Feb 22, 2017 12:41
Бесплатный вход в Исакий - это круто, конечно. Но к нему будет прилагаться обязательная длинная юбка и платок, разве нет? Два часа - а именно столько уходит на нормальный и тщательный осмотр собора-музея - в платке на башке никто не ходил? Просьба не кивать на самих служителей культа, они сознательно на это подписывались и отнюдь не все. Я вообще не сильно люблю головные уборы, а особенно платки -- мне в них жарко, они загораживают мне обзор, съезжают (а если завязать потуже - душат), наконец, я выгляжу в них Маней с трудоднями. Но меня приучили уважать правила того места, куда я прихожу. И если я посещаю храм, я надеваю платок, как бы неудобно мне ни было. В конце концов, я могу потерпеть двадцать минут. В монастыри я всё же стала надевать шляпку и выпускать наружу хвостик - пока никто не вякнул (попробовал бы). Но почему-то только в РПЦ процветает юбко-платочный дресс-код. Православная церковь Болгарии, Сербии, Черногории или же Кипра лояльна к посетителям обоих полов: просят только не обнажать плечи и колени. Можете быть в брюках. Можете быть без головного убора. Посещение католических и протестантских храмов даже в нашей стране оставило самые позитивные впечатления относительно приветливости и комфорта, а по территориям балканских монастырей можно было угуляться в своё удовольствие. У нас чаще наоборот: туда нельзя, батюшка не благославил. Даже фотография - и та с благословения батюшки. Конечно, не везде так, но неприятно узнать, что твоё присутствие тут не приветствуется, потому что у тебя ежемесячные дамские трудности. Да, об этом можно никому не говорить, но ощущать нежелательность своего появления тоже нездорово. Так вот: когда я прихожу в музей, я хочу думать об экспонатах, а не о платке, юбке и благословении. Меня хотят лишить права посещать музей в тот день, когда мне это удобно, и в том виде, какой я считаю подходящим.
Я ещё успела застать Казанский собор в виде музея. Можно было медитативно рассматривать иконостас, не парясь во всех смыслах. Сейчас внутри цирк с конями: шумно и не протолкнуться. В Исаакиевском будет ровно то же самое - что-либо рассмотреть не представится возможным. А если в соборе служба, то от посещения вовсе придётся отказаться. Так во Владимире мне не суждено было попасть в Успенский собор, который работает именно в том режиме, который предполагается и для Исаакиевского. И вот представьте - у человека выделено на собор часа два в графике. Может быть, он больше никогда не попадёт в этот город, а в собор так точно пришёл в последний раз, потому как уткнулся в толпу прихожан и не может сделать даже шаг за порог.
А как славно было на концертах в Смольном соборе! Перед началом можно было посмотреть и музейную экспозицию, и временный вернисаж, и вообще проникаться красотой во всех смыслах. А что там теперь? Ничего, даже орган демонтировали. Там, судя по отзывам, вообще пусто. Зато храм вернули церкви, о да.
Я была в Тихвинском храме, ну, том самом, Успенском, с иконой, водила маму и рассказывала ей про сюжеты фресок. Служки смотрели на нас квадратными глазами - мы не полезли целовать икону ни сразу, ни потом. И потому, очевидно, ждали от нас каких-то неприятностей. Я не люблю, когда на меня так смотрят, и не хотела бы, чтобы в моём родном городе на меня так смотрели.
Больше всего мне понравилось в Толгском монастыре, но только потому, что в силу связей одна из сестёр обители проводила нам персональную экскурсию и сама показывала церкви и "ту самую икону" как объекты культурного интереса. Но много ли вы знаете таких матушек, понимающих, что за сокровище представляет собой храм не только для верующих, но и для всех окружающих? Поймите, Исаакий нужен всем, как всем нужен наш дацан или соборная мечеть или хоральная синагога. Потому что искусство должно принадлежать народу. Мысль не нова, но актуальной быть не перестаёт.
Невольно возникают аналогии: если раньше Исакий был как концертный зал - купил билет и проходи на этом основании, то теперь будет пафосный клуб - вроде как денег не берут, но не всех пустят.
наше всё,
размышлизмы,
Петербург,
Питер