Я когда-то прошёл курс культурологии и хорошо помнил определение культуры, но, естественно, сейчас его забыл, потому что слабо понимал суть этого определения. И вот у Дежурова я нашёл довольно ясное научное понимание сути культуры, которым и хочу поделиться. А потом сравнить с пониманием Ошо как знатока огромного количества книг о культуре и духовного мастера. Арсений Дежуров - это филолог-германист, искусствовед, преподаватель в МПГУ, МАХУ, ТИ им.Щукина, ВШЭ и МФТИ (в разное время) и писатель ещё, и вот что он говорит:
Так, ну чтобы представить, что такое культура, лучше представить всякие кабачки, турнепс там, картошку, да? То есть это всё то, что не природа. Да? То есть то, что природа сама сделать не могла. Да? То есть целина - это природа, а культура - облагороженная природа. То есть та природа, которую мы изменили при помощи разума.
Иными словами вся сознательная деятельность человека - это культура. Культура - это вот всё, что... То есть так скажем: то, что мы едим, пьём, спим, размножаемся - это не культура. Как мы едим, пьём, спим, размножаемся - вот это культура. Вот, собственно, всё. И она включает в себя всё совершенно.
Вот, кстати сказать, посмотрите-ка, спрошу как археолог, я в частности археолог, занимаюсь античностью. И вот как археолог спрошу тебя как ценителя изящного. Вот мы идём, да. И вот мы там высморкались, выпили пива, швырнули банку, да, надули пакет, хлопнули, выкинули, покурили, кинули бычок, растоптали! Да? Что мы оставили после себя, как это назвать?
- Свинство
- Нет.
- Культура?
- Культурный слой. Вот что такое для археолога это. Вот это то, что растёт слоями, вот всё, что от нас осталось, вот это культурный слой. Это результат нашей сознательной деятельности. Все эти потомки, все эти будущие археологи будут раскапывать все эти баночки, все эти пакетики. Да, бычки, от них эти бычки останутся в виде полостей в земле, которые будут, наверно, заливать чем-то вроде новомодного гипса, вынимать их кальки, да? Смотреть и думать, что бы это могло быть. Да? То есть этот отпечаток пустоты, оставшейся в земле - ну это через несколько сотен лет, да? Ну или тысячи лет. Да, так что это тоже будет целью для археологии. Понимаешь? То есть это очень круто.
Вот, так что в общем-то культура - это вся сознательная наша деятельность, это очень широкое понятие. Всё, что не природа, то культура. И это постоянная борьба, они всегда в клинче. Как в жизни отдельного человека, вот я не могу понять всё никак я - животное или я право имею, да? То есть я червь или? Это постоянное борение. То есть природа требует от меня одного, культура борется с природой и так во всём свете. Так в мире постоянно.
И они всё время в самой жёсткой борьбе. То есть стоит культуре отступить, всё зарастёт природой. Бросили город - через пару лет его с вертолёта не увидишь. Занялась культура - всё передохло, одна культура, стекло и бетон. Это, они вечные враги, вечно существуют вместе, друг без друга не могут сейчас. (
отсюда)
А вот что говорит Ошо вместе с Чжуан-цзы. Казалось бы, Ошо принимает точку зрения Дежурова, но Ошо не так прост и эту точку зрения он духовно переворачивает и углубляет, я бы сказал:
Поэтому вот первое, что нужно понять относительно Чжуан-цзы, прежде чем мы перейдем к его сутрам: будьте естественными. Избегайте всего неестественного. Не делайте ничего неестественного. Природа достаточна, ее невозможно улучшить, однако эго говорит: «Нет, вы можете улучшить природу»; именно так существует вся культура. Любое усилие улучшить природу - это культура, и любая культура подобна болезни - чем более человек окультурен, тем он опаснее.
Я слышал такую историю…
Один охотник, европеец, заблудился в африканском лесу. Неожиданно он набрел на несколько хижин. Охотник никогда не слышал, чтобы в этой чаще была деревня; ее не было ни на одной карте. Поэтому он подошел к старейшине деревни и сказал: «Как жаль, что до вас не добралась цивилизация».
Старейшина ответил: «Нисколько не жаль. Мы всегда боялись, что нас обнаружат, - как только цивилизация сюда доберется, нам конец».
Природе приходит конец, как только вы делаете попытку ее улучшить, - это значит, что вы пытаетесь улучшить Бога. Все религии пытаются делать то же самое - улучшить Бога. Чжуан-цзы не поддерживает такого отношения. Он говорит, что природа - это высшее состояние, и это высшее состояние он называет Дао. Дао означает, что природа - это высшее состояние, и ее нельзя улучшить. Если вы попытаетесь улучшить природу, вы ее искалечите - именно так мы калечим каждого ребенка.
Каждый ребенок рождается в Дао, а затем мы калечим его обществом, цивилизацией, культурой, моралью, религией… Мы калечим его со всех сторон. А потом он живет, но он уже неживой.
Я слышал, как однажды маленькая девочка отправилась на вечеринку в честь дня рождения своей подруги. Девочка была очень маленькая, всего четыре года. Она спросила у матери: «А когда ты жила, были такие вечеринки и танцы?»
Чем культурнее и цивилизованнее, тем мертвее. Если вы хотите увидеть совершенно мертвых людей, которые все еще живут, пойдите к монахам в монастыри, пойдите к священникам в церкви, пойдите к папе римскому в Ватикан. Они не живые: они так боятся жизни, так боятся природы, что подавили ее, где только можно. Они уже поселились в своих могилах. Могилу можно расписать, могилу даже можно сделать из мрамора, очень дорогую, - однако человек внутри нее мертв.
Проходя через кладбище, пьяница увидел прекрасное надгробие из белоснежного мрамора. Он посмотрел на надгробие, взглянул на высеченное на нем имя. Это была могила знаменитого богача Ротшильда. Рассмеявшись, пьяница сказал: «Да, умеют жить эти Ротшильды!»
Культура убивает вас, культура - это убийца, культура - это медленно действующий яд, это самоубийство. Чжуан-цзы и его старый мастер Лао-цзы выступают против культуры. Они за природу, чистую природу. Деревья находятся в лучшем положении, чем вы… Даже птицы, рыбы в реке в лучшем положении, потому что они более живые, они находятся в большей гармонии с ритмом природы. Вы полностью забыли, что такое природа. Вы осуждаете ее до самых основ.
А если вы хотите осуждать природу, нужно начинать с осуждения секса, потому что все в природе возникает из него. Вся природа - это бьющая через край сексуальная энергия, любовь. Поют птицы, цветут деревья - все это расцветающая сексуальная энергия. Цветы - символ секса, пение птиц сексуально, все Дао - это ничто иное, как сексуальная энергия; вся природа размножает себя, любит себя, погружается в глубочайший экстаз любви и существования.
Если вы хотите разрушить природу, осудите секс, осудите любовь, создайте вокруг жизни нравственные нормы. Эти нравственные нормы, какими бы прекрасными они ни казались, будут подобны мраморным могилам, а вы будете находиться внутри них. Какой нибудь пьяница, возможно, подумает, что вы знаете, что такое жизнь, что вы умеете жить, но осознанный человек не сможет даже назвать вас живыми. Ваша нравственность - это своего рода смерть; прежде чем вас убивает смерть, вас убивает общество.
Именно поэтому послание Чжуан-цзы является одним из самых опасных, самых революционных, самых бунтарских - потому что он говорит: «Признайте природу! И не навязывайте природе никаких целей. Кто вы такие, чтобы создавать цели и задачи? Вы - всего лишь крошечная частичка, мельчайшая клеточка. Кто вы такие, чтобы заставлять Целое действовать по вашей воле?» Это очень опасно для религиозных людей; для высоконравственных пуритан это самое опасное послание. Это означает: сломайте все преграды, позвольте природе взорваться. Это опасно.
Я снова повторяю: Чжуан-цзы очень мятежен. Он говорит: «Природа, энергия, экстаз, возникающий из переполнения, и равновесие, которое устанавливается само собой, достаточны. В усилиях нет необходимости». В природе повсюду без всяких усилий происходит так много прекрасного: роза может быть такой прекрасной без усилий, кукушка может продолжать свою песню без усилий. Взгляните на оленя, живого, полного энергии, быстрого. Взгляните на зайца, такого бдительного, такого осознающего, что ему может позавидовать даже Будда.
Посмотрите на природу: в ней все так совершенно. Можете ли вы улучшить розу? Можете ли вы хоть как то улучшить природу? Лишь человек в каком то месте сбился с пути. Если роза так прекрасна без всяких усилий с ее стороны, почему это не происходит с человеком? Что не так с человеком? Если звезды остаются прекрасными без всяких усилий, без всяких сутр йоги Патанджали, почему это не происходит с человеком? Человек - это часть природы, точно так же, как и звезды.
Поэтому Чжуан-цзы говорит: «Будьте естественными, и вы расцветете». Если это понимание все глубже и глубже проникает в вас, все усилия становятся бессмысленными. Тогда вы перестаете постоянно строить планы на будущее; вы живете здесь и сейчас… тогда настоящее мгновение заключает в себе все, тогда настоящее мгновение становится вечностью. И буддовость уже присутствует, вы уже будда. Единственное, чего не хватает, - это что вы до сих пор не давали ей никакого шанса расцвести, поскольку так заняты своими собственными проектами. Цветок расцветает без каких либо усилий, потому что энергия не рассеивается ни на какие проекты; цветок не строит планов на будущее, цветок здесь и сейчас. Будьте подобны цветку, будьте подобны птице, подобны дереву, реке или океану - но не будьте подобны человеку. Потому что человек в каком то месте сбился с пути. Быть естественными - естественными без усилий, спонтанно естественными, - вот вся сущность учения, которое собирается преподать вам Чжуан-цзы.
Сейчас мы погрузимся в его сутры. Вслушивайтесь в каждое слово как можно глубже, потому что ваш ум будет создавать преграды, ваш ум не позволит вам слушать. Ум - это общество внутри вас. Общество очень хитрое: оно не только вне вас, оно проникло к вам внутрь. Именно это и есть ваш ум, и именно поэтому все, кто знает, выступают против ума и за природу, потому что ум - это нечто искусственное, внедренное в вас обществом.
Поэтому, когда вы начнете слушать Чжуан-цзы, ваш ум будет создавать преграды. Ваш ум не захочет слушать, поскольку то, что говорит Чжуан-цзы, очень сильно направлено против ума. Если вы позволите этому происходить, если отложите свой ум в сторону и позволите сутрам проникать внутрь вас, тогда само слушание станет медитацией, само слушание вас трансформирует. Нет необходимости делать что то еще, просто слушайте.
Чжуан-цзы верит в понимание, а не в медитацию. И если я говорю, что вы должны медитировать, то лишь потому, что чувствую: понимание для вас очень трудно. Медитация не приведет вас к цели - никакой метод не приведет вас к цели. Метода, техники не существует. Медитация лишь поможет вам понять. Она не приведет вас к истине; она лишь разрушит ум, чтобы вы могли видеть истину всякий раз, когда она появляется.
Круги, которые рисовальщик Чжу рисовал от руки, были более совершенными, чем проведенные циркулем.
Чжуан-цзы рассказывает о рисовальщике по имени Чжу, который мог рисовать от руки более совершенные круги, чем с помощью циркуля. На самом деле циркуль нужен потому, что вы боитесь. Если вы не боитесь, вы сами можете нарисовать совершенный круг без какой либо помощи.
Мне хочется запихнуть всю книгу в этот пост, но она не влезает. Так что можете почитать продолжение
здесь. Это из книги Ошо «Когда туфли не жмут. Беседы по историям даосского мистика Чжуан-цзы»