Про чувство текста...

Jun 06, 2013 00:27



Я даже не о писательстве и даже не о критике, я о чтении... Я с детства был вынужден убедиться, что множество людей книг не читает. Большая часть не читает ваааще, меньшая "можно сказать не читает", и какая-то не читает "в принципе", се ля ви... Никто не обещал, что все будут умными, богатыми, а у всех встреченных женщин будут большие си зовущие глаза с  поволокой... Беда не в этом, беда в том что среди читающих все тоже очень не ровно.

Не-не... Я не снобствую. Я вовсе не собираюсь заводить песТню про высокие и низкие жанры и учить всех окружающих, что Гомер это маст рид, Толстой - гений, а за последние 20 лет на русском писали тока каку. Не буду. Ибо сам ни разу так не считаю (это про каку), а всякий изданный текст делю скорее не по жанрам, а по категориям литература-макулатура. Последняя, к слову, тоже делиться на целое количество градаций и порой весьма полезна. Но Боже мой (!), что происходит в голове у человека который не в состоянии различить хороший и дерьмовый текст? Это ведь даже не музыка! Связно говорить умеют почти все, а те кто не, те и книг не читают ваааще и в принципе (помните, да?).  Сложно скажете? Ну дык и я не Шахнаме или Басё. Просто хороший текст не в архисложном художественном жанре. Да хотя бы и фентези, просто хорошо написанное.

Не верите? А как вам такое: "но где-то на 4-м томе примерно меня почти вырвало от искусственной перетяжелённости текста и замысла, и я это приятное чтение отложил до времён "когда вообще больше будет нечего читать..." . Знаете о чем человек говорит? О  "Песне льда и пламени" Дж. Р.Р. Мартина (да-да, который "Игра престолов"). То есть я так понимаю, что нечто превышающее линейностью незабвенного колобка, это сложно до тошноты. Бывает... но раньше говорить об этом было не комильфо... А теперь?

Порассуждаем? Легко! Вы таки еще не поняли к чему я клоню?

Где-то в глубине души, каждый разумный сапиенс душит на корню печальное знание о том, что вся эта бесконечная "донцова" и прочая "сумерка" пишется для тех кто это покупает... И ведь покупают сволочи... И хрен бы с ним, что читают, так ведь они еще и обсуждают и даже пропагандируют... Как это не противно осознавать, но весь этот макулатурный эрзац это тоже, типа, литературный вкус. Просто раньше, сознаваться в этом (в самой читающей стране) было стыдно, а теперь можно даже и порычать на всяких прочих (масскульт поноженный на маркетинговое ускорение это та еще сила!). И слабые духом поддаются... А это ребята уже не разу не безобидно, это деградация.

Какое-то время была популярна следующая точка зрения: пусть уж лучше читают хотя бы такое Г., чем не читают вообще, ведь есть маленький шанс, что начав со всякого палп фикшн хотя бы один из тысячи переключиться на А.П. Чехова или на что-то удобоваримое из современников. Знаете... не работает этот подход. Почему? Да потому что на одного человека с прорезавшимся чувством текста будет приходиться еще сотня с загубленным. Я не о тех, кто изначально читал всякий мусор, а о тех кого в это дело втянули.

Человек существо слабое и если в него с детства не вколотили основ, то поветриям он поддается на раз-два. Был перспективный читатель, а потом все вокруг начали читать и обсуждать литературное ГМО про туповатых девиц и озабоченных вампиров. И через какое-то время человеку начинает казаться, что это даже гуд и клево. У него (нее) на подкорке прописалось, что это ПРИЕМЛЕМЫЙ уровень текста. А тут еще и саксес стори - разбогатевший на самоиздании автор! Круто же! А пониженный уровень восприятия, это почти что пониженный иммунитет. Любая литературная зараза быстро становится в такой среде аналогом чумы выедающей мозг. Вы не согласны?

Хм... как вам такое соображение... Как много оригинального, талантливого и главное НОВОГО кино вы видели за последние лет десять. Ну честно,.. Чтобы не аттракцион, не адаптация компьютерной игрушки и не РЕМЕЙК... Скока? Если насчитаете 10 фильмов, я снимаю аргумент... Ну?

Не?! А знаете почему? Она родимая. Деградация приемлемости текста. Кинематограф, он ведь вторичен. В основе всегда лежит сценарий и у него тоже есть литературный уровень.

Кто-нибудь обязательно скажет о том, что де сословность в восприятии продуктов культуры была всегда и что русские матерные частушки и Моцарт  прекрасно сосуществуют. Но видите ли, господа хорошие... Разница ведь в том, что до поры, нормальным и маст считался именно Моцарт, а те круги в которых были в ходу частушки не перли по главной улице с оркестром, доказывая свою офигенную культурную ценность. Да и тут есть разница. Шнур, например, это хорошая плохая неприличная музыка, а всякое матерящееся полублатное дерьмо - нет. Почему? А это тоже чувство текста и контекста.

Когда доходит до того, что в голову не влезает Мартин или слишком сложный (ха-ха!) Марк Твен (реальная оценка американских студентов) это уже полная культурная джамахерия, ящетаю... При таком уровне восприятия нужен уже не текст, а комиксы. И возможно в этом спасение...

Видите ли, по мере снижения общего уровня аудитории происходит и другой процесс. Падает интерес к литературе в принципе. Пиратство и общее разжижение убивают некогда цветущую ниву масскульта. Так может быть это и хорошо? Литература и текст, в целом, отойдут на прежние позиции. Бесперспективные и ими укушенные уйдут в комиксы и видеоигры, а художественный текст станет опять "собственностью" тонкой, но реально влиятельной прослойки и превратится таки в один из канатов очередного социального лифта... Я в том смысле, что становление личности без внятного и сильного слова невозможно, а элиту эти самые личности и формируют. Если кто-то хочет поднять себя на этот уровень, то воленс-неволенс ему или ей придется открыть для себя, если не литературу, то тексты приемлемого уровня.

А писательство... А что писательство? На какое-то время обеднеет, но пусть его... Маркетинговые монстры уйдут в смежные отрасли, плохие и невезучие профессионально вымрут, а вот таланты... Таланты либо собьются в особые зоны (гильдии, стаи), либо (по старинке) займутся поиском покровителей из среды пока еще элиты. Грустно? Может и грустно... Но с "колобком" на стероидах, и сумеречными донцовыми надо заканчивать, а иначе коллапс и многократный песец... Опять не верите? Вспомните, "в начале было слово". А его уровень понижается. Глазом моргнуть не успеете, как окажетесь черт знает где, с черт знает кем и заниматься будете черт знает чем... Мое дело предупредить...

вопросы, Внезапно, doing it better, нафигнафиг, футурология, многабукаф

Previous post Next post
Up