Про Лукьяненко и предвидение...

Jun 07, 2013 13:47



Видит Бог, я люблю писателей из ЖЖ. А к Лукьяненко так, вааааще,  питаю слабость, ибо земляк и родом из юности... Да вот беда! Старые прогнозы и вчерашние гороскопы я люблю не меньше! Это, между прочим, часть работы. Понять, как именно эволюционировали взгляды на инновации и тренды, это частенько та еще задача. Очевидного, друзья мои, там намного меньше чем вам кажется. И вот в процессе... Ну не мог я пройти мимо такого прекрасного! Платон, как известно, мне друг...

Взято вот тут. Ну а выводы о предидениях делайте сами. Если что, напоминаю,интервью случилось в канун нового 2001 года. Глаголит автор Ночного и Дневного "Дозоров".  Вот люблю его нежно, не как Олди,конечно, но люблю... Однако ж хладный глас рассудка шепчет в уши: "да..., не Артур Кларк, сей фантаст одаренный...".

ЛИТЕРАТУРА БУДУЩЕГО
Новогодние праздники -- время прогнозов. Политических и экономических в основном. А люди меж тем иногда еще книжки читают... И не оставляют этого занятия, несмотря на кино, телевидение, аудио, видео, Интернет. Что они будут читать в XXI веке? И будут ли вообще читать?
-- Читать будут, -- уверен Сергей Лукьяненко, без преувеличения культовый писатель, славу которому принесли книги, написанные в жанре «киберпанк с человеческим лицом».
-- А сохранится ли как жанр реализм или сменится иными жанрами типа фантастического киберпанка, который описывает приключения, происходящие в виртуальной реальности? Недаром он столь популярен сегодня.
-- Самое интересное в том, что фантастика и реализм -- близнецы-братья! И нет здесь никакого противоречия. В сущности, в литературе вообще существуют всего два приема -- либо необычная личность действует в обычных для своего времени обстоятельствах и с ними борется, как Штирлиц к примеру; либо обычный человек вдруг оказывается в фантастических обстоятельствах. Получается либо реализм, либо фантастика. И они тем ближе друг к другу, чем ярче произведение. Вот «Собачье сердце» или книги Пелевина формально фантастика, а в действительности все про нашу жизнь.
Любая литература, если это, конечно, не раздутый до книги простой репортаж, в большой степени фантастична. Согласись, во всем, что интересно читать, по крайней мере сюжет в какой-то степени фантастичен.
-- Но некоторые жанры пропадают. Например, исчезла куда-то научно-техническая фантастика, осталась одна социальная.
-- И это закономерно! Дело в том, что научная фантастика -- это в большой степени популяризация. Легко и увлекательно было популяризировать изобретение паровоза и самолета. Всем было понятно, как это здорово -- передвигаться со скоростью сорок миль в час или летать. А современные научные достижения, как правило, могут быстро и по достоинству оценить несколько сотен или даже десятков человек в мире. Когда же эти достижения становятся уже куском школьной программы, нет смысла их популяризировать, они становятся частью обычнейших бытовых обстоятельств, которые и перемалывает необычный герой литературы реализма.
-- Кстати, по поводу необычных героев... Мне кажется, из литературы уходит супермен.
-- Да, верное замечание. Сверхчеловек был нужен авторам для того, чтобы оправдать хеппи-энд. «Крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты» вот-вот уже слопают прекрасную героиню, но герой в этот момент «из широких штанин» достает нечто сверхмощное, чем он в совершенстве владеет...
Кроме того, сверхчеловек -- это был социальный заказ. Читателю хочется быть сильным, смелым и умным, вот он и ставит себя на место героя. Но теперь маятник качнулся в другую сторону -- пошла реакция отторжения, ведь на самом-то деле читателю ясно, что он не Джеймс Бонд или Александр Турецкий. И появляется спрос на нормальных героев, понятных по крайней мере читающей публике.
Если по оси X годы появления персонажей, а по оси Y их антропометрические данные, объем бицепсов например, то график будет волнистым, как синусоида, -- литература меняет героев с определенной периодичностью. И на отметке 2001 год Шварценеггер начинает сдуваться. Американская писательница Лоис Буджолд сделала своим главным героем горбатого карлика.
Так что, думаю, до 2008 года место стрелка-каратиста займет какой-нибудь скромный инженер или архитектор, лысенький, малого роста. Он будет сооружать в Санкт-Петербурге новую телебашню, втрое выше московской, и попадать на высоте полтора километра в экстремальные ситуации из-за происков олигархов масс-медиа.
-- А не сменится ли обычная литература интернетовской?
-- Действительно, Интернет дал возможность откровенным графоманам обходить стилистический и сюжетный редакционный контроль. Но тем не менее есть у компьютерной литературы одно большое достоинство -- она может быть интерактивной. Я и сам балуюсь такой литературкой. Была одна проба пера, то есть «мышки» -- совместное творчество писателя и читателей. Я тогда выдал в Сеть первую главу и стал ждать откликов от своих фанов. Они прислали мне три варианта сюжета. Один мне не понравился, а два я довел до конца. Главный герой там женщина, и в одном случае она оказывается реальным человеком, а в другом вдруг понимает, что она всего лишь компьютерная программа.
-- Прочту обязательно! Но о последствиях подобных экспериментов ты думал? Мне кажется, что если твой опыт подхватят, то опубликованные в Сети книги превратятся как бы в блок-схемы, эдакие раскидистые деревья из несовместимых сюжетных вариантов. Читать невозможно.
Но зато, может быть, мы с тобой и в соавторстве что-нибудь набросаем, ведь один ты все предложения сотен читателей все равно обработать не сможешь. Придется нанимать литературных негров. А читатель сам на принтере выведет себе ту книгу и тот сюжет, который ему понравится.
-- Вот еще пример совместного творчества автора и его читателя. Одному моему читателю-художнику не понравилось оформление, в котором вышел мой «Лабиринт отражений». И он сам разработал шрифт, сделал иллюстрации, распечатал и переплел. Мне, кстати, его оформление понравилось даже больше, чем «базовое».
Но на всю эту затею с хорошей бумагой и переплетом у него ушло долларов семь -- дороговато для обычной книги. Да и времени он потратил немало. Поэтому такие домашние компьютерные поделки никогда не составят конкуренции массовой полиграфии: поточное производство неоспоримо дешевле. Ни о каком прямом бизнесе издатель-читатель без посредничества издателей говорить, конечно, не стоит.
-- Но бумажные-то носители вымирают! Скачал на диск новую книгу, вставил в упрощенный вариант ноутбука и читай себе, как книгу, в метро или дома.
-- Да, какой-то сегмент рынка уйдет к электронным носителям, но ведь не всем нравится читать с экрана. Кроме того, хорошо подобранная библиотека -- это гордость хозяина, пусть даже как часть интерьера... Говорят, что книга в ее нынешнем виде -- переплетенная стопка листов, а не свиток -- изобретена еще Юлием Цезарем. И если это изобретение выдержало проверку временем, то оно оптимально с дизайнерской, инженерной точек зрения.
-- Но ведь мир-то меняется.
-- Он развивается чисто технически. И самые удачные из решений остаются неизменными на века, как стол, например, или покрой джинсов. Сменяют друг друга в основном литературные стили.
Сейчас, например, очень модное направление -- историческая фантастика, точнее виртуальная история. Берется какое-нибудь судьбоносное историческое событие, Вторая мировая война или жизнь и смерть Иисуса, и переписывается по принципу, «а что было бы, если бы...» Таких опытов масса. Есть серьезные версии, есть игра в парадоксы, как у Брэдбери с его бабочкой. Это тоже результат социального спроса: человечество постоянно переосмысливает свои догмы, а следовательно и историю.
-- Я знаю одного философа, который считает, что история -- самая вариабельная, самая виртуальная из всех наук.
-- Возможно, он прав. В конце концов человечество, творя прошлое, творит свое будущее...
Кирилл КОЛИКОВ

прекрасное, чотаржу, Лукьяненко, футурология

Previous post Next post
Up