Социальная проблема дисграфии

May 01, 2014 00:10

Сегодня на лекции специальной и коррекционной педагогики (далее СиКП) мы говорили об обучении и воспитании детей с нарушениями речевого развития. И как-то так вышло, что мы именно говорили, а не писали. Так вот, педагог обмолвился, что по исследованиям трёхлетней давности в России 89% молодёжи имеют дисграфию в том или ином виде. Эта тема меня задела и я решила поискать информацию, верны ли цифры, приведённые педагогом СиКПа или нет, мы узнаем дальше.

Терминология.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психических функций, обеспечивающих процесс письма.

Дисграфия у детей - это, в большинстве случаев, частичное нарушение формирования письменной речи и полноценного использования письма.

Дисграфия у взрослых - расстройство навыка письма.

Причины.
В основе дисграфии может быть множество различных причин, но самые главные из них:
1. биологические (БП);
2. социально-психологические (СПП).

Думаю, биологические причины понятны всем, но всё же стоит объяснить для людей, далёких от анатомии и психологии. Итак, биологическими причинами дисграфии можно считать:
1. недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития человека;
2. патологии беременности;
3. травматизация плода;
4. асфиксия;
5. менингоэнцефалит;
6. тяжёлые соматические заболевания, истощающие нервную систему человека.

Что же касается социально-психологических причин, тут всё сложнее. Определить эти самые причины очень сложно ввиду различных типов темперамента, черт характера и т.д. На каждом сайте, где я искала хоть какую-то информацию о СПП везде указаны следующие причины:
1. недостаточность речевых контактов;
2. педагогическая запущенность (педагогу просто глубоко плевать на то, почему этот ученик не может писать правильно, кроме того, его периодически тиранят плохими оценками по предметам и сулят не самое приятное будущее);
3. синдром госпитализма (совокупность психических и соматических расстройств, вызванных длительным пребыванием человека в больничном стационаре далеко от близких и знакомых людей).

Критерии диагностики.
Писать с ошибками - не значит страдать от дисграфии. У этого недуга есть свои критерии диагностики. Итак, основными критериями психологи называют:
1. пропуски и перестановка букв, слогов, слов;
2. замена и смешение букв фонетически близких звуков;
3. смешение букв, схожих в написании;
4. нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении;
5. аграмматизм в письме (иными словами, это нарушение, которое характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи).

Формы.
1. артикулярно-акустическая (ребёнок пишет так, как сам произносит);
2. акустическая (неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "лубит", "писмо" и т.д. и замена букв на близкие звуки: Б-П, В-Ф, С-Ш, Ч-Щ и т.д.);
3. на почве нарушения языкового анализа и синтеза (слитное написание предлогов, раздельное написание приставок, написание лишних букв в слове, недописывание слов, повторное написание букв или слогов, слияние двух и более слов в одно, пропуски букв или слогов);
4. аграмматическая (вопреки правилам грамматики: "красивый сумка", "хорошая папа" и т.д.);
5. оптическая (недописывание элементов букв: Л вместо М, Х вместо Ж и т.д., добавление лишних элементов в буквах, зеркальное написание букв, недописывание элементов букв).

С научной частью покончено. Что касается цифр, их мне так и не удалось найти. Интернет пестрит смежными статьями о дисграфии и дислексии, статистики как таковой нет в целом, и лишь некоторые отдельно взятые ОУ сообщают о результатах проверки. Так, в одной школе выявлено 53% детей, страдающих от дисграфии и в разных регионах эта цифра устойчивая, хотя кое-где всё же есть 37%, что радует.

Также, я наткнулась на различные статьи и крикливые очерки о "путинском режиме", "путинской лжи" и прочей псевдополитической ерунде.

Да, не буду отрицать, что на данный момент ситуация сложная. По президентскому проекту, который уже применяется на практике, ситуация складывается не самая положительная. Так, по всей стране начали закрывать малокомплектные детские дома, раскидывая ни в чём неповинных детей в большие детские дома. Если раньше в каждом детском доме и доме ребёнка оставалось 5-10 свободных мест "на всякий пожарный" случай, то теперь все детские дома, если директорам дороги их места и не плевать на судьбы детей, обязаны быть укомплектованы под самую крышу без единого свободного места. Так, в Свердловской области на грани закрытия и расформирования детский дом, в котором всего 104 ребёнка вместо положенных 110. И вся вина за "неукомплектованность" и "несоблюдение закона" ложится в первую очередь на самих директоров и социальных работников.

Кстати сказать, по этому же президентскому проекту для всего нашего большого мира в России нет проблем с детьми-сиротами и детьми-коррекционщиками. По бумагам их не существует. Но их больше 2,5 миллионов. Если взять в расчёт то, что на территории РФ проживает почти 144 миллиона постоянных жителей, то эти 2,5 миллиона вовсе и не заметны.

К тому же, кроме реформы детских домов по всей стране сокращаются ставки логопедов, закрываются логопедические центры и коррекционные школы. В нашем городе до коррекционной школы ещё не дошли, но из всех детских садов выгнали логопедов. О какой правильной письменной и устной речи мы можем говорить, если мы на корню рубим все попытки вылезти из своих ошибок? Дисграфия в России только прогрессирует с каждым годом и с каждым новым выпуском "золотой молодёжи" под давлением ЕГЭ, которое загребает в общий тугой хвост всех детей. Теперь, когда закрывают коррекционные и специальные школы, детей с отклонениями отправляют учиться вместе со сверстниками в общеобразовательные школы. В итоге, эти дети не в состоянии освоить и без того сложную школьную программу, мешают учителям и одноклассникам. Не справившись с программой, их из года в год перекидывают из класса в класс. А что дальше, спросите вы? А дальше закон подразумевает следующее: по достижении 15 лет, если учащийся не может освоить программу общеобразовательной школы, его просто выгоняют из школы со справкой. Никаких поблажек. Никаких льгот. Даже пенсию они не получают, если нет инвалидности. А дальше мы получаем целую толпу безработных, что приведёт к сильнейшему кризису.

Дисграфия это страшно. Когда наше правительство наконец поймёт свои ошибки, уже будет поздно. 

Наука, Учёбка, Интересно!, Осмысленности

Previous post Next post
Up