Приветствую!
Click to view
Прошлую часть я посвятил изложению того неочевидного факта, что, для того, чтобы чему-то научиться, обучаемые должны присутствовать на занятиях. Кто бы мог подумать.
Сегодня поговорим про то, в каком состоянии обучаемые присутствуют на занятии. Дело в том, что, знаете, есть такая фигня, уставший человек плохо учится. Особенно если учиться надо сложным моторным или интеллектуальным навыкам.
1. Если боец Х ночь провел в наряде и не спал - днем от него на занятии толку мало. Он на занятии присутствует, но все равно, что нет. А не присутствующий на занятии обучаемый - смотрите выше - не учится!
Поэтому, если вам нужно научить людей в сжатые сроки, вы должны добиться, чтобы обучаемые нормально отдыхали.
Тут, конечно, некоторые товарищи могут выкатить глаза, рвануть ворот и прохрипеть: "Будут ходить в наряды как все!". Ну, тут зависит от того, что вам нужно. Если продемонстрировать свою несгибаемую воинственность залетному шпаку - тогда да, конечно. Только мне как-то казалось, что воинственность не тот предмет, что стоит гражданским демонстрировать. А вот если надо, повторюсь, научить людей в сжатые сроки - извольте обеспечить отдых. Или они не научатся и поедут на войну необученными. А виноват в этом будет не президент США, не Ленин, не Горбачев, не Ельцин, даже не Сердюков, а персонально вы, который не смог организовать обучение так, чтобы максимально эффективно использовать выделенное на него время.
2. Идем далее. Помимо отдыха, нужно исключить излишнее утомление обучаемых перед занятиями. Потому что - смотрите выше - усталые люди плохо осваивают сложные моторные и интеллектуальные навыки. Поэтому, например, идея нагрузить на АГСников их гранатометы вместе с улитками и отправить пешком до стрельбища за 12 километров, внезапно, хреновая. К тому моменту, когда они дойдут до стрельбища, они будут в таком состоянии, что собственно стрельба будет в одно ухо влетать, в другое вылетать.
Подрыв основ, да? А как же традиции, "чем бы солдат не занимался, лишь бы задолбался", личный опыт срочной службы, скрепы, ценности, евразийство и особый путь?
Тут тоже, как и в предыдущем пункте - смотрите на то, что вы хотите получить. Если вам надо два года задалбывать девятнадцатилетнего балбеса чем угодно чтобы только не убился, а потом отправить его в запас - можете делать как раньше. Он даже чему-то научится, когда физуху подтянет - и то, замечу, сначала поднять физическую подготовку, параллельно учить в простых условиях, а потом давать работу на фоне утомления ,приведет к тому же результату но быстрее и без ненужного надрыва.
А если у вас, скажем, две недели - это просто бессмысленно. Вы не получите бойца, обученного стрелять из АГС на фоне утомления, вы получите бойца, кое-как приучившегося таскать АГС, но так и не умеющего из него стрелять. Если это было вашей целью... то, позвольте вас спросить, зачем вашей целью было запороть боевую подготовку?
То же самое относится к занятиям по физической подготовке. Физическая подготовка - дело нужное и важное (с оговорками, о которых мы поговорим позднее), но необходимо составить расписание так, чтобы обучаемые после занятий по ФИЗО успевали восстановиться достаточно, чтобы эффективно усваивать материал на прочих занятиях.
3. Далее. Но на полигоне-то! Давайте навесим на бойца бронежилет, каску, побольше всего, и погоняем их так, чтобы ух! Давайте. Но сначала - сначала - обучаемые должны освоить те же навыки в простых условиях. Если обучаемый стрельбе под весом снаряжения ничего не соображает, пот ему заливает глаза, ноги трясутся, он всем за все цепляется и т.д. - вы не учите его стрелять. Сначала научите его стрелять без лишних отвлекающих факторов, потом давайте нагрузку. "От простого к сложному", это даже в военных книжках пишут.
А Суворов? - возразит тот же виртуальный оппонент - "Тяжело в учении, легко в бою?". Не надо за Суворова прятаться. Целью обучения является, как ни странно, не делание обучаемому максимально тяжело, а выработку у него знаний, умений и навыков, поэтому тяжело ему должно быть не максимально, а в той степени, которая обеспечивает наиболее эффективную этих знаний, умений и навыков передачу. Контролировать эту степень - обязанность инструктора, если он вместо этого руководствуется принципом: "меня гоняли - я гонял" - он хреновый инструктор.
4. Вы ничего не понимаете, может сказать кто-то. Это особая, армейская педагогика, целью которой является воспитание устойчивости к стрессу через его, стресса, создание. Как в кино про сержанта Хартмана. Шикарный отмаз, но нет.
Стрессоустойчивый, но ни хрена не умеющий боец обладает околонулевой ценностью на современном поле боя. При этом овладение воинской специальностью само по себе вполне воспитывает стрессоустойчивость и уверенность в своих силах.
Поэтому заниматься "выработкой стрессоустойчивости" можно только при наличии достаточно длительного периода обучения (кстати, если фильм про сержанта Хартмана смотреть глазами а не иным местом, там видно, что курс молодого бойца начинается с ФИЗО, строевой и создания мощного психического давления, но к более сложным навыкам, например, стрельбе, переходят когда бойцы пообтесались). Если же у вас считанные дни или даже недели - надо дать те навыки, которые можно, а дальше уж у кого на что храбрости хватит.
5. Самое время состроить скорбное хлебало и сказать что-нибудь пафосно-трагическое, например: "Родина в опасности... Сжатые сроки...". Короче, по другому никак - у всех фара во лбу, бензопила к заднице примотана, все задалбываются, никто не учится. Ну так если Родина в опасности - человек, организовывающий обучение, вдвойне должен организовывать это обучение максимально эффективным образом, так, чтобы, при всей нехватки времени, инструкторов, матбазы и т.п., трезво оценить обстановку и выпускать максимально подготовленных военнослужащих. Организовывать обучение, а не имитировать армейскость, и не заниматься wishful thinking-ом.
С уважением, Dargot.
P.S. Еще одна рекомендация. Практика показывает, что бойцы всегда хотят спать, а после обеда на занятиях в учебных классах их прямо рубит. Тут есть два пути, можно следить за обучаемыми, дергать засыпающих, подавать им разнообразные команды, задавать ироничные вопросы, и прочим образом тратить учебное время на демонстрацию того, какой вы лихой командир с тонким чувством юмора. Можно составить расписание так, чтобы морфееопасные занятия в классах были до обеда. Зависит от того, чего именно вы хотите достичь.