Всем мир! Сегодня у нас вкусное. Сегодня мы говорим про "партизанство." Но сперва краткое содержание предыдущих постов на сопряженные же темы: Россию (и сателитов), по моему мнению, ожидает
застой с трендом на снижение уровня жизни и потребления (если вы, в последнее время, не читали мой блог, то обоснование прогноза можно прочитать кликнув на ссылку). Довольно широким слоям населения придется столкнуться с увеличившейся бедностью и сокращением количества понятных и законных способов эту бедность преодолеть. Соответственно вопросы "Что делать?" и "Куды бечь?" перестают быть теоретическими, от слова "совсем". Нужны "стратегии выживания". И я не про способность разжечь огонь без спичек. Я о, хотя бы относительном, контроле над собственной жизнью, разумеется, при условии, что хочется все таки действовать, а не созерцать. Стратегий этих (при текущих условиях) я насчитал три. Основных.
Про "встраиваться" и "валить", мы поговорили в прошлый раз. А ныне, продолжаем разговор...
Партизанство! Это о чем?
В вашем случае, этим термином я называю построение своей жизненной перспективы вне пределов основных, существующих на рынке схем, предусматривающих встраивание в дистракционные схемы. Иными словами, речь идет о формировании у себя такого источника доходов, который был бы отдален от тем связанных с встраиванием в дистракционные модели обогащения элит, находился бы в относительной безопасности от недружетсвенного поглощения (например, в силу того, что он напрямую завязан на неотчуждаемые навыки или сложно отчуждаемые схемы получения доходов) и (в идеале) был бы независим от политической и административной коньюнктуры вашей страны проживания. Если еще проще, то это должно быть нечто, что: а) не связано с доступом к крыше и ее возможностям; б) сложно у вас отнять; в) Должно быть способно кормить вас даже в случае усугубления политического и административного идиотизма властей (естественно, до определенных пределов, после которых уже эвакуация).
Мудрено? Ой вот не надо... Вы и сами все это прекрасно знаете, а если не сформулировали, то (хоть когда-нибудь) чувствовали тягу в этом направлении. Хотите реализованых примеров? Ну как же...
Вот например мой любимый
stalic Кто-то желает возразить? Сталик, кто бы там и чего не говорил, не просто "крепкий профессионал"... Он - гуру. Проповедник среднеазатской кухни людям мира. Понятно, что не простой "партизан" а целый Ковпак, но из песни слов не выкинешь... Все признаки на лицо. Зависит ли его популярность, узнаваемость и профессиональная эффективность от встроенности в схемы попила? Нет. Можно ли отжать Сталика от Сталика?Он ведь не ресторан и не торговая площадь (с типа выданными разрешениями). Технически, ему можно создать проблемы с продвижением и попытаться оспорить какие-то права... Но что получит по оконцовке отжимающий? Хрен он получит, или ручку от хрена. Как скажется ли на его бизнесе очередное безумство властей? Если речь не зашла об эвакуации, то драмматически, нет... Может быть продано меньше книг, могут возникнуть с определенными продуктами, но он готов. Даже если в стране 90% населения перейдет на сухари и тушенку, он не ограничен исключительно вашей страной.
Еще? Хех...
Незнающие есть? Да... Сейчас главная контр-культурная и самая веселая группировка страны появляется на ТВ. Время от времени... Угу... Но насколько они зависимы от того шабаша, который называется российским шоу-бизнесом? Шнуров (насколько мне известно) на существующие там порядки клал прибор, что в начале карьеры, что сейчас. Он и на пиратов его клал. Власти? Лужков их (было дело) запрещал... Помогло? А по какой величины фалосу пойдут отжимающие "Ленинград" у Шнура? По печальному, я полагаю... Где-то звучало, что, в среднем, с одного корпоратива они зарабатываю 50 тыс. $. Да-да... корпоративов, в связи с кризисом, может стать меньше. но... Канал группы на youtube чуть ли не самый результативный в стране, а забойные проигрыши и меткий мат собирают публику без деления на сословия. Они не обнищают.
Но это звезды. Состоявшиеся и сбывшиеся. А что с вами? Давайте разложим варианты. Выгоды партизанского подхода я перечислять не буду, в виду их очевидности. Они (преимущества) наглядны. Отчего же тогда все не...? А это ой как нелегко и чревато. Речь ведь, как не крути, идет о предпринимательстве, причем, даже если речь идет о совсем микроскопических объемах бизнеса. Скорее всего, вам будет сложно. Прежде чем что-то сложиться вы пару (или пару десятков) раз сработаете впустую. Если вы не хотите и не можете довольстоваться совсем малым, то на первых этапах, всю движуху придется осуществлять параллельно с занятием которое приносит вам деньги. Чаще в виде зарплаты, за которую, в условиях кризиса будут выжимать досуха. Близкие вас, в основном, не поймут и не поддержат (часто совсем наоборот). Да и как, вообще, подступиться к этому вопросу?
Тут пожалуй стоит обратиться к классике... Согласно концепции М. Портера, обоснованной еще в 80-х на рынке существуют три основных конкурентных стратегии, а именно: ценовое приемущество, дифференциации (то есть концентрация на отличиях и сильных сторонах отсутствующих у конкурентов) и фокусирование на специфическом сегменте (поиск ниш и их окупация). Это в основном и упрощённо, но нам, сейчас хватит и этого приближения. Поскольку, откровеный криминал мы не рассматриваем, то первый вариант мы рассматривать не будем... В нынешних условия, чтобы обладать приемуществом по цене, вам нужно быть либо Ali-express (а это не вы), либо быть глухо криминальным, поскольку вы и есть свой единственный ресурс. Чем бы вы нерешили заняться в рамках своего личного партизанского проекта два последних варианта и их совмещения в разных пропорциях на разных рынках и есть ваше всё...
Вы должны отличаться, то есть быть лучшими относительно аналогов характеристиками хотя бы по одному параметру, возможно обладать спецификой на уровне продукта и подачи и/или концентрироваться на строго определенной группе клиентов-потребтелей со специфическими потребностями.
Тут, вроде бы все понятно, но прежде чем вы начнете мысленно дифференцировать и фокусироваться, давайте сразу избавимся от пары возможных заблуждений и иллюзий.
Во-первых, не путайте бизнес и подработку. Это разные задачи. В 999 случаях из 1000 подработка не приведет вас к статусу почетного бизнес-партизана. Бизнес требует понимания целей и задач. Он требует концептуального осмысления, уже на стадии зачатия. Концепия может скорректироваться и даже измениться. Но она должна быть. Вы должны понимать куды вы двигаетесь и оценивать насколько далеко вы продвинулись. Причем, не в деньгах. Денег на первом этапе может и не быть, либо они, появившись в каком-то количестве могут вас отвлекать и направлять в тупик (бывает и так). Давайте на примере... некто занимается репетиторством. Все вроде бы понятно. Но до тех пор пока он просто ходит от одного ученика к другому - это подработка. Возможно даже денежная. В бизнес это превращается в тот момент, когда у репетитора появляется план по выходу на следующий уровень. К каким целям он направляет своих студентов? Как реализация этих целей решает его задачи по превращению своих учительских навыков в бренд имени себя? Согласитесь,что ВанВаныч хороший репетитор, это не то же самое, что Иван Иванович, который готовит детей к поступлению в MIT и имеет офигенный процент зачислений. Для этого репетитору надо по крайней мере поднять задницу и понять, ЧТО нужно сделать ученику и с учеником, чтобы результат состоялся. Разница понятна? В другом варианте, репетитор поднимется с уровня подработки в тот момент, когда свои методики и подход он преобразует в мобильное приложение, например. Но и для приложения ему нужно иметь концепцию и программу продвижения.
Во-вторых, прежде чем предаться сладким мечтам о независимости уясните - в сложившихся условиях многие "популярные" варианты фрилансерства и т.д. тупо не работают. Копирайтерство? Фотография? Блогерство? Стать мега-тысячником и гонять рекламодателей на водопой... Бггг... Говорят, что где-то в Сибири строят целый завод для переработки фотографов-блогеров... Понимаете, многие просто не могут. Они хотят, но нет ни склонности, ни подхода. Теперь у них еще и времени на это не будет. А те что умееют... Их кормовая база тоже сократилась и продолжает, грядет драка и гонка. Что еще? Умеете генерить нечто мимишное, дорогое и ненужное - это не дифференциация. Забудьте. Те же проблемы с кормовой базой. Опять же поймите вы мечтали в масштабах бизнеса или таки подработки?
Мой совет - дайте себе время (неделю-две) и обдумайте возможные направления и возможности направлений из которых выбираете. Заройтесь в инфу. Постарайтесь предстваить себе перспективу в объеме и времени. Серьезно отнеситесь к анализу ситуации. Поймите и оцените реальный уровень своих навыков и наличие навыков вообще. Ну а если уж задумались, то вот вам пара наколок:
а) Услуги и продукты которые режут косты (т.е. уменьшают затраты) и/или уменьшают потери по времени ВСЕГДА в тренде. В кризис особенно;
б) Игроки, мощно присутствующие на рынках и оперирующие в поле ценового приемущества, снижают качество того, что поставляют. Этот тренд на снижение качества повсеместен приобретает уже издевательский оттенок. Крупные игроки, встроенные в экстративные экономики, подверженны этому даже в большей степени. Понимайте и используйте.
В третьих... Вы обратили внимание, что оба примера успешных "партизан" - это медийные персоны. Почему? А вы попробуйте представить себе идеального "бизнес-партизана" в отрыве от сети и медиа... Совсем немного вариантов, правда? А как же мой совет не быть гвоноблогером? - спросит кто-то... А тут нет противоречия. Понимать механику медийного продвижения, владеть этими способами и быть хрЕновым блоггером - это очень разные вещи. Не говоря уже о том, что для начала нужно иметь и уметь нечто интересное и/или полезное, как Сталик или Шнур. Прокачивайте навык правильного присутствия и продвижения в сети, это одно из ключевых умений. Помните, вы можете быть лучшим, но кому это надо, если об этом не узнают... Литературы и материала много. Погуглите.
И тут мы подходим уже к практическим, а не концептуальным обсуждениям... Это интересно. Но в продолжении. Ибо пост получился длиным и мне пора прекратить дозволенные речи...