В 7:30, как договорился с Антоном, я уже был у них в гостинице. Но они не очень-то торопились, так как между Антоном и Жандосом начались разногласия. Пока они там пререкались, я позавтракал и повторял мантру. Потом они всё-таки решили, что Антон поедет, а Жандос останется. Воспользовавшись халявным завтраком, я больше пил молока, ел сыр с маслом и сладости.
Потом приехал Лукас (Lucas), с которым мы должны были ехать в Arapoti, штата Парана. Это 420 км в одну сторону и больше 5,5 часов в пути. По идее договорённость с Антоном у меня уже была ещё до его прилёта в Бразилию. Договорились, что я буду сопровождать его на сельскохозяйственной выставке, а потом покажу Сао Пауло или окрестности. Но потом они наняли Екатерину Литовченко, чтобы та сопровождала на выставке. Но она даже им не предоставила возможность связаться со мной. Поэтому Антон смог мне позвонить только когда пришёл в гостиницу и воспользовался Wi-Fi. (Я понимаю, что Екатерине хочется заработать больше денег и не завидую этому, но поступать так, что от этого мучается выгуливаемый - это, мягко говоря, неправильно.) В нужный момент Екатерина с ними не могла поехать в этот город, так как у неё заболела дочка. Других вариантов им тоже не предоставила. Поэтому ночью со мной связался Антон и попросил меня поехать. Я согласился, так как мне нравятся неожиданность и путешествия.
Ночью я спал мало, поэтому, когда мы выехали из Сао Пауло, и я убедился, что моя помощь как переводчика не нужна, немного поспал. Больше спать было невозможно. Хотя это и был взятый в прокат Мерседес (по словам Лукаса за 250 реалов в сутки), кондиционер в нём не очень-то и охлаждал. А с открытым окном было ещё жарче. Всё, на что им хватило словарного запаса, они обсудили. Увидев, что я проснулся, пошутили, что меня уже уволили как переводчика. Но тем не менее была нужна моя помощь как Антону, чтобы сказать, как это по-английски, так и Лукасу. То есть я был одновременно переводчиком как с португальского, так и с английского, то уча Антона португальскому, то Лукаса - русскому. Я извинился, что мой английский не настолько хорош. Поэтому лучше мне переводить с русского языка на португальский. Бесполезные разговоры о жизни каждого порядком надоели, и Антон уже тоже устал. Поэтому заснул на заднем сидении, а я отдыхал от бесконечных разговоров.
Лукас отошёл немного в сторону от семейного бизнеса. Его семья занималась тем, что выращивала кукурузу и сою на имеющихся у них полтора гектара земли. Лукас учился в Европе и 2 года жил в Германии, чтобы научиться сельскому хозяйству. Там он завязал нужные контакты, которые позволили привозить и продавать в Бразилии сельскохозяйственную технику. Из-за санкций, которые ввела Европа против России, стало невозможным привозить эту технику на территорию Казахстана. Поэтому Антон ехал чтобы посмотреть, как она работает в деле и потом заказать поставки через Китай. Также обменивался опытом, каким образом лучше производить корма для животных и узнавал инновации в Бразилии. По пути, когда мы останавливались на автозаправке, мне предложили что-то купить и выпить от жажды. Там было необычно, что продавалась розовая гуарана со вкусом малины. (Оригинальная гуарана светло-коричневого цвета и по вкусу немного напоминает советский лимонад.) Я попросил купить. Это, вероятно, малина для тех, кто не знает её вкуса; мне это больше напомнило вкус тутти-фрутти.
На предприятие мы приехали без опоздания. Нам дали каски и беруши, чтобы соблюдать технику безопасности. Наученный вчерашним уроком в эту поездку я взял штаны и туфли. Лукас отметил, что это правильно; в шортах и шлёпанцах, в которых я ехал, меня бы не впустили.
Так я в первый раз оказался на территории кормового завода. Мы прошли все этапы, начиная с компьютерного управления, где рассчитывается количество различных зерновых и пищевых добавок, также и с элеватора, куда приводится зерно до выхода готовой продукции. Такой завод "под ключ" стоит несколько миллионов долларов. Во время экскурсии назывались различные цифры о производительности, о температуре, о количестве обслуживающего персонала и прочие. Всё это я переводил и можно услышать на видео, которое снимал по просьбе Антона. Для меня это было больше развлечением, чем работой. Просто любопытно, чем вникать в детали данного производства. Интересно, что несмотря на такое большое количество зерна, на территории очень мало птиц. Оказалось, что существует организация, которая специально вылавливает этих птиц, чтобы они не мешали. Куда она потом их выпускает - это неизвестно даже самим рабочим.
Возвращаясь в Сао Пауло.
В Сао Пауло мы вернулись, когда уже стемнело. Как и была договорённость, за этот день труда мне заплатили 100 долларов. Жандос принёс 100 долларов старого образца, такие, какими со мной расплатилась и Алла. Я попросил расплатиться со мной реалами, но у них их не было, так как везде они расплачивались карточкой. Потом Антон ушёл отдыхать, а мы с Жандосом сходили в один из крутых ресторанов, который порекомендовала Екатерина, в Fogo de Chão. Там еда стоит: 83 реалов за самообслуживание "шведский стол", названное в нём как mesas de saladas - столы с салатами; на каждое дополнительное блюдо цены варируются от 96 до 115 реалов, где может подаваться рыба или мясо разного приготовления; если будут приносить стейки на вертелах, то 255 реалов. В принципе, из того, что выбирается на "шведском столе", вполне возможно наесться. Выбор очень большой фруктов, сыров тушёных и свежих овощей и сладостей. Поэтому, когда Жандос ждал заказанную треску, он наелся, но заказ было невозможно отменить. Поэтому всё-таки съел рыбу. После этого он сказал о том, что быть вегетарианцами не так сложно, так как существует большое разнообразие еды.
В гостиницу вернулись пешком, чтобы не разлениться после обжорства. Ресторан работал до полуночи, в гостиницу мы не торопились, а потом я ещё немного посидел в Интернете. Поэтому вернулся домой к Петру в пол-третьего ночи. На следующий день, в соответствии с планами Екатерины, у ребят была запланирована поездка в Сантос. Я посоветовал съездить в Перуибе, так как в нём природа красивей. Договорились, что утром определимся, куда поедем.
07/10 я спал ночью только два часа. Потом проснулся без будильника, помылся и приехал на автобусе к Дашке. Там я забрал два своих ведра: одно из-под водоэмульсионной краски, другое - из-под хлопкового масла, чтобы отвезти их в Перуибе. Взамен оставил другое ведро от хлопкового масла, которое нашёл раньше. Дашка попросила, что если я найду, приносить ей. Из дома Дашки до гостиницы дошёл пешком, что было быстрее, чем идти на автобусную остановку и ждать автобус.
Ребята ещё не спустились, поэтому я оставил ведра в камере хранения гостиницы и позвонил ребятам. Они сказали, что я могу позавтракать. В этот раз я выбрал соевое и рисовое молоко. Соевое вкусное, а рисовое по вкусу напоминает безвкусный рис. Потом он выслали мне контакт водителя, который должен был везти их в Сантос. Его звали Вембелл (Wembell); необычное имя для Бразилии, но потом выяснилось, что в роддоме ошиблись, когда записывали в свидетельстве о рождении, родители хотели назвать Вендел (Wendel). Я списался с водителем, оказалось, что тот ещё не проснулся. Я предложил ребятам съездить в Перуибе, так как там красивее пляжи. Антон хотел ехать в Сантос, потому что такая была договорённость с водителем и с Екатериной, Жандос хотел ехать в Перуибе, но его смущало, что нужно будет переплатить водителю.
На скриншотах я показал стоимость Блаблакара и Убера до Сантоса и до Перуибе. Если ехать на Блаблакаре (поездка на трёх человек в одну сторону), то до Сантоса стоит 72 реала (14$), а до Перуибе - 111 реалов (22$). Если ехать на Убере (поездка на трёх человек в одну сторону), то до Сантоса стоит 190,24 реалов (38$), а до Перуибе - 317,39 реалов (63$). Всё-таки это дешевле, чем цена предложенная Екатериной - 200 долларов. Но они решили ехать в Сантос. По договорённости с Екатериной, шофёр должен был просто привезти в Сантос и оставить погулять самостоятельно, а потом забрать и отвезти в аэропорт. Тогда я договорился, что меня попутно довезут до Петра, в квартире у которого я оставлю вещи. Также договорился, что шофёр будет нас возить по Сантосу. Вембелл обещал приехать к 9 утра, с учётом автомобильных пробок. Но приехал к 09:30. Оказалось, что это такси с выключенным счётчиком.
В качестве "отсутствия необходимости" я не хотел с ребятами ехать в Сантос, так как планировал в Перуибе. Меня уговорили ехать с ними; мобильного Интернета у них нет, а шофёр не понимает по-английски. Так возникло бы непонимание, поэтому в качестве переводчика пришлось поехать. В дальнейшем я сообразил, что это мне на пользу. Жандос хотел расплатиться с шофёром в долларах, которые у него были старого образца. Поэтому я предложил, что те 100 долларов, которые мне дала Алла, он отдаст шофёру, а потом мне снимет в банкомате реалы.
После того, как я оставил вещи у Петра, мы поехали в сторону Сантоса. По пути я немножко скорректировал наш маршрут, чтобы шофёр провёз ребят по самому богатому району Сао Пауло - Жардинс. Обычно общающиеся в чате Телеграма рассказывают о грязи и нищете, поэтому у всех складывается впечатление о бомжовости города. Мне хотелось разрушить это впечатление и показать другую сторону Сао Пауло. Поэтому мы сначала проехали по улице Оскар Фрейре, где очень шикарные магазины, а потом в частном секторе, где очень большие и шикарные дома. Когда мы покидали город, показал и фавелы. Так что те, кто утверждает, что в городе только всё нище или богато - не имеют целостного восприятия. В дальнейшем я снова скорректировал маршрут, предложив Вембеллу поехать по трассе Аншиета, где открывается красивый вид на побережье. Но нам не повезло, был туман. Поэтому создавалось впечатление, что после обочины дороги совершенно нет ничего.
Потом Вембелл спросил куда нас привезти, ребята оставили выбор за ним. Он привёз в центр города, но не знал где оставить. Так как ездил по навигатору, о достопримечательностях только слышал, не представляя, где те находятся. Антон сказал, что читал о старом трамвае, на котором ездит экскурсия. Я же слышал, что этот трамвай отправляется от музея кофе, поэтому попросил довезти туда. По пути мы встретили трамвай и, воспользовавшись тем, что он стоял на красном свете светофора, я спросил у машиниста, откуда тот отправляется и в какое время. Он сказал, что трамвай ездит раз в 40 минут и отправляется от музея Пеле. Поэтому Вембелл высадил нас около музея. Хотя мы приехали в 11:43, билеты на трамвай в 12:20 уже были распроданы. Договорились, что шофёр предоставлен сам себе и, когда будет нужно, я ему позвоню.
После покупки билетов, ребята выбрали кофе которые хотят купить в подарок. В этом музее, который сделан в бывшем железнодорожном вокзале Сантоса, продают только арабика. Но каждый сорт кофе, в зависимости от прожарки и от места выращивания, обладает своим ароматом. Ребята перенюхали все сорта и остановили свой выбор на кофе Esmeralda. Стоимость 250 г - 20 реалов, 500 г - 30 реалов. Могут продать в зёрнах или сразу перемолоть и насыпать в пакет. Я хотел, чтобы мне купили ручную кофемолку для измельчения специй, но это дорогое удовольствие. Кофемолка стоила 130 реалов. Хотя ребята были готовы заплатить, я отказался. Понятно, что кофе выращивают на плантации и собирают урожай сами, но китайская кофемолка, только выгруженная из контейнера, никакого труда продавцу она не несёт. Потом ребята прогулялись по музею Пеле, посещение которого в любой день бесплатное, а я зарядил телефон для съёмок видео. (Кстати, в субботу в Сантосе все музеи бесплатные.)
К отправляющемуся трамваю нужно было подойти за 10-15 до отправления. Большинство народу восхищалось самим фактом путешествия, чем делать фотографии и снимать видео по пути следования. Поэтому мне удалось занять вполне неплохое место. Но так как в трамвае невозможно было ходить, картина получилась неполноценной. По пути трамвай останавливался около старых зданий, и диктор рассказывал их историю. Стало понятно, почему памятник Монсеньору Андраде сделан с мобильником в руке. По словам диктора, он - первооткрыватель лития. Также и сам Сантос был построен в 16 веке.
Когда приехали на конечную остановку, задал вопросы машинисту. Трамвай был сделан в 1911 году в США. Его маршрут специально был проложен среди достопримечательностей. Обычно маршрут занимает 40-45 минут, но из-за прокладки скоростного трамвая - VLT - туристический маршрут сократили. Весь путь в течение 20 минут стоит 7 реалов.
Святилище Святого Антонио до Валонго.
На улице Сантоса.
После этой поездки мы позвали Вембелла, чтобы он отвёз нас на пляж. Так как в Сантосе находится большой порт, пляжи очень грязные поэтому мы поехали в Гуаружу. Но шофёр неправильно вбил местоположение в навигаторе, поэтому, полчаса проехав по Сантосу, мы вернулись к месту отправления трамвайчика. Первое это обнаружил Жандос, который попросил меня сделать замечание Вембеллу. Как оказалось, тот города не знает и ездит только по навигатору. Я же знал город, но не предполагал, как можно попасть на машине. Потому что в некоторых случаях одностороннее движение. После многочисленных плутаний, мы приехали к очереди на паром. Машин было много, но и наполняемость двух паромов была большая, поэтому через 20 минут пришёл наш черёд въехать.
До отправления парома мы немножко походили по набережной. Ребятам было интересно сфотографировать и снять видео. Антон убежал в другую часть набережной, поэтому, когда наша машина заехала на паром, он потерял её из виду. Мы видели, как он бегал и искал машину, но не показывали вида. Смеялись из-за перепуганного лица Антона. Он не хотел терять возможности переправиться на другой берег, но и не знал, куда без нас продолжать путь. Когда он всё-таки нас нашёл, то рассказал, что не на шутку испугался. Думал, что будет стоять перед съездом и осматривать все проезжающие машины. Стоимость проезда из Сантоса в Гуаружу - бесплатно, обратно - 12,30 реалов за легковую машину и 6,20 реалов за мотоцикл. Причем все они заезжают с разных сторон, не мешая никому. Оплата идёт за транспорт, пассажиры не платят.
Когда мы плыли, погода испортилась. Начался моросящий дождик. В принципе, он не мешал, но красивый вид испортил. Шофёр проехал по набережной и оставил нас в самом начале пляжей. Куда идти? - это было неважно; ребята просто хотели прогуляться и помочить ноги в океане. Антон искал ракушки, но не нашёл ни одной целой. Спрашивал меня: можно ли перевозить их через границу, о запретах я не слышал, поэтому разрешил. Но много погулять не удалось, с двухчасовым опозданием начался ливень. Поэтому полностью вымокшие, мы побежали искать ресторан. Ясное дело, чем ближе к пляжам, тем дороже еда. Поэтому мы пошли на третью параллельную улицу, там ресторан "Rei do trigo", в котором можно было купить еду, как на развес, так и готовые порции, также там былa и выпечка. Стоимость относительно небольшая - 85 реалов за килограмм, все вместе мы наели на 234 реала. Ливень перешёл в грозу; сверкали молнии и грохотал гром. Поэтому вызвали шофёра ко входу в ресторан.