Оригинал взят у
olga_podolska в
О взрослом поведенииТравма - это всегда незавершенный процесс развития, ведущий к инфантильным реакциям. Чтобы его завершить, нужно где-то взять образцы нормальных, взрослых реакций с учетом своих собственных чувств; но как быть, если в семье все - травматики с инфантильными реакциями? Посмотреть же негде?
В
посте про травму sabacha очень удачно описала один из образов взрослых реакций, очень хочу с вами поделиться:
Взрослые могут выслушать друг друга, понять чувства другого. Например, когда обидел кто-то: в ситуации родитель-ребенок родитель будет жалеть и советовать, как лучше поступить, а ребенок жаловаться и чувствовать себя маленьким. В ситуации взрослый-взрослый обиженный просто расскажет о том, что с ним произошло и что он почувствовал, в тех словах и деталях, в каких сочтет нужным, а другой выслушает его, предоставив ему все свое внимание, и примет его чувства, "просто побудет рядом" что называется. Взрослому нужна именно такая реакция, а не жалость. Активное слушание, мне кажется, очень взрослая техника.
Когда близкие люди просто общаются, в чем цель общения? в том, чтобы почувствовать принятие, тебя принимают со всем, что в тебе сейчас есть, тебе не отказывают в праве чувствовать то, что ты чувствуешь. В общении близких людей есть информация о событиях, а есть информация о состоянии говорящего, его настроении, чувствах итп. В общении взрослый-взрослый каждый принимает чувства другого. В отличие от позиции родителя, в которой люди часто начинают объяснять, что вот это совсем не страшно, только трусливые боятся, соберись, тряпка, а вот в этом ничего веселого, чего ты радуешься, не понимаю... - это все не взрослые реакции.
Т.е. тут дело не в том, чтобы слушать с интересом, но не включаясь, а в том, чтобы принимать человека полностью, не игнорируя его эмоциональных состояний. Не жалеть, не заботиться - просто принимать.
Активное слушание - это выражение я почерпнула из книги Гиппенрейтер "Общаться с ребенком - Как?" - это вообще суперкнига, которая - неожиданно - как раз учит, как строить отношения взрослый-взрослый :) (по крайней мере, я оттуда вычитала именно это). Это как раз способ услышать чувства другого и дать понять, что ты их услышал.
(с)
sabacha От себя добавлю: этот самый Внутренний Взрослый в общих чертах формируется в ребенке годам к трем. Так что пусть вас не обманывает название "Общаться с ребенком": это как раз и есть способ воспитания в ребенке адекватного Внутреннего Взрослого. Его же, этот опыт, вестимо, можно применить и к другим взрослым.
Увы, по книжкам этому может научиться... эээ... ну, скажем так: изначально не сильно травмированная личность. Сама Гиппентрейтер была довольно сложным человеком, и, по непроверенным слухам, её отношения с дочерьми сильно оставляли желать лучшего. И это вовсе не говорит о том, что советы в книге плохи, ни в коем случае! Прочтите, они реально работающие, если удается их применить. Она изучала и обобщала реально работающий опыт, это и есть роль исследователя.
Проблема в другом: что для того, чтобы адекватно применить в своей жизни реально работающий чужой опыт, нужно быть самому достаточно цельным человеком. Без "дырок" и слепых пятен, которые создает травма... А если дырки достаточно велики, то без личной терапии - никак. Простите.