря, не обосновали.
И, если основываться на отсутствии зависти, тогда Парето не при чём, добавлен "для научности".

Reply


dhurley_7 March 30 2021, 10:34:20 UTC
В качестве занимательного опыта предлагаю посетить страничку NY Times, которую Яндекс выдает по запросу "Divide Your Rent Fairly APRIL 28, 2014".
Там находится пример реализации протокола Су для, так называемой, "задачи о совместном съеме квартиры" (подробности есть в вики).

На самом деле эта задача в несколько переформулированном виде эквивалентна задаче поиска справедливого вознаграждения за разные виды труда.

В качестве агентов можно, например, взять парочку "пианистов" и шестерых "говночистов". А делить они будут один "концертный зал" и семь "сортиров". Вместо денег представим, что речь идет о рабочих часах, которые предстоит провести на выбранном месте за фиксированную ЗП.
Оба пианиста могут играть, а могут чистить сортиры. Говночисты играть не умеют, их цель - минимизировать время проводимое за мытьем сортиров.

Reply

darkhon March 30 2021, 16:55:49 UTC
Это всё очень интересно кому-то, но -- уже написал -- относится к тактике, а меня интересует стратегия, образно говоря, а именно "из любого...".

Дело в том, что у вас почему-то считается справедливым "пианист моет сортир". Для меня (и не только) это крайне странно: в таком случае польза от пианистов для социума уменьшается, ибо говночисты, как ни крути, на пианино играть не умеют. Так что для социума выгоднее, чтобы пианисты пианистили, а говночисты занимались своими прямыми обязанностями.

Подумалось: я правильно понимаю, что вы исходите не из максимизации пользы для социума в целом, а из своего понимания справедливости распределения благ -- это первичнее, даже если тормозит развитие?

Reply

dhurley_7 March 30 2021, 21:13:56 UTC
"Из любого" - не принципиально. Принципиально - "Каждого можно заменить"

Сортир моет не пианист, а Вася, который умеет играть на пианино. Причем Вася получает за это на столько больше Пети, который тоже умеет играть на пианино, что его факт мытья не огорчает от слова совсем. Пианист же как играл так и играет.
Мы вернулись к тому с чего начали:вы не видите разницы между социальной ролью и личностью, ее исполняющей.

В понимаете неправильно. Я считаю, что несправедливость в распределении благ - один из факторов, не позволяющих максимизировать пользу для социума в целом, так как она порождает внутреннюю конкуренцию, сжирающую все доступные обществу ресурсы.

Reply

darkhon April 5 2021, 16:07:30 UTC
Вы - плохой телепат. Очень даже вижу.
Расхождение у нас в том, что вы считаете, что любого можно обучить играть на пианино на достаточный уровень. При этом чуть ли не мгновенно, т.к. иначе социум долгое время будет без необходимого "пианиста", который может быть очень важен.

У нас как-то заигрались уточняющие примеры.
1. Вы считаете, что любого нормального человека можно обучить на уровень, соответствующий академику естественных наук? Т.е. даже не просто доктора, но чтобы он мог основать свою школу, сделать гениальное открытие и т.д.?
2. Вы считаете, что любого можно обучить на дегустатора, чтобы он на вкус отличал тонкие оттенки вкуса -- скажем, вина одной марки и компании, но разных годов?

Reply



Leave a comment

Up