Систематизация свидетельств времени ССВ
8. Психосфера
8.5. Дети
***
предыд. стр. ССВ 8.5.(37)
http://dar-aya.livejournal.com/256310.html***
Однажды я приду в этот мир. Научить тебя... / "Я буду очень хрупким. Только так я увижу, сколько в тебе сострадания. Я буду плакать без еды и воды. Так я узнаю, готов ли ты делиться. Я буду смотреть на тебя глазами Иисуса. Так ты начнешь вспоминать зачем мы здесь. Я притворюсь не знающим. Так я узнаю, а что знаешь ты. Я буду повторять за тобой все. Так ты увидишь все свои слабости и страхи. Я буду требовать любви здесь и сейчас. Так ты перестанешь блуждать в прошлом и грезить о будущем. И вернешься в настоящее. Я буду учить тебя тому, что ты позабыл пока рос в этого большого, толстокожего, несчастного взрослого. Я буду смотреть на тебя, не боясь. Запечатлевая каждый твой шаг, слово, интонацию, эмоцию, реакцию, реплику, отношение, концепцию твоего мира. Так ты вспомнишь, как важно быть счастливым просто так. Я впитаю с молоком всю твою нежность. Из него будет соткано мое тело. Я проживу с тобой рядом каждую минуту. Каким бы ты ни был. Так я покажу тебе, что такое любовь и вера. Я буду спрашивать тебя о том, что ты скрываешь от самого себя. Так ты научишься быть честным. Я сделаю вид, что ты и есть мой мир. Так ты захочешь сделать его совершенным и стать совершенством в нем. Я запомню то, что ты говоришь близким. И потом повторю тебе слово в слово. Так ты узнаешь, что словом можно убить и воскресить. Я захочу самых странных желаний и мечт. Так ты увидишь, что нет ничего невозможного. Всю свою жизнь я буду тем, кем ты меня сделал. Так ты узнаешь, кто ты сам..." ***
Рожкова: Как быть, когда вашему ребенку делают замечания на улице ***
Логопед Анна Матвеева: Нет ничего более опасного, чем опережающее развитие! ***
Родительский КОДЕКС - читать ВСЕМ родителям! ***
Михаил Никифорович Мельников на радио "Слово" до 2000: "Да, к сожалению, нам долгие годы внушали, что наши дремучие предки мало что понимали по сравнению с просвещёнными потомками. Это глубочайшее заблуждение. Люди широко образованные во все века обращались к народной мудрости. Почему? Да потому, что она проверена тысячелетиями жизненного опыта того или иного народа. Поэтому у каждого народа своё неповторимое лицо, психология, свой образ мышления. На Руси земледельцы - наши предки славяне (и предки славян). Поэтому всё определялось земледельческой культурой. Земледелец выживал тогда, когда имел много крепких, здоровых и умных работников. Поэтому семья старалась как можно больше иметь рабочих рук. Потому рождение и воспитание здоровых детей было первостепенной задачей. И этим занимались ещё задолго до того, как появятся дети. Сейчас у нас много шуму об открытиях американских учёных, о «ноу-хау» с эмбриональным воспитанием. Но эмбриональное воспитание было и на Руси. Причём знали практически все основополагающие мотивы, каковыми сейчас руководствуются те, кто занимается эмбриональным воспитанием. Т. е. знали о влиянии чувств, настроений и переживаний матери, которая вынашивает плод, на его развитие. Отрицательные эмоции угнетают плод. Поэтому всегда старались создать благоприятную обстановку. Беременной запрещалось бить скотину, ругаться, смотреть на пожар - отрицательные эмоции исключались." *
"Женщине давали такую работу, которая развивала все мышцы и органы, которые участвуют в детородной деятельности. Врачей тогда не было, и кесарева сечения никто не делал. Это же смерть, если не разродиться! Поэтому всегда заставляли до последнего, до схваток родовых работать внаклонку: мыть полы, скоблить лавки, пропалывать в огороде, жать рожь или пшеницу. Это развивало то, что потребуется при родовой деятельности. Т. е. снова забота о матери и ребёнке.
*
Вот сейчас советуют, что с момента зачатия надо думать о будущем ребёнке. Да какая же мать не думает о желанном ребёнке?! Какой отец не ждёт себе помощника в труде?! Они думают.
*
Учёные представляют как открытие то, что «плод узнаёт голос близких людей». Да, до недавнего времени медицинская наука и этого не знала. «Надо начинать разговаривать с будущим ребёнком, и особенно в 5 месяцев, чтобы он привыкал к голосу матери. Потом голос матери будет его успокаивать, давать состояние безопасности». Всё верно! А, между прочим, в практике получалось так, что наши предки всё это знали и использовали это знание издавна, потому что детей было в семье много. Иногда в одном доме по 2-3 невестки, если три сына женились, детей маленьких в колыбели было много. И плод всегда слышал не только голос своей матери, когда она старшего укачивает, который лежит в колыбели, и поёт ему колыбельную песню, но и голос той, которой предстоит только ещё первого ребёнка произвести на свет. Ей обязательно полагалось качать чужого ребёнка и петь ему эти колыбельные песни. Она пела другому, но плод-то слышал её голос. Он слышал всё, а этот голос запоминал. Так что всё это дородовое воспитание было поставлено довольно хорошо.
*
Никогда (Боже упаси!) не давали выпить даже на свадьбе, чтобы не было пьяного зачатия - ни рюмки водки! А миска борща на двоих, когда уводили молодожёнов в подклет или в другое место. Горячего борща, чтобы восстановить силы, и никакого хмельного! И уж если беременная, то - Боже упаси! - хмельное. И, Боже упаси, чтобы курево.
*
Я помню в Toe Монастырской Колыванского района, где я вырос, никогда ни один курящий мужик в избе не смел закурить. Почему? Потому что отравляет детей, отравляет мать будущего ребёнка."
*
"Колыбельный возраст - самый ответственный период. Говорят: «Каков в люльке, таков и в могилку». Да, потому что всё воспитывается, закладываются все основы личности - до пятилетнего возраста. Потом уже можно шлифовать, исправлять ошибки, что-то доводить до лучшего состояния. А основы, каркас личности - именно в этот период, называемый материнской школой. Когда семья большая, ответственность ложится на мать."
*
"Особенно важен младенческий период. И поэтому народ изобрёл специально для младенческого периода «инструменты» - колыбель и колыбельную песню.
*
Колыбельные песни у всех народов без исключения очень мелодичны и монотонны. Хотя и плясовые, и шуточные - лихие песни есть у народа. Но никогда их не пели над колыбелью. Потому что ребёнок должен слышать голос, который включает тормозную систему. Ему трудно отключиться. Жил-был в утробе - полный комфорт и полная безопасность. А здесь - корова мычит, жеребец ржёт, двери хлопают, топоры стучат - звуковая агрессия со всех сторон. Поэтому он разбирался во всём с любопытством (глаза включает, когда начинает видеть), где много того, что раздражает и не успокаивает. Вот почему колыбельная монотонная: ребёнок легко и безболезненно засыпал. А спать ему надо три четверти суток. Тогда он будет полноценным человеком в дальнейшем. Поэтому и изобрели такой инструмент. Но это только одна сторона колыбельной песни...
*
Кто поёт колыбельные песни, заметил, что они незамысловаты и почти исключительно сотканы из существительных и глаголов. Почему? Да потому, что у ребёнка восприятие мира конкретно-чувственное. Что он на вкус попробовал, увидел, услышал, то он и воспринимает. И прежде всего - предметы. Но неподвижные предметы мало интересуют ребёнка, а больше те, которые находятся в движении. Отсюда глаголы и существительные. И при обилии, богатстве языка здесь предельно обеднена лексика. Почему? Да потому, что ребёнка надо научить говорить! Когда мать поёт, с ним разговаривает, он уже начинает угукать: «угу-угу» (подражательный инстинкт). И когда он видит, что люди говорят, обращаясь друг к другу, то ощущает необходимость в таком же общении. Бывает, мы слышим на базаре, как люди с «ближнего зарубежья» быстро говорят и много, и мы ни одного слова не понимаем, потому что не знаем опорных слов.
*
Ребёнку надо дать эти опорные слова. Потому в колыбельной то, что выходит за пределы его восприятия, почти отсутствует. Зато есть колыбелька, мама, папа, бабушка, дедушка... А ещё - котик, голуби, собачки, коровы... Даётся именно то, что он может воспринять, т. е. соотнести произнесённое слово, звуковой ряд с конкретным предметом."
*
"Потому что иначе он слов не поймёт, не усвоит первый словарный запас. Вот почему нельзя сразу много давать. Даётся очень мало, но это - основы основ. Мыслим мы словами, и ребёнку надо дать эту словарную основу. Его учат говорить с помощью колыбельной песни. Восемь раз мать споёт, усыпляя. Зная две-три песенки, она их повторяет по нескольку раз, когда усыпляет. Эти немногие слова откладываются в сознании ребёнка. И он уже к году начинает говорить первые слова. И уже многие простые слова понимает. Там нет ни одного непонятного, абстрактного слова. Например, «сон-дрёма». Они очеловечиваются: «Сон ходит по лавочке, Дрёма-то - по другой. Сон в беленькой рубашечке, а Дрёма - в другой».
*
Народ знал: тем, что в детстве заложено (пусть ребёнок этого ещё не осознаёт), он как бы кодируется на будущую жизнь. И поэтому особенно привлекательным рисуется труд. Нет в колыбельной песне ни одного бездельника. Там «зыбаю-позыбаю, отец пошёл за рыбою, мать пошла уху варить, дедушка - свиней манить». Это: «Гули залетали в уголок, зажигали огонёк. Стали кашку варить. Стали Ваню кормить». Т. е. все работают, все в деле. Труд подаётся как счастье, как способ существования, самая большая радость. И это в ребёнке закладывается. Потому и тунеядцев не было, все были трудолюбивы..."
*
"А пестушки - такой есть жанр. Они стоят на страже физического воспитания. Распеленали ребёнка. Застоялась кровь, мышцам надо дать жизнь. Его поглаживают, сжимая ладонями с двух сторон, от шейки до ступней ног, проводя от головки, и говорят: «Потягунюшки, порастунюшки, поперёк толстунюшки, а в ножки-ходунюшки, а в ручки-хватунюшки». И берутся за ножки, за ручки. И он знает, что это - ручки, а это - ножки. А самое главное, строго дозируются физические упражнения. Он растёт, дальше появляются новые пестушки, новый приговор. Кладут на животик, чтобы он держал голову (ему уже смотреть хочется, глаза включил), чтобы отрабатывал мышцы шеи. Ручки разводят «вон лунь плывёт, лунь плывёт», а потом начинают: «чук-чук, чук-чук, наловил дед щук». Укрепляют торс, вырабатывают смелость, подбрасывают, чтобы не боялся высоты. Разрабатывают мышцы ног, потому что он в это время начинает от какой-то опоры (будь то колени, стол или что другое) отпрыгивать, прыгать. Ему доставляют радость эти физические упражнения. Т.е. физически и психически ребёнка готовят ещё до года. А дальше новое включается.
*
Люди издавна заметили, что если ребёнок бодрствует, не спит (а с каждым месяцем всё меньше спать нужно), в нём надо поддерживать радостные чувства, радостные эмоции. Их вызывают тем, что начинают играть с ребёнком с использованием его ручек, ножек. Известные «коза рогатая», «ладушки», «сорока»... Всё это прежде всего - школа игры. В ребёнке вызывают ощущения, он получает радость. В нём вызывают эту радость. И для ребёнка уже игра и радость отождествляются, и к трём годам он уже войдёт в круг равных себе, и игра станет основой его жизни, основой познания мира. И этому его научили в период от года до двух-трёх лет.
*
Сами игры в «ладушки» и в «сороку» - это не просто забавы. Мало того, что в ребёнке поддерживают добрые эмоции. (А если их не поддерживать, он может вырасти человеконенавистником, злым, угрюмым человеком и не сможет общаться с другими людьми.) Но это ещё и школа мышления. Да ещё какая! * Вы обратили внимание? Вот «сорока-ворона кашу варила» - и ладони малыш уже должен держать в определённом положении: мать ручкой с пальчиком водит (круговые движения пока для него сложны, но потом он и сам начинает водить), затем загибают пальчики, включая вторую сигнальную систему (по слову выполнять, включать моторику, движения определённые делать). Так в нём тренируют интеллект уже на уровне более высоком, чем до года.
*
Дальше начинают учить счёту. А счёт - это предмет? Нет. Счёт не увидишь, не пощупаешь, ни на вкус не определишь, ни на запах. Счёт - это числительное, это самая безобразная часть речи, и ребёнку сразу это и не даётся. Здесь требуется уже абстрактное мышление. И как его к нему ведут?
*
Пересчитывают пальчики, не называя счёта. «Этому, этому» - только счёт на ритмическую единицу. «Этому дала, этому дала, этому дала, этому..., а этому не дала»... * Говорят о сорочатах - значит, пальчики могут замещать сорочат, быть их символами. Сороку ребёнок уже видел. Знает, что она летает, но не может огня зажечь и кашу варить. А, значит, речь идёт о детях в крестьянской семье. Значит, одни других могут замещать, но перед счётом все равны. И большой палец, и указательный, и средний, и маленький - перед счётом все равны. И сорочата, и люди, и пальчики - все! Вот так приучают к счёту.
*
Далее, когда вот это он уже усвоил, и игра доставляет удовольствие (просит «сороку»), постепенно переводят на порядковые вычисления. «Первому - в ложку, второму - в поварёшку, третьему - в ладошку, четвёртому - в горшок, а пятому - шишок под носок».
*
Потом учат считать, просто счёту: «Раз, два, три...» Когда привыкнет к пересчёту, ребёнок знает, что пересчёт требует предметности, множества. Он открытие сделал, что у него на ручке пять пальцев (маленькая ручка, а у папы вон какая большая, а тоже - пять!). И он уже утверждается как человек в человеческом обществе. Возникает чувство собственного достоинства. Потом включают проверку. Говорят: «У тебя - три пальца, ты - урод». «Как три?» «Один палец, два пальца, три...», ведут пересчёт по счётно-ритмической единице. И ребёнок может заплакать. Но когда понял разницу, значит, он научился считать. А счёт - это первый свободный теоретический акт рассудка ребёнка.
*
Вы обратили внимание, кому есть не дают всегда? Маленькому! А с маленьким он соотносит себя... И всегда не дают, а за что? За то, что он ничего не делал. И вот «он ходит, дрова рубит, воду носит, баньку топит».
*
Что делали четверо больших (пальцев), то должен теперь лодырь делать один. И он невольно делает вывод, что лениться невыгодно. Что лениться может только дурак...
*
А. Н. Останешься без каши...
*
М. Н. Да! И вот этот вывод делает ребёнок сам. Т. е. он добывает знание. Не просто говорится ему: «Это нельзя! Иди работай!» Такое вызывает протест. А здесь он добывает эти знания сам. И они с ним остаются на всю жизнь. И так во всём, и это - народная мудрость."
***
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЧАКР У РЕБЕНКА ***
Когда родители перестают быть богами ***
Гуськова: Оставьте детей мужу. Это по-взрослому ***
6 родительских ошибок, которые вызывают у детей тревогу ***
Смирнова: Отпустите сына! Стадии отделения мальчика от матери ***
Друкерман: 10 удивительных правил французских мам ***
Клименкова: Антимама / "Прости меня, я не совершенна. Как и ты. Но мне уже поздно что-то менять. А тебе - самое время. Если ты знаешь, как бы тебе хотелось, ты можешь это воплотить в своей жизни сейчас. Тебе еще не поздно. Твое детство навсегда останется нашим прошлым. И если ты научилась делать то, что сейчас тебе мешает, то разучись это делать и научись это делать иначе. Твое настоящее - это твое настоящее и я здесь уже не причём. Я лишь мечтаю видеть твои счастливые глаза и расправленные плечи. Если ты мне даже не скажешь - я справилась, мама!" ***
Как мы делаем наших детей неудачниками ***
Магия доверия: 3 ВАЖНЫХ правила общения с ребенком ***
Лапина: Токсичные родители: незаметный яд, отравляющий капля за каплей / "Важно понимать тот факт, что определенное поведение родителей, даже если оно прикрыто фразами «это для твоего блага», «я стольким ради тебя пожертвовала», «когда ты родился мне пришлось бросить работу/мужа/свой город и т.п.» является травмирующим на всех уровнях - нейробиологическом, психологическом, физическом; важно понимать, что это знание нужно не для того, чтобы кого-то обвинить и назначить ответственным за все свои беды, нет, оно для того, чтобы как раз разграничить свою ответственность от НЕ СВОЕЙ - и перестать бесконечно винить себя за последнюю. Очень хочется, чтобы дети токсичных родителей знали: с вами все было так, ваша боль и определенное поведение - нормальная реакция на токсичную травму..." ***
Эти знания очень важны для родителей! Возрастные этапы созревания мозга ***
Зохлер: Когда меня не станет (Лучшее послание отца своему сыну на всю жизнь) ***
У ребенка нет причин болеть, если он не выгоняет через организм проблемы семьи / "Он отзеркаливает поведение родителей, отражая проблемные вопросы семьи в своем поведении и состоянии, и многому может их научить. Необходимо дать ребенку свободу развития, он совершенен по своей природе и не надо ее тревожить. Если чадо заболело - идеальное средство лечения - адекватные понимающие и здоровые родители, которые видят и распознают себя в своем ребенке." * "Особенные сердца у тех детишек, кто болен незаурядными сложными заболеваниями, часто, с инвалидностью. Этими маленькими людьми была избрана особая дорога в нашем мире. Не стоит осуждать таких и вешать на них ярлыки - они другие, они уникальны. Докторам отдана большая честь заниматься такими детьми, и они должны это понимать. До школы ребенку не надо дружить с книгами и обучаться, до семи лет ему нужно просто быть маленьким. Однако, все, наоборот, стремятся вложить в их голову как можно раньше и как можно больше информации, начиная обучать детей с малого возраста чтению и писанию. В будущем они станут обычными взрослыми, у которых слабо развита индивидуальность, а ими легко руководить и управлять." ***
Детские потребности ***
+1,5 стр.
***
след. стр. ССВ 8.5.()
оглавление журнала ССВ (3)
http://dar-aya.livejournal.com/233367.html