У меня была подруга, которую воспитали папа и бабушка. Так случилось: папе, имевшему знакомства в силовых структурах, удалось отсудить дочь у бывшей жены.
Подругу учили, что девушка должна быть опрятной, не накрашенной, скромно одетой и с длинными, убранными в косу волосами.
Девочка выросла, стала носить яркие футболки с Микки-Маусами, юбки в разноцветный цветочек, балетки со стразами и краситься, как Мэрилин Менсон. Кроме того, девица пустилась во все тяжкие и лет до 25 меняла мужиков, как перчатки.
Подругу учили, что "женщина - обслуживающий персонал", девочка должна хорошо готовить и заниматься домашним хозяйством.
Девочка выросла и вышла замуж за парня, который мог питаться дошираками, и ему было пофиг, что белый тюль на окнах черного цвета.
Подругу учили, что в нормальной семье должны быть дети.
Женщина родила дочку и, разводясь с мужем, оставила ребенка любовнице мужа, потому что не знала, что с дитём делать и зачем оно вообще нужно. (надо отдать должное любовнице - она была прекрасной мамой)
Подругу учили, что нехорошо скрывать от взрослых мысли, личный дневник и записочки от мальчиков.
Девочка выросла и стала молчаливой и замкнутой. Самыми важными проблемами она никогда и ни с кем не делилась. Даже с близкими друзьями.
Подругу учили, что каждый живет для себя, и заботиться о других - идиотская блажь.
Девочка выросла и всегда была готова броситься на помощь: и тем, кому действительно нужно было помочь, и тем, кто только говорил об этом.
Подругу учили: "чему быть - того не миновать". Глупо спорить и сражаться с тем или чем, кто или что сильнее тебя.
Когда женщину - настоящего профессионала - незаконно сократили из фирмы, где она проработала 10 лет и тянула работу трех человек, она молча собрала вещи и ушла.
Подруга умерла не от рака, от которого ее удалось вылечить. Она умерла от инфаркта, потому что полгода пролежала в постели, вяло отмахиваясь от предложений сделать вторую операцию, которая помогла бы встать на ноги.
Вся жизнь подруги была, как мне кажется, олицетворением подростковой борьбы "против" - против насильно впихиваемых семьей ценностей, навязанного мировоззрения. Она знала, как "не надо" и "не хочется". Но некому было научить ее, чем это "не надо" заменить.
Моя подруга была прекрасным человеком - добрым, отзывчивым, ранимым и понимающим чужую боль. Но она так, увы, и не смогла понять, что бороться ей нужно было прежде всего за себя.