О неисчерпаемости силы человеческого идиотизма -2.

Mar 12, 2013 20:29


Продолжаем разговор... Ранее мы говорили о стратегии. А конкретно этот пост, является продолжением важнейшей темы стратегического значения человеческой глупости ( первый пост был тут).

Итак, человечество тупит. Оно предается этому занятию отчаянно и самозабвенно. Глупость повсеместна и почти необорима. Вы можете предусмотреть, практически, все (если не в деталях то в направленности), но глубины людского идиотизма вы не измерите. Вы составили план? Серьезно? Вы скоординировали ум? Измерили планы в категориях ценности? Трезво проанализировали антураж? ОК. Пора вносить поправку на идиотизм. История бизнеса, как и история вообще, доверху набита примерами, когда глупость приводит к «падению неба» на отдельно взятом рынке, а то и к однозначным трагедиям. Говорим ли мы об аварии на АЭС или об упущенных возможностях, первопричиной всегда будет выступать глупость. Другое дело, что глупость эта не появляется на пустом месте. Она, как правило крепкий саженец имеющий, вполне себе, «корни». Вот о них то и поговорим.



Эксперты, такие эксперты... или Акио Морита не одобряэ.



На сегодняшний день маркетологи и историки бизнеса любят смаковать провал Sony на рынке портативных плееров, который сама же корпорация и создала. Но мы сейчас обратимся к временам более ранним.
Первый ауди-плеер под названием Walkman появился в продаже в 1979 году. Ранее устройство было разработано инженером Нобутоси Кихара для своего босса - основателя Sony Акио Морита, человека абсолютно легендарного. Изобретение было индивидуальным. Гуру бизнеса любил слушать музыкальные оперы во время своих частых полётов по миру и не хотел, чтобы ему мешали посторонние звуки. По другой версии легенды, ему не нравилось, когда иную музыку громко слышали его дети. Ознакомившись с девайсом, господин Морита вынес вопрос о массовом производстве на совет директоров, где встретился с настойчивым и сопротивлением экспертов. Коллектив из более чем сотни маркетологов компании дал заключение о том что девайс бесперспективен, так как направлен на молодежь, а та любит слушать музыку в компаниях, для чего посещает вечеринки, дискотеки и концерты. Логично правда? Морита, слава Богу, идиотом не был. Wаlkman был запущен в производство, а Sony очень долго оставалась товарным чемпионом, продав своих плееров больше чем каких либо иных девайсов в мире.

Cейчас мы, конечно, все умные... Согласитесь, что было весьма глупо и нелогично обратить внимание на увлечение молодежи музыкой, но не рассматривать то время которое она же проводит вне вечеринок и дискотек. Однако, очевидная глупость менеджмента объясняется весьма просто. У компании УЖЕ было прочное положение на рынке и оно же распространялось на ее служащих, которые более всего ценили что? Правильно - свои позиции. Любой фактор нарушавший сложившееся положение вещей рассматривался как угроза, даже если он вел к их потенциальному обогащению. Делаем зарубку номер раз... Глупость произрастает из трусости.

К моменту, когда в мире появились mp3 файлы, у Sony не было Акио Мориты. А вот у Apple был Джобс. Надо рассказывать что было дальше?

Когда отчетность убивает.



Ранним утром 3 декабря 1984 года в городе Бхопал (Индия) были смертельно отравлены три тысячи человек, в последующие годы количество жертв возрастет еще на 15 000 человек. На химическом заводе производящем популярные тогда пестициды с 0:30 до 2:00 в атмосферу было выброшено около 42 тонны ядовитых паров (избыточное количество инсектицида в заводской ескости нагрелось выше температуры кипения и сорвало клапаны). Облако накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км. от предприятия).
Население живущее буквально на головах друг у друга, как-то забыли во время предупредить, а ветер разносящий тяжелые пары по широкой площади все усугубил. Самое ужасное, что никто так и не может со 100% вероятностью установить виновников самой массовой техногенной катастрофы в истории. Официально причина не установлена до сих пор...
Однакко, неофициально эксперты изущавшие трагедию склоняются к простой и страшненькой версии - экономической ошибке. Расчитывая мощность производства кто-то ошибся в оценке спроса, финансовые потери сподвигли хозяев давить на менеджмент в плане скоращения себестоимости, а менеджмент стал экономить на чем? Правильно! На безопасности. Первым делом сократили должность инспектора по ТБ, перестали проводить профилактику приборов, а когда сломалась установка по до-сжиганию газа, разобрали и «чинили» ее несколько недель, в ожидании более подходящего отчетного периода на который можно было нагрузить те самые расходы. Показателен и другой факт. В первые часы катастрофы владельцы (американская компания) отказывались огласить состав ядовитого облака, ибо коммерческая тайна и интеллектуальная собственность. Количество жертв не получивших точное лечение росло...

Всего по разным подсчетом пострадало до 600 000 человек. А «Union Carbide», ответственная за эту трагедию, в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам 470 млн. $, в обмен на отказ от дальнейших судебных исков. Правда карма та еще стерва, и в 2004 году хулиганы из «The Yes Men» устроили , розыгрыш... В результате которого, по BBC World показали сюжет о продаже Union Carbide и направлении вырученных 12 млрд на ликвидацию последствий аварии. «Dow Chemical», владельцы «Union Carbide», стали все опровергать, но... акции компании упали на 2 миллиарда долларов. Мелочь а приятно...

Итак, 600 000 человек покалечено, 18 000 мертво, компания выалатила 400 млн. по расценкам 1987 года. И потеряла еще 2 млрд, и все это в попытке сэкономить на оборудовании и персонале... Хрестоматийный пример. Кто-то накосячил ( о моя прибыль!), кто-то полез исправлять косяк в отчетности (о моя карьера!), кто-то эту движуху поддержал ( о моя зарплата!). Велико ли во всем этом пристуствие трусости? Безусловно велико! Но трусость имеющая в основе жадность, это гораздо более смертоносный котейль. Слышите? Никогда не ставьте жадину командовать трусами. Плохо закончиться. Даже если вы всего лишь продаете пончики.

Я самый умный. Круче нас только яйца. А еще, мы самые страшные!



Здесь можно обойтись, буквально прямыми циататами из учебников и статей.

В 1876 году компания Western Union обладала монополией на телеграф - самую современную технологию связи того времени, благодаря чему являлась одной из богатейших и могущественных корпораций США. Когда президент Western Union Вильям Ортон получил предложение купить патент на новую технологию за 100 тысяч долларов, он подумал, что над ним подшутили. Тем не менее он написал ответ изобретателю: «Мистер Белл! После внимательного изучения вашего нового и очень интересного изобретения мы пришли к выводу, что у него нет коммерческой перспективы. Как наша компания может использовать электрическую игрушку?»Телефон, изобретенный 29-летним Александром Грэмом Беллом, был словно специально создан для Western Union, телеграфные провода которой были протянуты по всей стране. Белл оставил патент себе, и через несколько десятилетий его компания AT&T (American Telephone & Telegraph) стала крупнейшей корпорацией Америки. Патент на телефон, который Белл был готов продать всего за $100 тыс., сегодня считается самым ценным и дорогостоящим патентом в истории.

Благодаря усилиям Генри Форда по снижению стоимости производства модели «Т», именно этот автомобиль превратил США в страну автомобилистов и радикально изменил образ жизни американцев. Но модель «Т» была единственной машиной, которую производили заводы Ford Motor Co. По мере роста автомобильной промышленности и обострения конкуренции все в компании, начиная от наемных работников и заканчивая членами семьи Форда, уговаривали его выпустить новую модель или изменить дизайн старой. В 1912 году заместители "великого и ужасного" построили опытный образец новой версии модели «Т» с низкой посадкой. Машина, выкрашенная в ярко-красный цвет стояла посреди цеха. Один из очевидцев вспоминал: «Форд, не вынимая рук из карманов, обошел вокруг машины три или четыре раза, очень внимательно ее изучая. Наконец, он остановился слева от автомобиля, взялся за водительскую дверцу обеими руками… и оторвал ее!». Он уничтожил машину голыми руками. Ведь никто в мире не смел улучшать его гениальное творение. Модель «Т», спроектированная для плохих дорог, быстро ездить не умела. Конкуренты не спали, а рыночная доля Форда непрерывно снижалась: 57% - 1923 г., 45% - 1925 г., 34% - 1926 г. С 1930 года и по сей день компании Ford Motor более не становилась номер первым на рынке.

Компания Excite была основана в 1994 году групой студентов Стэнфордского университета. Уже в 1996 году команде Excite удалось поглотить поисковые системы Magellan и WebCrawler. В том же году они объявили о публичном размещении 2 млн. акций. Вы много о них слышали? Ну да... А в 90-е Excite был одним из самых узнаваемых брендов в интернете. В 97-м он отмечался как второй по популярности сайт, ведь у них была бесплатная почта и сервис обмена сообщениями. В декабре 98 года Yahoo попыталась купить их за 5,5 млрд $, но сделка не состоялась. А в 1999 году два аспиранта из Стэнфордского университета, пришли к руководству Excite и предложили купить недавно разработанный ими поисковик за $1 млн. Боже... еще один поисковик - сказали менеджеры Excite и отклонили это предложение. Аспирантами были Брин и Пейдж, а поисковик назывался Google... По состоянию на 2011 год, Excite занимал позицию в пятой тысяче по посещаемости. Yandeх сильно круче.

Так что определяет и связывает все три кейса? Ну помимо глупости совершенных ошибок? Их фундаментальная причина - высокомерие.

Синдром детали или проклятие устава.



Поговорим о недавнем. 11 Марта 2011 года рвануло на Фукусиме. Если кто был в благородном отшельничестве или дурке, напоминаю... В результате мощного землетрясения цунами в Японии, произошла радиационная авария на АЭС Фукусима-1.

Хронология дизастера выглядит так:

При толчке три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной защиты, все аварийные системы сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение, предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами. Электричество было необходимо для охлаждения остановленных реакторов, которые активно выделяют тепло в течение существенного времени после остановки. Сразу после потери резервных дизель-генераторов владелец станции компания TEPCO заявила правительству Японии об аварийной ситуации. Далее началась паника и неразбериха, во время которых категорию катастрофы повышали несколько раз.
Дисциплнированные японцы были в шоке, у них ведь была инструкция. Они все сделали правильно! Сотрудники станции были категорически уверены в том, что система охлаждения после цунами оставалась в работоспособном состоянии, тогда как в действительности она вышла из строя сразу после обрушения воды. По этой причине закачивание воды в перегревающийся первый реактор начали с опозданием, что и вызвало дальнейшее расплавление и взрыв. Назначенная неазвисимая парламентская комиссия выявила еще больше веселых вещей. Оказалось, что станция была построена согласно инструкцям, но в сильно неподходящем месте, тоже самое касалось и защиты от цунами, там где были возможны 9-метровые волны (о чем знали), ограждение (согласно инструкции) ставили на 6-метровую волну. Тоже касалось и проводимой профилактики и выводов технических комиссий. Формальности- формальности- формальности... Член парламентской комиссии по расследованию причин аварии Киёси Курокава назвал это «чисто японской катастрофой». Цитирую: «В Японии никто не берёт отвественность на себя, даже те люди, кому это положено по штату. Это чисто японское явление».

Это, безусловно, хорошо, когда каждый занят своим делом, но там где наши «раздолбаи» подняли бы вопли стали подвозить хладагент вертолетами и заваривать трубы вручную (со вручением геройских звезд посмертно), японцы твердо стояли на букве устава. Это, в итоге, всем нам (на планете) еще аукнется... Краски тот парламентарий, конечно, сгустил, но явление это есть и не только в Японии. Я называю это синдромом детали. Дисциплинированность и безответсвенность вещи суть разные, а запротоколированные пространства очень привлектаельны для страдающих именно от последней... Люди должны работать в условиях дисциплины, но упаси нас Бог, от тех кто черпает в этих уставах комфорт и смысл.

Что-то много букаффф... Заканчиваю дозволенные речи. А продолжение следует...

бизнес-советы, бизнес, идиотизм, нафигнафиг, многабукаф, стратегия

Previous post Next post
Up